СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости




Вариант № 7

ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1303.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 193

Кого счи­та­ют создателем кле­точ­ной теории иммунитета?

 

1) Ч. Дарвина

2) И. П. Павлова

3) Л. Пастера

4) И. И. Мечникова


Ответ:

2
Задание 2 № 194

К не­ор­га­ни­че­ским веществам клет­ки относят

 

1) витамины

2) воду

3) углеводы

4) жиры


Ответ:

3
Задание 3 № 195

Сходство жиз­не­де­я­тель­но­сти цианобактерий и цвет­ко­вых растений про­яв­ля­ет­ся в спо­соб­но­сти к

 

1) образованию семян

2) автотрофному питанию

3) двойному оплодотворению

4) гетеротрофному питанию


Ответ:

4
Задание 4 № 196

Укажите растение, для ко­то­ро­го характерно са­мо­сто­я­тель­ное распространение пло­дов и семян.

 

1) клён остролистный

2) ландыш обыкновенный

3) берёза бородавчатая

4) бешеный огурец


Ответ:

5
Задание 5 № 197

Какую роль иг­ра­ет камбий?

 

1) способствует росту стеб­ля в длину

2) придаёт стеб­лю прочность и упругость

3) защищает сте­бель от повреждений

4) обеспечивает рост стеб­ля в толщину


Ответ:

6
Задание 6 № 198

Что слу­жит опорой тела ко­ло­ни­аль­ных коралловых полипов?

 

1) известковый или ро­го­вой скелет

2) наружный слой кожно-мускульных клеток

3) стенки ки­шеч­ной полости

4) промежуточные клетки


Ответ:

7
Задание 7 № 199

Определите по внеш­не­му виду клюва птицы, чем она пи­та­ет­ся в есте­ствен­ной среде.

 

1) мелкими земноводными

2) мелкими млекопитающими

3) семенами

4) летающими насекомыми


Ответ:

8
Задание 8 № 200

Сплочению чле­нов коллектива пер­во­быт­ных людей, об­ще­нию при по­мо­щи звуков, а затем и слов способствовало(-а)

 

1) постоянная миграция

2) употребление мяс­ной пищи

3) трудовая деятельность

4) прямохождение


Ответ:

9
Задание 9 № 201

Какая си­сте­ма органов осу­ществ­ля­ет освобождение кле­ток и тка­ней от ко­неч­ных продуктов об­ме­на веществ, растворённых в воде?

 

1) иммунная

2) кровеносная

3) дыхательная

4) покровная


Ответ:

10
Задание 9 № 202

Основой какой си­сте­мы является изображённая на ри­сун­ке клетка?

 

1) мышечной

2) кровеносной

3) выделительной

4) нервной


Ответ:

11
Задание 10 № 203

Функцию пи­та­ния и роста кости в тол­щи­ну выполняет

 

1) жёлтый кост­ный мозг

2) красный кост­ный мозг

3) надкостница

4) губчатое вещество


Ответ:

12
Задание 11 № 204

Что может обес­пе­чить человеку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным болезням на дли­тель­ное время?

 

1) вакцины

2) эритроциты

3) антибиотики

4) поливитамины


Ответ:

13
Задание 12 № 205

Почему удалённое из ор­га­низ­ма сердце ля­гуш­ки продолжает со­кра­щать­ся в фи­зио­ло­ги­че­ском растворе в те­че­ние нескольких часов?

 

1) В во­лок­нах сердечной мышцы пе­ри­о­ди­че­ски возникает возбуждение.

2) В серд­це работают створ­ча­тые клапаны.

3) Жидкость око­ло­сер­деч­ной сумки увлаж­ня­ет сердце.

4) Клетки нерв­ных узлов, на­хо­дя­щих­ся в сер­деч­ной мышце, сокращаются.


