Вариант № 6

ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1302.

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д1 № 161
i

Как на­зы­ва­ют науку, изу­ча­ю­щую за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия ор­га­ни­че­ско­го мира?

 

1)  ана­то­мия

2)  эво­лю­ци­он­ное уче­ние

3)  ге­не­ти­ка

4)  эко­ло­гия


Ответ:

2

В ка­че­стве за­па­са­ю­ще­го ве­ще­ства гли­ко­ген ак­тив­но на­кап­ли­ва­ет­ся в клет­ках

 

1)  клуб­ня кар­то­фе­ля

2)  бак­те­рий ту­бер­ку­ле­за

3)  пе­че­ни со­ба­ки

4)  ли­стьев эло­деи


Ответ:

3
Тип Д3 № 163
i

При­зна­ки бы­ва­ют на­сле­ду­е­мые или при­об­ре­тен­ные. Какой из сле­ду­ю­щих при­зна­ков яв­ля­ет­ся при­об­ре­тен­ным?

 

1)  груп­па крови

2)  шрам на теле

3)  цвет глаз

4)  число по­звон­ков


Ответ:

4
Тип Д4 № 164
i

Рас­смот­ри­те ри­су­нок. Что изоб­ра­же­но на ри­сун­ке под циф­рой 1?

 

1)  бо­ко­вой ко­рень

2)  глав­ный ко­рень

3)  кор­не­вой во­ло­сок

4)  при­да­точ­ный ко­рень


Ответ:

5
Тип Д4 № 165
i

Го­ло­се­мен­ные рас­те­ния, в от­ли­чие от по­кры­то­се­мен­ных, имеют

 

1)  плоды

2)  се­ме­на

3)  шишки

4)  ли­стья


Ответ:

6
Тип Д5 № 166
i

Какое из на­зван­ных про­стей­ших имеет по­сто­ян­ное место уда­ле­ния остат­ков не­пе­ре­ва­рен­ной пищи (по­ро­ши­цу)?

 

1)  ин­фу­зо­рия-ту­фель­ка

2)  амеба ди­зен­те­рий­ная

3)  амеба обык­но­вен­ная

4)  эв­гле­на зе­ле­ная


Ответ:

7

Опре­де­ли­те по внеш­не­му виду клюва птицы, чем она пи­та­ет­ся в есте­ствен­ной среде.

 

1)  бес­хво­сты­ми зем­но­вод­ны­ми

2)  мел­ки­ми мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

3)  ле­та­ю­щи­ми на­се­ко­мы­ми

4)  мо­ло­ды­ми по­бе­га­ми


Ответ:

8
Тип 15 № 168
i

Какой при­знак, свой­ствен­ный че­ло­ве­ку, яв­ля­ет­ся при­зна­ком жи­вот­ных типа Хор­до­вые?

 

1)  нерв­ная си­сте­ма уз­ло­во­го типа

2)  жа­бер­ные щели в стен­ке глот­ки за­ро­ды­ша

3)  лег­кие, со­сто­я­щие из аль­ве­ол

4)  во­ло­ся­ной по­кров


Ответ:

9

Какая си­сте­ма ор­га­нов осу­ществ­ля­ет по­сто­ян­ный при­ток кис­ло­ро­да и не­об­хо­ди­мых пи­та­тель­ных ве­ществ к клет­кам и тка­ням ор­га­низ­ма?

 

1)  кро­ве­нос­ная

2)  вы­де­ли­тель­ная

3)  ды­ха­тель­ная

4)  по­кров­ная


Ответ:

10
Тип 15 № 170
i

Что от­сут­ству­ет в изоб­ра­жен­ной схеме ре­флек­тор­ной дуги?

 

1)  вста­воч­ный ней­рон

2)  чув­стви­тель­ный ней­рон

3)  ра­бо­чий орган

4)  дви­га­тель­ный ней­рон


Ответ:

11
Тип 15 № 171
i

К ме­ха­ни­че­ской функ­ции ске­ле­та че­ло­ве­ка от­но­сят

 

1)  кро­ве­тво­ре­ние

2)  обмен ми­не­раль­ных солей

3)  смяг­че­ние уда­ров при ходь­бе

4)  уча­стие в им­му­ни­те­те


Ответ:

12
Тип 15 № 172
i

Ка­ки­ми клет­ка­ми уни­что­жа­ют­ся бак­те­рии, по­пав­шие в ор­га­низм че­ло­ве­ка?

 

1)  крас­ны­ми кро­вя­ны­ми клет­ка­ми крови

2)  клет­ка­ми нефро­нов почек

3)  клет­ка­ми аль­ве­ол лег­ких

4)  бе­лы­ми кро­вя­ны­ми клет­ка­ми крови


Ответ:

13

Где кровь дви­жет­ся с наи­мень­шей ско­ро­стью?

