СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 30 № 1924

Осмос – это явление, при ко­то­ром мо­ле­ку­лы воды по­сту­па­ют через по­лу­про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну из об­ла­сти низ­кой кон­цен­тра­ции растворённого ве­ще­ства в об­ласть по­вы­шен­ной концентрации. Например, при по­гру­же­нии ко­жи­цы лука в кон­цен­три­ро­ван­ный рас­твор соли на­блю­да­ет­ся от­сла­и­ва­ние ци­то­плаз­мы клет­ки от обо­лоч­ки (плазмолиз) из-за того, что вода из ци­то­плаз­мы ухо­дит в раствор.

Ученики одной из мос­ков­ских школ ре­ши­ли ис­поль­зо­вать яв­ле­ние ос­мо­са для опре­де­ле­ния кон­цен­тра­ции са­ха­ро­зы в клуб­нях картофеля. Они по­ме­сти­ли ку­соч­ки кар­то­фе­ля из­вест­ной массы в про­бир­ки с раз­ной кон­цен­тра­ци­ей сахарозы, вы­дер­жа­ли там эти ку­соч­ки двое суток, после чего снова из­ме­ри­ли их массу. Если кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в кар­то­фе­ле выше, чем в растворе, то вода долж­на по­сту­пать в кар­то­фель и его масса долж­на увеличиваться. Если же кон­цен­тра­ция в кар­то­фе­ле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По ре­зуль­та­там своей ра­бо­ты уче­ни­ки со­ста­ви­ли сле­ду­ю­щую таблицу.

 

 

Изучите таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1. Какова, по Ва­ше­му мнению, кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в изу­ча­е­мом картофеле, ис­поль­зо­ван­ном для эксперимента? Ответ поясните.

2. Каж­дый уче­ник вы­пол­нял экс­пе­ри­мент при одной из приведённых выше кон­цен­тра­ций сахарозы. Все ли уче­ни­ки доб­ро­со­вест­но за­пи­са­ли свои результаты? Ответ поясните.

Пояснение.

1. Ответ: 0,2 моль/литр.

Обоснование: при этой кон­цен­тра­ции среднее из­ме­не­ние массы кар­то­фе­ля минимальное.

ИЛИ

Ответ: между 0,3 и 0,4 моль/литр.

Обоснование: при кон­цен­тра­ции 0,3 моль/литр из­ме­не­ние массы кар­то­фе­ля положительное, а при 0,4 моль/литр уже отрицательное, соответственно, кон­цен­тра­ция в кар­то­фе­ле должна ле­жать в этих пределах.

2. Ра­бо­тав­шие с кон­цен­тра­ци­ей 0,2 ученики, ско­рее всего, при­ду­ма­ли результат.

Их ре­зуль­та­ты слишком точно повторяются.

ИЛИ

Работавшие с кон­цен­тра­ци­ей 0,2 ученики, ско­рее всего, про­ве­ли только одно измерение. Их ре­зуль­та­ты слишком точно повторяются.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука. Методы биологии., 3.3 Царство Растения.
Спрятать пояснение · ·
Максим холявин 27.03.2018 16:02

На мой взгляд во второй части этого задания можно написать и об ошибке учеников третьей группы. т.к. при первом замере массы картофеля после нахождения его в растворе, масса не изменилась, при повторном замере произошёл большой скачок в приросте массы, далее же можно наблюдать подобные неравномерные скачки.