СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости




Вариант № 10

ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1306.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 289

Сформулировать гипотезу — значит

 

1) собрать имеющиеся факты

2) выдвинуть предположение

3) подтвердить объективность полученных данных

4) провести эксперимент


Ответ:

2
Задание 2 № 290

Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

 

1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40

2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20

3) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

4) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40


Ответ:

3
Задание 3 № 291

Возбудители дифтерии являются

 

1) автотрофами

2) сапротрофами

3) паразитами

4) симбионтами


Ответ:

4
Задание 4 № 292

Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?


Ответ:

5
Задание 5 № 293

Цветок имеется у

 

1) папоротниковидных

2) голосеменных

3) плауновидных

4) покрытосеменных


Ответ:

6
Задание 6 № 294

Нервная система у плоских червей состоит из

 

1) нервных клеток, образующих нервную сеть

2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями

3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов

4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки


Ответ:

7
Задание 7 № 295

При низких температурах воздуха птицы распушают перья. Как такое поведение помогает пернатым?

 

1) Это уменьшает потери тепла.

2) Это защищает перья от повреждения.

3) Это увеличивает выработку тепла.

4) Это предохраняет их кожу от высыхания.


Ответ:

8
Задание 8 № 296

Какой при­знак класса Мле­ко­пи­та­ю­щие свойствен человеку?

 

1) диафрагма

2) лёгочное дыхание

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кровеносная система


Ответ:

9
Задание 9 № 297

Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде минерализованных пластинок?

 

1) эпителиальной

2) поперечнополосатой

3) хрящевой

4) костной


Ответ:

10
Задание 9 № 298

Что из перечисленного лежит в основе работы нервной системы человека?

 

1) рассудочная деятельность

2) мышление и речь

3) рефлекс

4) восприятие сигналов внешней среды


Ответ:

11
Задание 10 № 299

Какой цифрой на рисунке обозначены мимические мышцы?


Ответ:

12
Задание 11 № 300

Где в организме человека происходит разрушение эритроцитов?

 

1) в печени

2) в почках

3) в поджелудочной железе

4) в лёгких


Ответ:

13
Задание 12 № 301

Какой фактор обеспечивает движение крови в венах?

 

1) большая разветвлённость сосудов

2) сокращение близлежащих скелетных мышц

3) разная скорость движения крови по сосудам

4) работа створчатых клапанов сердца


Ответ:

14
Задание 13 № 302

Желудочный сок начинает выделяться при

 

1) действии пищи на рецепторы глотки

2) попадании пищи в кишечник

3) попадании пищи в ротовую полость

4) продвижении пищи по пищеводу


Ответ:

15
Задание 14 № 303

В одном эксперименте на чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы, оставляя животное на некоторое время. Мышь активно перемещается по чаше весов. Опыт продолжается около 40 минут. Что в конце эксперимента могли наблюдать учёные?

 

1) В момент, когда мышь замирала, чаша поднималась.

2) В момент, когда мышь двигалась, чаша опускалась.

3) Чаша с мышью стала легче.

4) Чаша с мышью стала тяжелее.


Ответ:

16
Задание 15 № 304

Какое из свойств органа зрения проверяется с помощью представленной таблицы?

 

1) адаптация

2) цветовое восприятие

3) бинокулярность

4) острота


Ответ:

17
Задание 16 № 305

Становление второй сигнальной системы у человека связано с

 

1) изменением климата на Земле

2) регулярной трудовой деятельностью

3) возникновением объёмного зрения

4) хождением на двух ногах


Ответ:

18
Задание 17 № 306

Для диагностики какого заболевания используется данный медицинский прибор?

 

1) нефрита

2) пневмонии

3) гипотонии

4) гриппа


Ответ:

19
Задание 17 № 307

С какой целью спасатель ритмично надавливает ладонями рук на нижнюю половину грудины пострадавшего?

 

1) поддержать кровообращение

2) привести пострадавшего в сознание

3) обеспечить доступ кислорода в лёгкие

4) удалить из дыхательных путей инородные предметы


Ответ:

20
Задание 18 № 308

К какому типу относят взаимоотношения гриба и водоросли в составе лишайника?

 

1) паразитизм

2) симбиоз

3) нейтрализм

4) конкуренция


Ответ:

21
Задание 19 № 309

Как получают энергию продуценты (производители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они питаются мёртвыми организмами.


Ответ:

22
Задание 20 № 310

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме

 

1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается

2) на всём протяжении медленно растёт

3) плавно колеблется около средних показателей

4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт


Ответ:

23
Задание 21 № 311

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:

 

Груп­па 1Груп­па 2
Ко­ро­ваКро­ко­дил
Со­ба­каСлон
ОвцаЛев

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

 

1) характер передвижения

2) покров тела

3) одомашнивание

4) источник питания


Ответ:

24
Задание 22 № 312

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.

Б. Дыхание происходит только на свету.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Ответ:

25
Задание 24 № 313

Какие функции регулирует соматический отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) непроизвольные движения стенок желудка

2) интенсивность обмена веществ

3) сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей

4) работу почек

5) восприятие кожи к прикосновениям

6) сокращение скелетной мускулатуры верхних конечностей


Ответ:

26
Задание 25 № 314

Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

              ПРИЗНАК          ТИП АВИТАМИНОЗА
A) снижение иммунитета1) недостаток витамина С
Б) выпадение зубов2) недостаток витамина D
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей   
Г) кровоточивость дёсен
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

27
Задание 26 № 315

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вредная черепашка

4) степной орёл

5) обыкновенный перепел


Ответ:

28
Задание 27 № 316

Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень2) ситовидная трубка3) сосуд4) стебель
5) транспирация6) устьица7) фотосинтез8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

29
Задание 28 № 317

Рассмотрите фотографии собаки породы волкодав. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

30
Задания Д  № 318

У овцы длина кишечника примерно в 28 раз превосходит длину тела, у человека — в 6 раз, а у льва — всего в 3 раза. Чем объясняется такая разница?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Задание 29 № 319

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что означает понятие «форменные элементы крови»?

2) В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.

3) Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Задания Д  № 320

Орнитологи исследовали зависимость выживаемости птенцов скворцов от числа отложенных самкой яиц. После вылупления птенцов метили и через несколько месяцев отлавливали. Учитывались только птенцы, прожившие больше трёх месяцев. Изучите таблицу «Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке» и ответьте на следующие вопросы.

 

Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц

в гнезде

Число меченых

птенцов

Число отловленных птенцов

старше трёх месяцев (в среднем на

100 помеченных)

1650
23281
312782
439563
561753
6280

 

1) Птенцы из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему?

2) Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.