 

1)  в ка­пил­ля­рах

2)  в пле­че­вой ар­те­рии

3)  в верх­ней полой вене

4)  в ниж­ней полой вене


Ответ:

14
Тип 15 № 174
i

Какой орган пи­ще­ва­ри­тель­но­го ка­на­ла об­ла­да­ет функ­ци­я­ми пе­ре­ва­ри­ва­ния пищи?

 

1)  пря­мая кишка

2)  пи­ще­вод

3)  глот­ка

4)  же­лу­док


Ответ:

15
Тип Д12 № 175
i

По­че­му че­ло­век дро­жит, когда ему очень хо­лод­но?

 

1)  чтобы оста­но­вить про­ник­но­ве­ние хо­ло­да сквозь кожу

2)  чтобы со­здать с по­мо­щью мы­шеч­ной ак­тив­но­сти до­пол­ни­тель­ную энер­гию

3)  чтобы улуч­шить пе­ре­да­чу сиг­на­ла о хо­ло­де в мозг

4)  чтобы до­ста­вить боль­ше крови к по­верх­но­сти кожи


Ответ:

16
Тип 15 № 176
i

Что вос­при­мут изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке ре­цеп­тор­ные клет­ки?

 

1)  вкус

2)  запах

3)  звук

4)  свет


Ответ:

17
Тип 15 № 177
i

Что слу­жит при­ме­ром услов­но­го тор­мо­же­ния?

 

1)  за­держ­ка ды­ха­ния при по­гру­же­нии в хо­лод­ную воду

2)  пре­кра­ще­ние пе­ре­же­вы­ва­ния пищи при вне­зап­ной встре­че с дру­гом

3)  по­те­ря на­вы­ка ка­та­ния на ро­ли­ко­вых конь­ках

4)  от­дер­ги­ва­ние руки от остро­го лез­вия ножа


Ответ:

18
Тип Д13 № 178
i

Иван болен диа­бе­том. Какой из сле­ду­ю­щих про­дук­тов он дол­жен упо­треб­лять с боль­шой осто­рож­но­стью?

 

1)  яйца

2)  мо­ло­ко

3)  фрук­то­вый сок

4)  го­вя­ди­на


Ответ:

19

При пе­ре­ло­ме ребер по­стра­дав­ше­му сле­ду­ет

 

1)  за­фик­си­ро­вать по­вре­жде­ние гип­со­вой по­вяз­кой

2)  при­ло­жить теп­лую грел­ку

3)  за­фик­си­ро­вать по­вре­жде­ние с по­мо­щью шины

4)  на­ло­жить фик­си­ру­ю­щую по­вяз­ку после вы­до­ха



20
Тип Д14 № 180
i

Между ка­ки­ми ор­га­низ­ма­ми скла­ды­ва­ют­ся вза­и­мо­вы­год­ные от­но­ше­ния в при­ро­де?

 

1)  паук–клещ

2)  рак от­шель­ник–ак­ти­ния

3)  лиса–заяц

4)  ласка–гор­но­стай


Ответ:

21
Тип Д15 № 181
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь.

 

1)  ли­стья укро­па → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный еж → яст­реб

2)  ли­стья укро­па → обык­но­вен­ный еж → яст­реб

3)  ли­стья укро­па → ли­чин­ка май­ско­го жука → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный еж

4)  ли­стья укро­па → гу­се­ни­ца ба­боч­ки ма­ха­он → боль­шая си­ни­ца → яст­реб


Ответ:

22
Тип Д20 № 182
i

Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси у  — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

Какое из ни­же­при­ве­ден­ных опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость для 5-го дня бо­лез­ни?

 

1)  мед­лен­но па­да­ет, а потом сни­же­ние ста­но­вит­ся рез­ким

2)  резко па­да­ет, до­сти­гая ми­ни­му­ма, а потом плав­но рас­тет

3)  резко рас­тет, до­сти­гая пика, а потом также резко па­да­ет

4)  резко па­да­ет, а затем не­мно­го рас­тет, после чего резко па­да­ет


Ответ:

23
Тип Д16 № 183
i

Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы рас­те­ний:

 

Груп­па 1Груп­па 2
СоснаЕль
Бе­ре­заВет­ре­ни­ца
Оду­ван­чикКо­пы­тень

 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих рас­те­ний в груп­пы?

 

1)  ис­точ­ник пи­та­ния

2)  спо­соб раз­мно­же­ния

3)  тре­бо­ва­ния к осве­щен­но­сти

4)  стро­е­ние цвет­ка


Ответ:

24
Тип 12 № 184
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мы­шеч­ных тка­нях че­ло­ве­ка?

