Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 287
i

ЧТО ТАКОЕ СИ­СТЕ­МА?

 

Все живые и не­жи­вые тела (ме­бель, по­су­да, при­бо­ры, рас­те­ния, жи­вот­ные), с ко­то­ры­ми Вы встре­ча­е­тесь каж­дый день, и все ве­ще­ства (вода, сахар, соль, сода, ук­сус­ная кис­ло­та и мно­гие дру­гие), из чего-то со­сто­ят:

пред­ме­ты – из опре­де­лен­ных де­та­лей, эти де­та­ли со­сто­ят из ве­ществ, а ве­ще­ства, в свою оче­редь, со­сто­ят из мель­чай­ших ча­стиц – мо­ле­кул и ато­мов. Атомы и мо­ле­ку­лы, вза­и­мо­дей­ствуя друг с дру­гом, об­ра­зу­ют новые, более

слож­ные ве­ще­ства. Мель­чай­шие ча­сти­цы, вза­и­мо­дей­ствуя между собой, об­ра­зу­ют си­сте­му.

 

Вза­и­мо­дей­ству­ю­щие между собой части си­сте­мы на­зы­ва­ют эле­мен­та­ми этой си­сте­мы. Чем боль­ше вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов со­став­ля­ют си­сте­му, тем она слож­нее. Вспом­ни­те хотя бы раз­ные кон­струк­то­ры. Чем боль­ше в них де­та­лей, тем слож­нее и дли­тель­ней будет их сбор­ка.

 

Де­та­ли раз­лич­ных при­бо­ров и ме­ха­низ­мов, части ор­га­низ­мов вза­и­мо­дей­ству­ют между собой. В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия при­бо­ры нор­маль­но ра­бо­та­ют, а в ор­га­низ­ме идут про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти. И при­бор, и ор­га­низм – это си­сте­мы, ра­бо­та­ю­щие бла­го­да­ря вза­и­мо­дей­ствию де­та­лей или ор­га­нов. Но при­бор – это не­жи­вая си­сте­ма, а ор­га­низм – живая. Так как мы изу­ча­ем био­ло­гию, то нас будут ин­те­ре­со­вать живые си­сте­мы, т. е. ор­га­низ­мы.

 

При­ме­ром не самой слож­ной си­сте­мы в ор­га­низ­ме может слу­жить рука че­ло­ве­ка. Она со­сто­ит из ко­стей, мышц, свя­зок. Ли­шен­ная хотя бы од­но­го из со­став­ля­ю­щих эле­мен­тов, рука ра­бо­тать не смо­жет. Рука яв­ля­ет­ся под­си­сте­мой (эле­мен­том) более слож­ной си­сте­мы «че­ло­ве­че­ский ор­га­низм».

 

Глаза и уши, мозг и серд­це, кости и мышцы – это эле­мен­ты си­сте­мы «че­ло­век». Все вме­сте они уди­ви­тель­но сла­жен­но ра­бо­та­ют, об­ра­зуя ор­га­низм, хотя каж­дый из ор­га­нов имеет свои осо­бен­но­сти стро­е­ния. Толь­ко вза­и­мо­дей­ствуя, от­дель­ные ор­га­ны об­ра­зу­ют пол­но­цен­ный ор­га­низм и обес­пе­чи­ва­ют его дол­гую и сла­жен­ную ра­бо­ту. Важно по­нять еще одну мысль: свой­ства любой си­сте­мы от­ли­ча­ют­ся от свойств тех эле­мен­тов, ко­то­рые со­став­ля­ют си­сте­му. Так, на­при­мер, лист, от­де­лен­ный от рас­те­ния, не спо­со­бен со­зда­вать ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, так как в него не по­сту­па­ет вода из кор­ней. Клет­ка, ли­шен­ная ядра, не спо­соб­на к раз­мно­же­нию. Можно на­звать много по­доб­ных при­ме­ров, чтобы до­ка­зать, что си­сте­ма при­об­ре­та­ет новые свой­ства, ко­то­рых не было у эле­мен­тов, со­став­ля­ю­щих дан­ную си­сте­му.

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Что такое си­сте­ма?» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

1)  Что яв­ля­ет­ся глав­ным усло­ви­ем воз­ник­но­ве­ния си­сте­мы?

2)  Чем с по­зи­ции ана­то­мии от­ли­ча­ет­ся си­сте­ма «рука» от си­сте­мы «мышца»?

3)  На при­ме­ре стро­е­ния цвет­ка до­ка­жи­те, что это си­сте­ма.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1)  Глав­ное усло­вие воз­ник­но­ве­ния си­сте­мы  — вза­и­мо­дей­ствие эле­мен­тов (ча­стей).

2)  Рука  — си­сте­ма, мышца  — со­став­ля­ю­щий эле­мент си­сте­мы «рука».

3)  Цве­ток  — си­сте­ма со­сто­я­щая из эле­мен­тов: ле­пест­ки (вен­чик), ты­чин­ки, пе­стик, ча­шеч­ка. Каж­дый эле­мент вы­пол­ня­ет свою функ­цию, на­при­мер, в ты­чин­ках фор­ми­ру­ют­ся спер­мии, участ­ву­ю­щие в опло­до­тво­ре­нии.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­вая вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы

Пра­виль­ный ответ вклю­ча­ет все пе­ре­чис­лен­ные эле­мен­ты и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок

3

Ответ вклю­ча­ет два из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Ответ вклю­ча­ет три из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки

2

Ответ вклю­ча­ет один из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Ответ вклю­ча­ет два из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки

1

Ответ вклю­ча­ет один любой из на­зван­ных выше эле­мен­тов и со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки.

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1305
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Био­ло­гия как наука. Ме­то­ды био­ло­гии.