Ответ:

14
Задание 13 № 206

Переваривание бел­ков в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка начинается под действием

 

1) веществ, име­ю­щих­ся в самой пище

2) выделений бак­те­рий тол­стой кишки

3) ферментов желудка

4) ферментов ки­шеч­но­го сока


Ответ:

15
Задание 14 № 207

Какую функ­цию выполняют лёгкие, кожа и почки в ор­га­низ­ме человека?

 

1) удаляют не­нуж­ные вещества

2) регулируют тем­пе­ра­ту­ру тела

3) переносят пи­та­тель­ные вещества

4) вырабатывают антитела


Ответ:

16
Задание 15 № 208

Что вос­при­мут изображённые на ри­сун­ке рецепторные клетки?

 

1) растворённое вещество

2) газообразное вещество

3) температуру

4) сухое вещество


Ответ:

17
Задание 16 № 209

Во время зав­тра­ка между двумя уро­ка­ми по школь­но­му радио со­об­щи­ли о том, что уче­ник 10 клас­са должен сроч­но явиться в ка­би­нет директора. В каком нерв­ном центре у уча­ще­го­ся возникнет торможение?

 

1) дыхательном

2) сердечно-сосудистом

3) пищеварительном

4) двигательном


Ответ:

18
Задание 17 № 210

Дальнозоркость у че­ло­ве­ка корректируют в боль­шин­стве случаев с помощью

 

1) приёма ле­кар­ствен­ных препаратов

2) двояковыпуклых линз

3) специальных упраж­не­ний для глаз

4) хирургической операции


Ответ:

19
Задание 17 № 211

В каком слу­чае используется сред­ство первой помощи, изображённое на рисунке?

 

1) плоскостопие

2) радикулит

3) вывих

4) сколиоз


Ответ:

20
Задание 18 № 212

Какие био­ти­че­ские связи су­ще­ству­ют между ку­ку­шон­ком и дру­ги­ми птен­ца­ми в гнезде?

 

1) хищник — жертва

2) конкурентные

3) взаимовыгодные

4) паразит — хозяин


Ответ:

21
Задание 19 № 213

В пи­ще­вой цепи: одноклеточные во­до­рос­ли → даф­нии → ...?... → орлан бе­ло­хвост — под зна­ком «?» находится

 

1) обыкновенный перепел

2) утка-кряква

3) обыкновенный скворец

4) ястреб перепелятник


Ответ:

22
Задание 20 № 214 (задание учителя)

Изучите гра­фик зависимости тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го малярией от про­дол­жи­тель­но­сти болезни (по оси х от­ло­же­на продолжительность бо­лез­ни (в сутках), а по оси у — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

На какие сутки раз­ви­тия болезни при­хо­дит­ся максимальное уве­ли­че­ние температуры тела человека?

 

1) первые

2) седьмые

3) десятые

4) тринадцатые


Ответ:

23
Задание 21 № 215

Изучите таблицу, в ко­то­рой приведены две груп­пы растений:

 

Груп­па 1Груп­па 2
Как­тусРогоз
Ко­выльПа­по­рот­ник
АлоэСтре­ло­лист

 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву разделения (классификации) этих рас­те­ний в группы?

 

1) потребность в воде

2) строение цветка

3) способ размножения

4) жизненная форма


Ответ:

24
Задание 22 № 216

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о про­цес­сах жизнедеятельности растений?

 

А. При фо­то­син­те­зе растениями по­гло­ща­ет­ся углекислый газ.

