СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости




Вариант № 41

Демонстрационная версия ГИА—2014 по биологии.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 1281

Применение ка­ко­го на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я. Стена «Пульс», на­пи­сан­ной в се­ре­ди­не XVII в.?

 

1) моделирование

2) измерение

3) эксперимент

4) абстрагирование


Ответ:

2
Задание 2 № 1282

Сущность кле­точ­ной тео­рии от­ра­же­на в сле­ду­ю­щем положении:

 

1) из кле­ток со­сто­ят толь­ко жи­вот­ные и растения

2) клет­ки всех ор­га­низ­мов близ­ки по своим функциям

3) все ор­га­низ­мы со­сто­ят из клеток

4) клет­ки всех ор­га­низ­мов имеют ядро


Ответ:

3
Задание 3 № 1283

Плесневые грибы че­ло­век ис­поль­зу­ет в

 

1) вы­печ­ке хлеба

2) си­ло­со­ва­нии кормов

3) по­лу­че­нии сыров

4) при­го­тов­ле­нии сто­ло­во­го вина


Ответ:

4
Задание 4 № 1284

Плод паслёновых рас­те­ний кар­то­фе­ля и то­ма­та называют

 

1) клубнем

2) корнеплодом

3) корневищем

4) ягодой


Ответ:

5
Задание 5 № 1285

У по­кры­то­се­мен­ных растений, в от­ли­чие от голосеменных,

 

1) тело со­став­ля­ют ор­га­ны и ткани

2) опло­до­тво­ре­ние про­ис­хо­дит при на­ли­чии воды

3) в се­ме­ни фор­ми­ру­ет­ся зародыш

4) осу­ществ­ля­ет­ся двой­ное оплодотворение


Ответ:

6
Задание 6 № 1286

Поступление кис­ло­ро­да в тело гидры про­ис­хо­дит через

 

1) жа­бер­ные щели

2) дыхальца

3) клет­ки щупалец

4) всю по­верх­ность тела


Ответ:

7
Задание 7 № 1287

Определите по внеш­не­му виду клюва попугая, чем он пи­та­ет­ся в есте­ствен­ной среде.

 

1) ле­та­ю­щи­ми насекомыми

2) мы­ше­вид­ны­ми грызунами

3) твёрдыми плодами

4) зелёными побегами


Ответ:

8
Задание 8 № 1288

Что от­ли­ча­ет че­ло­ве­ко­об­раз­ную обе­зья­ну от человека?

 

1) стро­е­ние пе­ред­них конечностей

2) уро­вень об­ме­на веществ

3) общий план строения

4) за­бо­та о потомстве


Ответ:

9
Задание 9 № 1289

Нервные узлы в нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка от­но­сят к её

 

1) пе­ри­фе­ри­че­ско­му отделу

2) цен­траль­но­му отделу

3) коре боль­ших полушарий

4) под­кор­ко­вым ядрам


Ответ:

10
Задание 10 № 1290

Какой су­став че­ло­ве­ка изображён на рент­ге­нов­ском снимке?

 

1) тазобедренный

2) коленный

3) плечевой

4) локтевой


Ответ:

11
Задание 11 № 1291

До при­ме­не­ния вак­ци­ны мно­гие дети в нашей стра­не бо­ле­ли коклюшем. Какой им­му­ни­тет воз­ни­ка­ет после пе­ре­не­се­ния ребёнком этого ин­фек­ци­он­но­го заболевания?

 

1) есте­ствен­ный врождённый

2) есте­ствен­ный приобретённый

3) ис­кус­ствен­ный активный

4) ис­кус­ствен­ный пассивный


Ответ:

12
Задание 12 № 1292

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема стро­е­ния серд­ца человека. Какой бук­вой на ней обо­зна­че­но пра­вое предсердие?

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г


Ответ:

13
Задание 13 № 1293

Какую функ­цию вы­пол­ня­ют ки­шеч­ные вор­син­ки в пи­ще­ва­ри­тель­ном ка­на­ле человека?

 

1) участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии во­до­рас­тво­ри­мых витаминов

2) по­вы­ша­ют ско­рость про­дви­же­ния пищи во время переваривания

3) ней­тра­ли­зу­ют по­сту­па­ю­щие с пищей вред­ные вещества

4) уве­ли­чи­ва­ют по­верх­ность со­при­кос­но­ве­ния стен­ки ки­шеч­ни­ка с пищей


Ответ:

14
Задание 14 № 1294

Какую функ­цию вы­пол­ня­ет пиг­мент меланин, об­ра­зу­ю­щий­ся в коже человека?