 

А.  Во­лок­на сер­деч­ной мышцы имеют кон­такт­ные участ­ки, бла­го­да­ря ко­то­рым сиг­нал от одной клет­ки быст­ро пе­ре­да­ет­ся со­сед­ним клет­кам.

Б.  Глад­кая мы­шеч­ная ткань об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к быст­ро­му со­кра­ще­нию.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

25
Тип 17 № 185
i

Какие струк­ту­ры от­но­сят к цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  кора боль­ших по­лу­ша­рий

2)  моз­же­чок

3)  дви­га­тель­ные нервы

4)  чув­стви­тель­ные нервы

5)  про­дол­го­ва­тый мозг

6)  нерв­ные узлы


Ответ:

26
Тип 11 № 186
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и видом ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­ЗНАК

A)  со­сто­ят из остат­ков мо­ле­кул ами­но­кис­лот

Б)  вы­пол­ня­ют роль био­ло­ги­че­ских ка­та­ли­за­то­ров

В)  яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны

Г)  яв­ля­ют­ся глав­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми энер­гии

Д)  вхо­дят в со­став кле­точ­ной стен­ки рас­те­ний и гри­бов

ВИД ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКО­ГО ВЕ­ЩЕ­СТВА

1)  белки

2)  уг­ле­во­ды

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

27
Тип 5 № 187
i

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, вы­зы­ва­ю­щие ли­сто­пад. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  от­де­ле­ние че­реш­ка листа от по­бе­га

2)  по­жел­те­ние ли­стьев

3)  об­ра­зо­ва­ние проб­ко­во­го слоя у ос­но­ва­ния че­реш­ка листа

4)  умень­ше­ние длины све­то­во­го дня


Ответ:

28
Тип 10 № 188
i

Вставь­те в текст «Пи­та­ние в листе» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ве­ден­ную ниже таб­ли­цу.

ПИ­ТА­НИЕ В ЛИСТЕ

Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства об­ра­зу­ют­ся в листе в про­цес­се ___________ (А). Затем они пе­ре­ме­ща­ют­ся по осо­бым клет­кам про­во­дя­щей ткани  — ___________ (Б)  — к осталь­ным ор­га­нам. Эти клет­ки рас­по­ло­же­ны в осо­бой зоне коры стеб­ля  — ___________ (В). Такой вид пи­та­ния рас­те­ний по­лу­чил на­зы­ва­ние ___________ (Г), по­сколь­ку ис­ход­ным ве­ще­ством для него слу­жит уг­ле­кис­лый газ, до­бы­ва­е­мый рас­те­ни­ем из ат­мо­сфе­ры.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) воз­душ­ное2) дре­ве­си­на3) ды­ха­ние4) луб
5) поч­вен­ное6) си­то­вид­ная труб­ка7) сосуд8) фо­то­син­тез

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ

Ответ:

29
Тип 13 № 189
i

Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фии со­ба­ки по­ро­ды аза­вак. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие ее внеш­не­му стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас со­ба­ки, форма го­ло­вы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хво­ста. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

А. Окрас

Б. Форма го­ло­вы

В. Форма ушей

Г. По­ло­же­ние шеи (пунк­тир­ная линия, об­ра­зу­ю­щая угол с го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стью, па­рал­лель­на зад­ней по­верх­но­сти шеи и про­хо­дит через глаз)

Д. Форма хво­ста

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

30
Тип Д  № 190
i

По­че­му ку­па­ю­щий­ся че­ло­век, выйдя из воды, чув­ству­ет холод, осо­бен­но если по­ду­ет ветер?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Тип 24 № 191
i
Развернуть

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Что пред­по­чи­та­ет есть му­ра­вей?» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

 

1)  Какую функ­цию в му­ра­вей­ни­ке вы­пол­ня­ли му­равьи, участ­ву­ю­щие в экс­пе­ри­мен­те?

2)  Чем экс­пе­ри­мен­та­то­ры кор­ми­ли му­ра­вьев до на­ча­ла экс­пе­ри­мен­та?

3)  Какое оп­ти­маль­ное со­от­но­ше­ние бел­ков и уг­ле­во­дов в ра­ци­о­не пи­та­ния чер­ных са­до­вых му­ра­вьев обес­пе­чи­ло им жизнь до 400 дней?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Тип Д  № 192
i

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ре­бен­ком» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

На­сле­до­ва­ние групп крови ре­бен­ком

1)  Какая груп­па крови будет у ре­бен­ка, если у отца и ма­те­ри III груп­па?

2)  Если у ре­бен­ка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов.)

3)  Ре­бе­нок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным до­но­ром?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.