Б. Све­то­вая энергия при фо­то­син­те­зе превращается в энер­гию химических свя­зей органических веществ.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


Ответ:

25
Задание 24 № 217

Какие струк­ту­ры относят к пе­ри­фе­ри­че­ской нервной си­сте­ме человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) спинно-мозговой нерв

2) нерв­ный узел

3) про­ме­жу­точ­ный мозг

4) черепно-мозговой нерв

5) спин­ной мозг

6) сред­ний мозг


Ответ:

26
Задание 25 № 218

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кро­ве­нос­ных сосудов, для ко­то­ро­го он характерен. Для этого к каж­до­му элементу пер­во­го столбца под­бе­ри­те позицию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

              ПРИЗНАК         ТИП КРО­ВЕ­НОС­НЫХ СОСУДОВ
A) кровь дви­жет­ся к сердцу1) артерия
Б) кровь дви­жет­ся от серд­ца     2) вена
В) стен­ки образованы одним слоем плос­ких клеток3) капилляр
Г) через стен­ки осуществляется газообмен
Д) кровь в со­су­дах движется под самым вы­со­ким давлением

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

27
Задание 26 № 219

Расположите в пра­виль­ном порядке пунк­ты инструкции по ве­ге­та­тив­но­му размножению прививкой, после от­бо­ра нужного подвоя. В от­ве­те запишите со­от­вет­ству­ю­щую последовательность цифр.

 

1) Возь­ми­те привой — од­но­лет­ний побег с двумя-тремя поч­ка­ми или одну почку с ча­стью древесины.

2) Плот­но обвяжите место прививки.

3) Под­бе­ри­те подходящий под­вой — взрос­лое растение-сеянец.

4) При­кре­пи­те привой к подвою.

5) Сде­лай­те надрез на под­вое до камбия.


Ответ:

28
Задание 27 № 220

Вставьте в текст «Размножение прес­но­вод­ной гидры» про­пу­щен­ные термины из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся последовательность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра раз­мно­жа­ет­ся половым спо­со­бом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр об­ра­зу­ют­ся ___________ (Б). Эти вы­ро­сты увеличиваются, на сво­бод­ном конце их тела об­ра­зу­ют­ся щупальца и рот, затем подошва. Осе­нью при на­ступ­ле­нии неблагоприятных усло­вий на теле гидры по­яв­ля­ют­ся бугорки, в ко­то­рых образуются ___________ (В). На теле гидры об­ра­зу­ют­ся как яйцеклетки, так и сперматозоиды, по­это­му гидру от­но­сят к ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит2) раз­дель­но­по­лый организм3) почка4) зигота
5) бесполый6) спора7) стре­ка­тель­ная клетка8) по­ло­вая клетка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

29
Задание 28 № 221

Рассмотрите фо­то­гра­фию листа инжира. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии работы ис­поль­зуй­те линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части

 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

30
Задания Д  № 222

Укажите свой­ство кварцевой лампы, ко­то­рое используется при ле­че­нии больных ра­хи­том детей. Объ­яс­ни­те его действие.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Задание 29 № 223

Используя со­дер­жа­ние текста «Полезные бактерии» и зна­ния школьного курса биологии, от­веть­те на вопросы.

 

1) Какие усло­вия необходимы для по­лу­че­ния простокваши?

2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти молочнокислых бактерий?

3) По­че­му молочнокислой бак­те­рии для по­лу­че­ния такого же ко­ли­че­ства энергии не­об­хо­ди­мо переработать боль­ше веществ, чем обык­но­вен­ной амёбе?


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Задания Д  № 224

Пользуясь таб­ли­цей «Сравнительный со­став плазмы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма человека» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти физиологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

Сравнительный со­став плазмы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи рганизма че­ло­ве­ка

(в %)

 

Составные веществаПлазма

крови

Первичная

моча

Вторичная

моча

Белки, жиры7–9ОтсутствуетОтсутствует
Глюкоза0,10,1Отсутствует
Натрий (в со­ста­ве солей)0,30,30,4
Хлор (в со­ста­ве солей)0,370,370,7
Калий (в со­ста­ве солей)0,020,020,15
Мочевина0,030,032,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05

 

1) Кон­цен­тра­ция какого ве­ще­ства максимально воз­рас­та­ет по мере пре­вра­ще­ния плазмы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какие ве­ще­ства и по­че­му отсутствуют в со­ста­ве первичной мочи здо­ро­во­го человека?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.