Вариант № 9

ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д1 № 257
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен ве­ли­кий рус­ский и со­вет­ский есте­ство­ис­пы­та­тель, мыс­ли­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель XX в., из­вест­ный тем, что со­здал

 

1)  уче­ние о до­ми­нан­те

2)  кле­точ­ную тео­рию

3)  уче­ние о био­сфе­ре

4)  тео­рию воз­ник­но­ве­ния че­ло­ве­ка


Ответ:

2
Тип Д2 № 258
i

Каким будет уве­ли­че­ние мик­ро­ско­па, если уве­ли­че­ние линзы оку­ля­ра ×7, а линзы объ­ек­ти­ва ×40?

 

1)  ×740

2)  ×280

3)  ×47

4)  ×33


Ответ:

3
Тип Д3 № 259
i

Чем спора от­ли­ча­ет­ся от сво­бод­ной бак­те­рии?

 

1)  Спора  — мно­го­кле­точ­ное об­ра­зо­ва­ние, а сво­бод­ная бак­те­рия  — од­но­кле­точ­ное.

2)  Спора менее дол­го­веч­на, чем сво­бод­ная бак­те­рия.

3)  Спора пи­та­ет­ся ав­то­троф­но, а сво­бод­ная бак­те­рия  — ге­те­ро­троф­но.

4)  Спора имеет более плот­ную обо­лоч­ку, чем сво­бод­ная бак­те­рия.


Ответ:

4
Тип Д4 № 260
i

Каким об­ра­зом про­ис­хо­дит рас­про­стра­не­ние пло­дов и семян у клена ост­ро­лист­но­го?

 

1)  вет­ром

2)  водой

3)  мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

4)  на­се­ко­мы­ми


Ответ:

5
Тип Д4 № 261
i

По каким при­зна­кам мо­хо­вид­ных от­ли­ча­ют от дру­гих рас­те­ний?

 

1)  имеют ли­стья, сте­бель и ри­зо­и­ды

2)  спо­соб­ны к фо­то­син­те­зу

3)  раз­мно­жа­ют­ся спо­ра­ми

4)  в про­цес­се их раз­ви­тия про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние по­ко­ле­ний


Ответ:

6
Тип Д5 № 262
i

Что сви­де­тель­ству­ет о древ­но­сти ки­шеч­но­по­лост­ных жи­вот­ных?

 

1)  на­ли­чие ро­то­во­го от­вер­стия

2)  при­креп­лен­ный (си­дя­чий) образ жизни

3)  на­ли­чие раз­дель­но­по­лых осо­бей

4)  не­боль­шое раз­но­об­ра­зие кле­ток, об­ра­зу­ю­щих их тело


Ответ:

7
Тип Д5 № 263
i

Какой при­знак по­зво­ноч­ных ха­рак­те­рен толь­ко для пред­ста­ви­те­лей клас­са Звери (мле­ко­пи­та­ю­щие)?

 

1)  же­ле­зы, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют мо­ло­ко

2)  кожа, ко­то­рая по­гло­ща­ет кис­ло­род

3)  глаза, ко­то­рые раз­ли­ча­ют цвета

4)  ске­лет, ко­то­рый со­сто­ит из от­де­лов


Ответ:

8
Тип 15 № 264
i

Как на­зы­ва­ют се­мей­ство, в ко­то­рое по­ми­мо че­ло­ве­ка вклю­че­ны че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны?

 

1)  иг­рун­ко­вые

2)  го­мини­ды

3)  сум­ча­тые

4)  ле­му­ро­вые


Ответ:

9
Тип 15 № 265
i

Какая си­сте­ма ор­га­нов обес­пе­чи­ва­ет осво­бож­де­ние ор­га­низ­ма от вред­ных мик­ро­ор­га­низ­мов?

 

1)  им­мун­ная

2)  ды­ха­тель­ная

3)  вы­де­ли­тель­ная

4)  эн­до­крин­ная


Ответ:

10
Тип 15 № 266
i

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен аксон?


Ответ:

11
Тип 15 № 267
i

К ме­ха­ни­че­ской функ­ции ко­стей ске­ле­та че­ло­ве­ка от­но­сят

 

1)  дви­же­ние

2)  уча­стие в им­му­ни­те­те

3)  обмен солей

4)  кро­ве­тво­ре­ние


Ответ:

12
Тип 15 № 268
i

Тер­мин «фор­мен­ные эле­мен­ты» при­ме­ня­ет­ся при опи­са­нии кле­ток

 

1)  кро­ве­нос­ной си­сте­мы

2)  крови

3)  пе­че­ни

4)  нерв­ной си­сте­мы


Ответ:

13

Дви­же­ние крови по со­су­дам обес­пе­чи­ва­ет­ся

 

