Вариант № 8

ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д1 № 225
i

Си­сте­ма наи­бо­лее общих зна­ний в опре­де­лен­ной об­ла­сти науки  — это

 

1)  факт

2)  экс­пе­ри­мент

3)  тео­рия

4)  ги­по­те­за


Ответ:

2
Тип Д2 № 226
i

Бла­го­да­ря ка­ко­му из свойств ли­пи­ды со­став­ля­ют ос­но­ву плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны клет­ки?

 

1)  вы­со­кая хи­ми­че­ская ак­тив­ность

2)  не­рас­тво­ри­мость в воде

3)  спо­соб­ность к са­мо­удво­е­нию

4)  спо­соб­ность вы­де­лять много энер­гии


Ответ:

3
Тип Д3 № 227
i

Не­ко­то­рые бак­те­рии вы­жи­ва­ют в усло­ви­ях веч­ной мерз­ло­ты в виде

 

1)  спор

2)  ве­ге­та­тив­ных кле­ток

3)  сим­би­о­за с гри­ба­ми

4)  мно­же­ствен­ных ко­ло­ний


Ответ:

4
Тип Д4 № 228
i

Рас­смот­ри­те внут­рен­нее стро­е­ние корня. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра, по ко­то­рой про­ис­хо­дит дви­же­ние воды в сте­бель?

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4


Ответ:

5
Тип Д4 № 229
i

На мел­ко­во­дьях и по бе­ре­гам рек сред­ней по­ло­сы Рос­сии про­из­рас­та­ет

 

1)  бодяк по­ле­вой

2)  по­до­рож­ник боль­шой

3)  пырей пол­зу­чий

4)  рогоз ши­ро­ко­лист­ный


Ответ:

6

В со­кра­ти­тель­ных ва­ку­о­лях про­стей­ших про­ис­хо­дит на­кап­ли­ва­ние, а затем уда­ле­ние

 

1)  жид­ких про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти

2)  остат­ков не­пе­ре­ва­рен­ной пищи

3)  уг­ле­кис­ло­го газа, об­ра­зу­ю­ще­го­ся при ды­ха­нии

4)  ядо­ви­тых ве­ществ, по­пав­ших в ор­га­низм


Ответ:

7

Опре­де­ли­те по внеш­не­му виду клюва птицы, чем она пи­та­ет­ся в есте­ствен­ной среде.

 

1)  мел­ки­ми зем­но­вод­ны­ми

2)  ле­та­ю­щи­ми на­се­ко­мы­ми

3)  на­се­ко­мы­ми и их ли­чин­ка­ми

4)  мел­ки­ми мле­ко­пи­та­ю­щи­ми


Ответ:

8
Тип 15 № 232
i

Какое из­ме­не­ние в стро­е­нии стопы по­яви­лось у че­ло­ве­ка в связи с пря­мо­хож­де­ни­ем?

 

1)  Сро­слись кости пред­плюс­ны.

2)  Сфор­ми­ро­ва­лись своды.

3)  В боль­шом паль­це по­яви­лись две фа­лан­ги.

4)  Боль­шой палец при­об­рел по­движ­ность.


Ответ:

9
Тип 15 № 233
i

Какая си­сте­ма ор­га­нов ре­гу­ли­ру­ет функ­ции ор­га­низ­ма с по­мо­щью гор­мо­нов?

 

1)  вы­де­ли­тель­ная

2)  ды­ха­тель­ная

3)  им­мун­ная

4)  эн­до­крин­ная


Ответ:

10
Тип 15 № 234
i

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен денд­рит?


Ответ:

11
Тип 15 № 235
i

Какая кость в ске­ле­те че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся самой круп­ной?

 

1)  боль­шая бер­цо­вая

2)  лу­че­вая

3)  бед­рен­ная

4)  лок­те­вая


Ответ:

12
Тип 15 № 236
i

Что может обес­пе­чить че­ло­ве­ку быст­рую не­вос­при­им­чи­вость к не­ко­то­рым ин­фек­ци­он­ным бо­лез­ням?

 

1)  ан­ти­био­ти­ки

2)  сы­во­рот­ки

3)  тром­бо­ци­ты

4)  по­ли­ви­та­ми­ны


Ответ:

13

В каком(-их) со­су­де(-ах) дав­ле­ние крови наи­мень­шее?

