ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Система наиболее общих знаний в определенной области науки — это
1) факт
2) эксперимент
3) теория
4) гипотеза
Ответ:
Благодаря какому из свойств липиды составляют основу плазматической мембраны клетки?
1) высокая химическая активность
2) нерастворимость в воде
3) способность к самоудвоению
4) способность выделять много энергии
Ответ:
Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде
1) спор
2) вегетативных клеток
3) симбиоза с грибами
4) множественных колоний
Ответ:
Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
На мелководьях и по берегам рек средней полосы России произрастает
1) бодяк полевой
2) подорожник большой
3) пырей ползучий
4) рогоз широколистный
Ответ:
В сократительных вакуолях простейших происходит накапливание, а затем удаление
1) жидких продуктов жизнедеятельности
2) остатков непереваренной пищи
3) углекислого газа, образующегося при дыхании
4) ядовитых веществ, попавших в организм
Ответ:
Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
1) мелкими земноводными
2) летающими насекомыми
3) насекомыми и их личинками
4) мелкими млекопитающими
Ответ:
Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?
1) Срослись кости предплюсны.
2) Сформировались своды.
3) В большом пальце появились две фаланги.
4) Большой палец приобрел подвижность.
Ответ:
Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?
1) выделительная
2) дыхательная
3) иммунная
4) эндокринная
Ответ:
Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?
Ответ:
Какая кость в скелете человека является самой крупной?
1) большая берцовая
2) лучевая
3) бедренная
4) локтевая
Ответ:
Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням?
1) антибиотики
2) сыворотки
3) тромбоциты
4) поливитамины
Ответ:
В каком(-их) сосуде(-ах) давление крови наименьшее?
1) в нижней полой вене
2) в аорте
3) в капиллярах
4) в плечевой артерии
Ответ:
Интенсивное всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит в
1) прямой кишке
2) желудке
3) тонкой кишке
4) толстой кишке
Ответ:
Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим источником кальция?
1) сыр
2) макароны
3) рис
4) красное мясо
Ответ:
Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?
1) звук
2) свет
3) вкус
4) запах
Ответ:
При формировании условного рефлекса у собаки на жест команды «Сидеть!» и подкреплении этой команды лакомством временная связь формируется между следующей парой нервных центров:
1) слуха и обоняния
2) зрения и пищеварения
3) слуха и осязания
4) равновесия и произвольных движений
Ответ:
При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он
1) обезвреживает попавшие в организм вирусы
2) является составной частью антител
3) уничтожает яды, производимые микробами
4) способствует повышению иммунитета
Ответ:
В каком случае используется промывание раны 1%-ным раствором уксусной кислоты?
1) ожог кислотой
2) термический ожог
3) ожог щелочью
4) порез
Ответ:
Конкуренция в искусственных сообществах возникает между
1) паразитами и хозяевами
2) видами со сходными потребностями
3) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
4) хищниками и жертвами
Ответ:
Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:
хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай
1) горностай
2) хлебные злаки
3) паук
4) шведская муха
Ответ:
Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси x отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси y — температура тела больного (в °С)).
В течение каких суток у больного наблюдается наибольшее колебание значений температуры тела?
1) первых
2) третьих
3) седьмых
4) одиннадцатых
Ответ:
Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
| Группа 1 | Группа 2 |
|---|---|
| Хламидомонада | Кукушкин лен |
| Улотрикс | Хвощ полевой |
| Ламинария | Ряска |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) способ питания растений
2) деление тела на части
3) источник питания для человека
4) среда обитания
Ответ:
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При дыхании растениями поглощается кислород.
Б. Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спинно-мозговой нерв
2) нервные узлы
3) продолговатый мозг
4) нервные сплетения
5) спинной мозг
6) мозжечок
Ответ:
Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
A) форма тела постоянная
Б) передвигается при помощи образования ложноножек
В) поедает бактерии
Г) в цитоплазме имеются хлоропласты
Д) образует на свету органические вещества из неорганических
1) эвглена
2) амеба
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками черной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Срежьте однолетний побег с куста смородины.
2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.
3) Обильно полейте почву.
4) Высадите проросшие черенки на новое место.
5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками.
Ответ:
Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система желез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создается иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
| 1) внешняя | 2) внутренняя | 3) фермент | 4) гормон |
| 5) антитело | 6) селезенка | 7) надпочечник | 8) поджелудочная железа |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Кому больше нужно употреблять белки с пищей — взрослому человеку или ребенку (из расчета на 1 кг веса)? Почему?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Почему отношения печеночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?
2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?
3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Расстояние, которое может пройти человек по пустыне
| Температура, °C | Расстояние, км, при запасе воды | |||
| 0 л | 4 л | 10 л | ||
| 26 | 70 | 110 | 160 | |
| 32 | 30 | 60 | 80 | |
| 49 | 10 | 20 | 30 | |
1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26 °C, а запас воды у путника — 10 л?
2) Часто в пустыне путники находят водоемы с соленой водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