1)  раз­ной ско­ро­стью дви­же­ния крови по со­су­дам

2)  дав­ле­ни­ем, со­зда­ва­е­мым же­лу­доч­ка­ми серд­ца

3)  боль­шой раз­ветв­лен­но­стью со­су­дов

4)  ра­бо­той створ­ча­тых кла­па­нов серд­ца


Ответ:

14
Тип 15 № 270
i

В про­цес­се пи­ще­ва­ре­ния жиры рас­щеп­ля­ют­ся до

 

1)  глю­ко­зы

2)  ами­но­кис­лот

3)  бел­ков

4)  гли­це­ри­на и жир­ных кис­лот


Ответ:

15
Тип Д12 № 271
i

Какое пре­вра­ще­ние энер­гии про­ис­хо­дит в ор­га­не, изоб­ра­жен­ном на ри­сун­ке?

 

1)  Теп­ло­вая энер­гия пре­вра­ща­ет­ся в ме­ха­ни­че­скую.

2)  Хи­ми­че­ская энер­гия пре­вра­ща­ет­ся в теп­ло­вую.

3)  Све­то­вая энер­гия пре­вра­ща­ет­ся в элек­три­че­скую.

4)  Ме­ха­ни­че­ская энер­гия пре­вра­ща­ет­ся в хи­ми­че­скую.


Ответ:

16
Тип 15 № 272
i

На языке че­ло­ве­ка име­ют­ся ре­цеп­то­ры, вос­при­ни­ма­ю­щие че­ты­ре ба­зо­вых вку­со­вых ощу­ще­ния: слад­кое, кис­лое, со­ле­ное и

 

1)  терп­кое

2)  горь­кое

3)  жгу­чее

4)  жир­ное


Ответ:

17
Тип 15 № 273
i

При­ме­ром без­услов­но­го ре­флек­са яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние слюны

 

1)  при виде сто­ло­вых при­бо­ров

2)  на слово «пища»

3)  во время при­е­ма еды

4)  на вид не­зна­ко­мой пищи


Ответ:

18
Тип 6 № 274
i

Для ди­а­гно­сти­ки ка­ко­го за­бо­ле­ва­ния ис­поль­зу­ет­ся дан­ный ме­ди­цин­ский при­бор?

 

1)  га­стри­та

2)  ги­пер­то­нии

3)  грип­па

4)  пнев­мо­нии


Ответ:

19
Тип Д13 № 275
i

При об­мо­ро­же­нии ниж­них ко­неч­но­стей не­об­хо­ди­мо

 

1)  рас­те­реть об­мо­ро­жен­ный уча­сток кожи по­стра­дав­ше­го сне­гом

2)  вте­реть масло, жир в кожу по­ра­жен­но­го участ­ка

3)  на­ло­жить со­гре­ва­ю­щую по­вяз­ку-ком­пресс, дать го­ря­чее питье

4)  об­ра­бо­тать по­вре­жден­ный уча­сток кожи спир­том


Ответ:

20
Тип Д14 № 276
i

Какой ха­рак­тер имеют вза­и­мо­от­но­ше­ния бо­жьей ко­ров­ки и тли?

 

1)  сим­би­оз

2)  кон­ку­рен­ция

3)  па­ра­зит  — хо­зя­ин

4)  хищ­ник  — жерт­ва


Ответ:

21
Тип Д15 № 277
i

Как по­лу­ча­ют энер­гию ре­ду­цен­ты (раз­ру­ши­те­ли)?

 

1)  Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2)  Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

3)  Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

4)  Они пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мерт­вых ор­га­низ­мов.


Ответ:

22
Тип Д20 № 278
i

Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси y — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ван­но­го гли­ко­ге­на (в %)).

Какое из ни­же­при­ве­ден­ных опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в ин­тер­ва­ле 10–15 мин.?

 

1)  резко на­рас­та­ет, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

2)  резко сни­жа­ет­ся, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

3)  плав­но сни­жа­ет­ся

4)  не из­ме­ня­ет­ся


Ответ:

23
Тип Д16 № 279
i

Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы жи­вот­ных:

 

Груп­па 1Груп­па 2
Кро­ликЛя­гуш­ка
ЖирафПаук
СлонЛев

 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих жи­вот­ных в груп­пы?

 

1)  ис­точ­ник пи­та­ния

2)  спо­соб раз­мно­же­ния

3)  ха­рак­тер пе­ре­дви­же­ния

4)  ор­га­ны кро­во­об­ра­ще­ния


Ответ:

24
Тип 12 № 280
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о зна­че­нии птиц в при­ро­де?

 

А.  На­се­ко­мо­яд­ные птицы рас­про­стра­ня­ют плоды и се­ме­на рас­те­ний в при­ро­де.