 

1)  в ниж­ней полой вене

2)  в аорте

3)  в ка­пил­ля­рах

4)  в пле­че­вой ар­те­рии


Ответ:

14
Тип 15 № 238
i

Ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды в пи­ще­ва­ри­тель­ном ка­на­ле че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит в

 

1)  пря­мой кишке

2)  же­луд­ке

3)  тон­кой кишке

4)  тол­стой кишке


Ответ:

15
Тип Д12 № 239
i

Каль­ций очень важен для проч­но­сти ко­стей. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся хо­ро­шим ис­точ­ни­ком каль­ция?

 

1)  сыр

2)  ма­ка­ро­ны

3)  рис

4)  крас­ное мясо


Ответ:

16
Тип 15 № 240
i

Что вос­при­мут изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке ре­цеп­тор­ные клет­ки кор­ти­е­ва ор­га­на?

 

1)  звук

2)  свет

3)  вкус

4)  запах


Ответ:

17
Тип 15 № 241
i

При фор­ми­ро­ва­нии услов­но­го ре­флек­са у со­ба­ки на жест ко­ман­ды «Си­деть!» и под­креп­ле­нии этой ко­ман­ды ла­ком­ством вре­мен­ная связь фор­ми­ру­ет­ся между сле­ду­ю­щей парой нерв­ных цен­тров:

 

1)  слуха и обо­ня­ния

2)  зре­ния и пи­ще­ва­ре­ния

3)  слуха и ося­за­ния

4)  рав­но­ве­сия и про­из­воль­ных дви­же­ний


Ответ:

18
Тип Д13 № 242
i

При ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ни­ях по­вы­ша­ют норму по­треб­ле­ния ви­та­ми­на С, так как он

 

1)  обез­вре­жи­ва­ет по­пав­шие в ор­га­низм ви­ру­сы

2)  яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью ан­ти­тел

3)  уни­что­жа­ет яды, про­из­во­ди­мые мик­ро­ба­ми

4)  спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию им­му­ни­те­та


Ответ:

19
Тип Д13 № 243
i

В каком слу­чае ис­поль­зу­ет­ся про­мы­ва­ние раны 1%-ным рас­тво­ром ук­сус­ной кис­ло­ты?

 

1)  ожог кис­ло­той

2)  тер­ми­че­ский ожог

3)  ожог ще­ло­чью

4)  порез


Ответ:

20
Тип Д14 № 244
i

Кон­ку­рен­ция в ис­кус­ствен­ных со­об­ще­ствах воз­ни­ка­ет между

 

1)  па­ра­зи­та­ми и хо­зя­е­ва­ми

2)  ви­да­ми со сход­ны­ми по­треб­но­стя­ми

3)  ви­да­ми, из­вле­ка­ю­щи­ми поль­зу из связи друг с дру­гом

4)  хищ­ни­ка­ми и жерт­ва­ми


Ответ:

21
Тип Д15 № 245
i

Опре­де­ли­те по­тре­би­те­ля пер­во­го по­ряд­ка в пи­ще­вой цепи:

хлеб­ные злаки → швед­ская муха → паук → зем­ле­рой­ка → гор­но­стай

1)  гор­но­стай

2)  хлеб­ные злаки

3)  паук

4)  швед­ская муха


Ответ:

22
Тип Д20 № 246
i

Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси y  — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

В те­че­ние каких суток у боль­но­го на­блю­да­ет­ся наи­боль­шее ко­ле­ба­ние зна­че­ний тем­пе­ра­ту­ры тела?

 

1)  пер­вых

2)  тре­тьих

3)  седь­мых

4)  один­на­дца­тых


Ответ:

23
Тип Д16 № 247
i

Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы рас­те­ний:

 

Груп­па 1Груп­па 2
Хла­ми­до­мо­на­даКу­куш­кин лен
Уло­триксХвощ по­ле­вой
Ла­ми­на­рияРяска

 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих рас­те­ний в груп­пы?

 

1)  спо­соб пи­та­ния рас­те­ний

2)  де­ле­ние тела на части

3)  ис­точ­ник пи­та­ния для че­ло­ве­ка

4)  среда оби­та­ния


Ответ:

24
Тип 12 № 248
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­сах жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний?

 

А.  При ды­ха­нии рас­те­ни­я­ми по­гло­ща­ет­ся кис­ло­род.

