СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости




Вариант № 16

ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1312.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 481

Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

 

1) генетика

2) физиология

3) экология

4) систематика


Ответ:

2
Задание 2 № 482

Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?

 

1) вакуоль

2) рибосома

3) ядро

4) митохондрия


Ответ:

3
Задание 3 № 483

Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

 

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

4) нет грибов


Ответ:

4
Задание 4 № 484

При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из

 

1) семядоли

2) зародышевого корешка

3) эндосперма

4) почвы


Ответ:

5
Задание 5 № 485

Фотосинтез у одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады протекает в

 

1) ядре

2) хроматофоре

3) светочувствительном глазке

4) пульсирующей вакуоли


Ответ:

6
Задание 6 № 486

К насекомым с полным превращением относится

 

1) кузнечик

2) тля

3) саранча

4) бабочка-капустница


Ответ:

7
Задание 7 № 487

Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?

 

1) птиц

2) рыб

3) пресмыкающихся

4) млекопитающих


Ответ:

8
Задание 8 № 488

К рудиментам человека относят

 

1) развитие хвостового отдела

2) развитие густого шерстного покрова

3) околоушные мышцы

4) многососковость


Ответ:

9
Задание 9 № 489

Какой тканью выстланы головка и суставная ямка суставов?

 

1) хрящевой

2) нервной

3) гладкой мышечной

4) поперечнополосатой мышечной


Ответ:

10
Задание 9 № 490

В продолговатом мозге находится нервный центр регуляции

 

1) кожного чувства

2) глотания

3) зрения

4) координации произвольных движений


Ответ:

11
Задание 10 № 491

Какой цифрой на рисунке обозначена подвижная кость черепа человека?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4


Ответ:

12
Задание 11 № 492

Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей

 

1) фибриногена

2) тромбина

3) фибрина

4) разрушающихся тромбоцитов


Ответ:

13
Задание 12 № 493

В медицинской карте пациента часто можно увидеть следующую запись: АД 120/70 мм рт. ст. Что она обозначает?

 

1) содержание кислорода в крови

2) частоту пульса до и после приседаний

3) рост человека стоя и сидя

4) давление крови в артерии


Ответ:

14
Задание 13 № 494

Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа?

 

1) угнетение дыхательного центра

2) возбуждение дыхательного центра

3) раздражение дыхательных путей

4) сужение капилляров лёгочных пузырьков


Ответ:

15
Задание 14 № 495

Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

 

1) извитой каналец

2) собирательная трубка

3) почечная артерия

4) капсула нефрона


Ответ:

16
Задание 15 № 496

На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: горькое, солёное, сладкое и

 

1) терпкое

2) жгучее

3) кислое

4) жирное


Ответ:

17
Задание 16 № 497

На рисунке демонстрируется опыт воздействия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называют такую реакцию животного?

 

1) орудийной деятельностью

2) условным рефлексом

3) инстинктом

4) безусловным рефлексом


Ответ:

18
Задание 17 № 498

Какова причина развития близорукости у человека?

 

1) ослабление ресничных мышц

2) гибель части палочек и колбочек

3) повреждение части нейронов зрительного нерва

4) помутнение хрусталика


Ответ:

19
Задание 17 № 499

Что следует сделать пострадавшему при вывихе?

 

1) самостоятельно вправить повреждённый сустав

2) обработать повреждённый сустав дезинфицирующим раствором

3) приложить тёплый предмет к повреждённому суставу

4) приложить холод и зафиксировать повреждённый сустав


Ответ:

20
Задание 18 № 500

Для форели биотическим фактором будет являться

 

1) наличие планктона

2) температура воды

3) понижение уровня воды в водоёме

4) концентрация кислорода в воде


Ответ:

21
Задание 19 № 501

В пищевой цепи: листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел — под знаком «?» находится

 

1) полевая мышь

2) обыкновенный стриж

3) обыкновенный ёж

4) ястреб перепелятник


Ответ:

22
Задание 20 № 502

Изучите график зависимости возрастного снижения фермента лактазы у людей (по оси x отложен возраст (годы), а на оси у — выработка фермента организмом (в %)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость в возрасте от нескольких месяцев до девяти лет?

 

1) резко снижается

2) сначала не изменяется, а потом резко снижается

3) остаётся постоянно высоким

4) немного растёт, а потом резко снижается


Ответ:

23
Задание 21 № 503

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ектПро­цесс
...Пе­ре­нос ами­но­кис­лот к месту сбор­ки
иРНКПе­ре­нос ин­фор­ма­ции к ри­бо­со­мам

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) ДНК

2) ЭПС

3) АТФ

4) тРНК


Ответ:

24
Задание 22 № 504

Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?

 

А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.

Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней в верхних слоях почвы.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Ответ:

25
Задание 24 № 505

Какие из перечисленных организмов имеют лучевую симметрию тела? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) гидра

2) медуза

3) дождевой червь

4) майский жук

5) коралловый полип

6) гадюка


Ответ:

26
Задание 25 № 506

Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       ТИП КЛЕТОК
A) отсутствует оформленное ядро1) прокариотная
Б) хромосомы расположены в ядре2) эукариотная
В) имеется аппарат Гольджи   
Г) в клетке одна кольцевая хромосома
Д) АТФ образуется в митохондриях

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

27
Задание 26 № 507

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) паук

2) сова

3) цветущее растение

4) муха

5) жаба


Ответ:

28
Задание 27 № 508

Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание2) испарение3) лейкопласт4) питание
5) свет6) фотосинтез7) хлоропласт8) хлорофилл

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

29
Задание 28 № 509

Рассмотрите фо­то­гра­фию собаки по­ро­ды той-терьер. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие её внеш­не­му строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хвоста. При вы­пол­не­нии работы ис­поль­зуй­те линейку и карандаш.А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. По­ло­же­ние шеи (пунктирная линия, об­ра­зу­ю­щая угол с го­ри­зон­таль­ной плоскостью, па­рал­лель­на задней по­верх­но­сти шеи и про­хо­дит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

30
Задания Д  № 510

Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства. Приведите два объяснения.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Задание 29 № 511

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Задания Д  № 512

Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

 

Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино

 

Название

растения

Покрытие

площади

в 1м2, %

Характер

распределения

Процент цветущих

растений по

отношению

к встреченным

Медуница

мягкая

10Отдельные группы12
Сон-трава3Одиночно7
Адонис весенний10–30Отдельные группы23
Мать-и-мачеха

обыкновенная

50–70Равномерно49
Хохлатка

плотная

4Одиночно9
Фиалка

удивительная

10–30Отдельные группы45
Первоцвет

крупночашечный

50–7050–7064

 

1) Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?

2) Какие виды находятся под угрозой исчезновения?

3) Укажите две меры, которые необходимо принять для охраны исчезающих видов.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.