Б.  Хищ­ные птицы в при­ро­де ре­гу­ли­ру­ют чис­лен­ность мел­ких птиц.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

25
Тип 17 № 281
i

Какие функ­ции вы­пол­ня­ет ве­ге­та­тив­ный отдел нерв­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  вос­при­я­тие внеш­них раз­дра­же­ний

2)  со­кра­ще­ние ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ры

3)  со­кра­ще­ние глад­кой му­ску­ла­ту­ры со­су­дов

4)  обес­пе­че­ние ра­бо­ты серд­ца

5)  со­кра­ще­ние сте­нок ки­шеч­ни­ка

6)  обес­пе­че­ние чув­стви­тель­но­сти


Ответ:

26
Тип 18 № 282
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и слоем кожи, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­ЗНАК

A)  рас­по­ло­же­ны ре­цеп­то­ры

Б)  рас­по­ло­же­ны саль­ные и по­то­вые же­ле­зы

В)  при уль­тра­фи­о­ле­то­вом об­лу­че­нии в клет­ках син­те­зи­ру­ет­ся ме­ла­нин

Г)  клет­ки по­сто­ян­но слу­щи­ва­ют­ся и об­нов­ля­ют­ся

Д)  слой про­ни­зан мно­го­чис­лен­ны­ми кро­ве­нос­ны­ми и лим­фа­ти­че­ски­ми со­су­да­ми

СЛОЙ КОЖИ

1)  эпи­дер­мис

2)  дерма

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

27
Тип 5 № 283
i

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие при про­рас­та­нии фа­со­ли. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  по­яв­ле­ние се­мя­до­лей

2)  по­яв­ле­ние зе­ле­ных ли­сточ­ков

3)  раз­ру­ше­ние се­мен­ной ко­жу­ры

4)  на­бу­ха­ние се­ме­ни

5)  по­яв­ле­ние ко­реш­ка


Ответ:

28
Тип 10 № 284
i

Вставь­те в текст «Ды­ха­ние рас­те­ний» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ве­ден­ную ниже таб­ли­цу.

ДЫ­ХА­НИЕ РАС­ТЕ­НИЙ

Про­цесс ды­ха­ния рас­те­ний про­те­ка­ет по­сто­ян­но. В ходе этого про­цес­са ор­га­низм рас­те­ния по­треб­ля­ет ___________ (А), а вы­де­ля­ет ___________ (Б). Не­нуж­ные га­зо­об­раз­ные ве­ще­ства уда­ля­ют­ся из рас­те­ния путем диф­фу­зии. В листе они уда­ля­ют­ся через осо­бые об­ра­зо­ва­ния  — ___________ (В), рас­по­ло­жен­ные в ко­жи­це. При ды­ха­нии осво­бож­да­ет­ся энер­гия ор­га­ни­че­ских ве­ществ, за­па­сен­ная в ходе ___________ (Г), про­ис­хо­дя­ще­го в зе­ле­ных ча­стях рас­те­ния на свету.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) вода2) ис­па­ре­ние3) кис­ло­род4) транс­пи­ра­ция
5) уг­ле­кис­лый газ6) устьи­ца7) фо­то­син­тез8) че­че­вич­ка

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ

Ответ:

29
Тип 13 № 285
i

Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа клена. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

 

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый2) си­дя­чий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное2) ду­го­вид­ное
3) паль­ча­тое4) пе­ри­стое

 

В. Форма листа

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части

 

Длина пре­вы­ша­ет ши­ри­ну в 1,5-2 раза

 

Длина пре­вы­ша­ет ши­ри­ну в 3-4 раза

 

Длина не пре­вы­ша­ет ши­ри­ну

 

Д. Край листа

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

30
Тип Д  № 286
i

Объ­яс­ни­те, по­че­му ма­лень­ких детей сле­ду­ет оде­вать теп­лее, чем взрос­лых. При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Тип 24 № 287
i
Развернуть

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Что такое си­сте­ма?» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

1)  Что яв­ля­ет­ся глав­ным усло­ви­ем воз­ник­но­ве­ния си­сте­мы?

2)  Чем с по­зи­ции ана­то­мии от­ли­ча­ет­ся си­сте­ма «рука» от си­сте­мы «мышца»?

3)  На при­ме­ре стро­е­ния цвет­ка до­ка­жи­те, что это си­сте­ма.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Тип Д  № 288
i

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ра­бо­та серд­ца у тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка и не­тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Ра­бо­та серд­ца у тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка и не­тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка

1)  У ка­ко­го че­ло­ве­ка боль­ше из­ме­ня­ет­ся ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний при на­груз­ке?

2)  На сколь­ко см3 из­ме­ня­ет­ся объем вы­бра­сы­ва­е­мой крови за одно со­кра­ще­ние у тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка и не­тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка в покое и при ра­бо­те?

3)  За счет чего серд­це тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка ра­бо­та­ет более эко­ном­но при фи­зи­че­ских на­груз­ках?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.