Б.  Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства при ды­ха­нии окис­ля­ют­ся с вы­де­ле­ни­ем энер­гии.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

25
Тип 17 № 249
i

Какие струк­ту­ры от­но­сят к цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  спин­но-моз­го­вой нерв

2)  нерв­ные узлы

3)  про­дол­го­ва­тый мозг

4)  нерв­ные спле­те­ния

5)  спин­ной мозг

6)  моз­же­чок


Ответ:

26
Тип 11 № 250
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и од­но­кле­точ­ным ор­га­низ­мом, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­ЗНАК

A)  форма тела по­сто­ян­ная

Б)  пе­ре­дви­га­ет­ся при по­мо­щи об­ра­зо­ва­ния лож­но­но­жек

В)  по­еда­ет бак­те­рии

Г)  в ци­то­плаз­ме име­ют­ся хло­ро­пла­сты

Д)  об­ра­зу­ет на свету ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских

ОР­ГА­НИЗМ

1)  эв­гле­на

2)  амеба

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

27
Тип 5 № 251
i

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию че­рен­ка­ми чер­ной смо­ро­ди­ны. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  Срежь­те од­но­лет­ний побег с куста смо­ро­ди­ны.

2)  Вы­са­ди­те че­рен­ки в почву так, чтобы на по­верх­но­сти была одна почка.

3)  Обиль­но по­лей­те почву.

4)  Вы­са­ди­те про­рос­шие че­рен­ки на новое место.

5)  Раз­де­ли­те побег на части  — че­рен­ки с тремя-че­тырь­мя поч­ка­ми.


Ответ:

28
Тип 10 № 252
i

Вставь­те в текст «Си­сте­мы ор­га­нов» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ве­ден­ную ниже таб­ли­цу.

СИ­СТЕ­МЫ ОР­ГА­НОВ

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­де­ля­ют раз­лич­ные си­сте­мы ор­га­нов, среди них  — пи­ще­ва­ри­тель­ная, ды­ха­тель­ная, кро­ве­нос­ная и др. Эн­до­крин­ная си­сте­ма  — это си­сте­ма желез ___________ (А) сек­ре­ции. Они вы­де­ля­ют в кровь осо­бые хи­ми­че­ские ве­ще­ства  — ___________ (Б). Так, ад­ре­на­лин вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ___________ (В). Бла­го­да­ря дру­гой си­сте­ме ор­га­нов, им­мун­ной, в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка со­зда­ет­ся им­му­ни­тет. К ор­га­нам им­мун­ной си­сте­мы от­но­сят кост­ный мозг, ви­лоч­ко­вую же­ле­зу, ___________ (Г) и др.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) внеш­няя2) внут­рен­няя3) фер­мент4) гор­мон
5) ан­ти­те­ло6) се­ле­зен­ка7) над­по­чеч­ник8) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ

Ответ:

29
Тип 13 № 253
i

Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фии со­ба­ки по­ро­ды мит­тельш­на­у­цер. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие ее внеш­не­му стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас со­ба­ки, форма го­ло­вы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хво­ста. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

А. Окрас

Б. Форма го­ло­вы

В. Форма ушей

Г. По­ло­же­ние шеи (пунк­тир­ная линия, об­ра­зу­ю­щая угол с го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стью, па­рал­лель­на зад­ней по­верх­но­сти шеи и про­хо­дит через глаз)

Д. Форма хво­ста

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

30

Кому боль­ше нужно упо­треб­лять белки с пищей  — взрос­ло­му че­ло­ве­ку или ре­бен­ку (из рас­че­та на 1 кг веса)? По­че­му?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Тип 24 № 255
i
Развернуть

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Кон­ку­рен­ция и па­ра­зи­тизм» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

 

1)  По­че­му от­но­ше­ния пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка и ко­ро­вы нель­зя на­звать кон­ку­рен­ци­ей?

2)  Какой при­мер из тек­ста ил­лю­стри­ру­ет внут­ри­ви­до­вую кон­ку­рен­цию?

3)  Какие виды па­ра­зи­тов по­лу­ча­ют пре­иму­ще­ство в про­цес­се эво­лю­ции?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Тип 25 № 256
i

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Рас­сто­я­ние, ко­то­рое может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Рас­сто­я­ние, ко­то­рое может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не

 

Тем­пе­ра­ту­ра, °CРас­сто­я­ние, км, при за­па­се воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

1)  Сколь­ко ки­ло­мет­ров может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не, если тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха со­став­ля­ет 26 °C, а запас воды у пут­ни­ка  — 10 л?

2)  Часто в пу­сты­не пут­ни­ки на­хо­дят во­до­е­мы с со­ле­ной водой. По­че­му по­треб­ле­ние такой воды опас­но для жизни че­ло­ве­ка?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.