 

1) за­щи­ща­ет ор­га­низм от уль­тра­фи­о­ле­то­во­го излучения

2) слу­жит ре­зерв­ным пи­та­тель­ным ве­ще­ством для клеток

3) спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию тепла организмом

4) укреп­ля­ет клет­ки кожи


Ответ:

15
Задание 15 № 1295

Где рас­по­ло­же­ны рецепторы, поз­во­ля­ю­щие изображённому на ри­сун­ке гим­на­сту вы­пол­нять дан­ные упражнения?

 

1) по­лу­круж­ные каналы

2) гипоталамус

3) сетчатка

4) улитка


Ответ:

16
Задание 16 № 1296

В XIX в. И.М. Се­че­нов сказал, что: «Человек без… остал­ся бы вечно в по­ло­же­нии новорождённого». Какой тер­мин из пред­ло­жен­ных сле­ду­ет по­ста­вить на место пропуска?

 

1) характер

2) память

3) эмоция

4) потребность


Ответ:

17
Задание 17 № 1297

Если кровь из раны вы­те­ка­ет пуль­си­ру­ю­щей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кро­во­те­че­ние у пострадавшего

 

1) венозное, и до­ста­точ­но на­ло­жить тугую повязку

2) артериальное, и до­ста­точ­но на­ло­жить тугую повязку

3) артериальное, и не­об­хо­ди­мо на­ло­жить жгут

4) венозное, и не­об­хо­ди­мо на­ло­жить жгут


Ответ:

18
Задание 18 № 1298

Какова роль раз­ру­ши­те­лей в эко­ло­ги­че­ских сообществах?

 

1) обес­пе­чи­ва­ют про­из­во­ди­те­лей ми­не­раль­ным питанием

2) син­те­зи­ру­ют глю­ко­зу из не­ор­га­ни­че­ских веществ

3) по­еда­ют рас­ти­тель­ные организмы

4) слу­жат до­пол­ни­тель­ным ис­точ­ни­ком энер­гии для агроценозов


Ответ:

19
Задание 19 № 1299

На ри­сун­ке изоб­ра­жен от­пе­ча­ток археоптерикса. Мно­гие учёные счи­та­ют его ис­ко­па­е­мой пе­ре­ход­ной фор­мой между древними

 

1) пти­ца­ми и млекопитающими

2) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и птицами

3) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и млекопитающими

4) зем­но­вод­ны­ми и птицами


Ответ:

20
Задание 20 № 1300

Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ских ре­ак­ций в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже опи­са­ний наи­бо­лее точно ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ную за­ви­си­мость в ука­зан­ном диа­па­зо­не температур?

Скорость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме с по­вы­ше­ние температуры

 

1) резко снижается, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го значения, после чего резко растёт

2) мед­лен­но растёт на всем протяжении

3) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го значения, после чего снижается

4) ко­леб­лет­ся в ин­тер­ва­ле 12–30 услов­ных единиц


Ответ:

21
Задание 21 № 1301

Между объ­ек­та­ми и процессами, ука­зан­ны­ми в столб­цах приведённой ниже таблицы, име­ет­ся определённая связь.

 

Объект Процесс
...Хранение про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­ти­тель­ной клетки
ЛизосомаВнутриклеточное пищеварение

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таблице?

 

1) ядро

2) вакуоль

3) рибосома

4) ми­то­хон­дрия


Ответ:

22
Задание 22 № 1302

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о цепях питания?

 

А. При пе­ре­хо­де с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой ко­ли­че­ство энер­гии увеличивается.

Б. Цепи пи­та­ния могут на­чи­нать­ся с ор­га­ни­че­ских остатков.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


Ответ:

23
Задание 23 № 1305

Что из пе­ре­чис­лен­но­го может стать при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния СПИДа? Выберите три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) поль­зо­ва­ние об­ще­ствен­ным туалетом

2) по­це­луй в щёку боль­но­го СПИДом

3) на­хож­де­ние за одной пар­той с боль­ным СПИ­Дом

4) поль­зо­ва­ние чужой зуб­ной щёткой

5) про­ка­лы­ва­ние ушей

6) на­не­се­ние татуировки


Ответ:

24
Задание 24 № 1306

Известно, что крот обык­но­вен­ный — поч­вен­ное млекопитающее, пи­та­ю­ще­е­ся жи­вот­ной пищей.

Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

 

1) Длина тела жи­вот­но­го со­став­ля­ет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрос­лые жи­вот­ные неуживчивы, на­па­да­ют на по­пав­ших на их уча­сток со­ро­ди­чей и могут за­грызть их насмерть.

3) Потом­ство кро­тов рож­да­ет­ся слепым, голым и беспомощным. В это время самка вы­карм­ли­ва­ет его молоком.

4) Гнез­до­вая ка­ме­ра рас­по­ло­же­на на глу­би­не 1,5–2 м.

5) По до­ли­нам рек про­ни­ка­ет к се­ве­ру до сред­ней тайги, а к югу — до ти­пич­ных степей.

6) Пи­та­ет­ся дож­де­вы­ми червями, в мень­ших ко­ли­че­ствах по­еда­ет слизней, на­се­ко­мых и их личинок.


Ответ:

25
Задание 25 № 1307

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и клас­сом животных, для ко­то­ро­го он характерен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       КЛАСС
A) у части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки    1) Насекомые
Б) по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники    2) Паукообразные
В) тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка
Г) спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу
Д) 4 пары хо­диль­ных ног
E) на го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

Ответ:

26
Задание 26 № 1308

Расположите в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ра­щи­ва­нию семян. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) на бу­ма­гу по­ло­жи­те 10 пред­ва­ри­тель­но за­мо­чен­ных (в те­че­ние 8–10 ч) семян огурцов

2) за­крой­те та­рел­ку по­ли­эти­ле­но­вой плёнкой

3) смо­чи­те филь­тро­валь­ную бу­ма­гу водой и следите, чтобы во время опыта она была по­сто­ян­но влажной

4) через сутки об­сле­дуй­те семена, ре­зуль­та­ты за­не­си­те в днев­ник наблюдений

5) возь­ми­те та­рел­ку и уло­жи­те на её дно сухую филь­тро­валь­ную бумагу

6) по­ставь­те та­рел­ку в тёплое место


Ответ:

27
Задание 27 № 1309

Вставьте в текст «Типы клеток» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия по­яви­лись организмы, име­ю­щие мел­кие клет­ки с про­стой организацией, — _________(А). Эти до­ядер­ные клет­ки не имеют оформленного_________(Б). В них вы­де­ля­ет­ся лишь ядер­ная зона, содержащая_________(В) ДНК. Такие клет­ки есть у современных_________(Г) и синезелёных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромосома2) прокариотные3) цитоплазма4) кольцевая молекула
5) ядро6) одноклеточное животное7) бактерия8) эукариотные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

28
Задание 28 № 1542

Рассмотрите фо­то­гра­фию листа дуба черешчатого. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа, жил­ко­ва­ние листа, форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ширины, рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части, форме края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части

 

Д. Форма края листа

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

29
Задание 29 № 1310

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Происхождение живых существ», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какое обо­ру­до­ва­ние ис­поль­зо­вал в своем экс­пе­ри­мен­те Ф. Реди?

2) Что было объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния в опы­тах Л. Пастера?

3) Как на мясе в от­кры­тых бан­ках могли по­явить­ся черви?


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

30
Задание 31 № 1311

Ольга, ма­стер спор­та по боль­шо­му теннису, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сборах, где каж­дый день в те­че­ние четырёх часов (утром и вечером), ак­тив­но тре­ни­ру­ет­ся со сво­и­ми подругами. В сво­бод­ное время между двумя тре­ни­ров­ка­ми де­вуш­ки ре­ши­ли по­обе­дать в ре­сто­ра­не быст­ро­го питания. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Ольге оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию бел­ков меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать свои энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тренировки.

При вы­бо­ре учтите, что Ольга любит слад­кое и обя­за­тель­но за­ка­жет мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным наполнителем, а также слад­кий напиток. Од­на­ко тре­нер про­сил Ольгу по­треб­лять блюда с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем белка.

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты утрен­ней тренировки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём.

Таблица 1

Таблица 2


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Задание 31 № 1312

Почему тре­нер об­ра­тил осо­бое вни­ма­ние Ольги на со­дер­жа­ние бел­ков в за­ка­зы­ва­е­мых блюдах? Ука­жи­те не менее двух аргументов.

 

Таблица 1

Таблица 2

 

----------

Дублирует задание 1807.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Задание 32 № 1543

Почему тре­нер обратил осо­бое внимание Ольги на со­дер­жа­ние белков в за­ка­зы­ва­е­мых блюдах? Ука­жи­те не менее двух аргументов.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.