№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания 6. Сходство человека с животными и отличие от них
1.

К древ­ней­шим людям учёные от­но­сят

 

1) ав­стра­ло­пи­те­ка

2) не­ан­дер­таль­ца

3) пи­те­кан­тро­па

4) кро­ма­ньон­ца

2.

Какой при­знак, свой­ствен­ный че­ло­ве­ку, яв­ля­ет­ся при­зна­ком жи­вот­ных типа Хор­до­вые?

 

1) нерв­ная си­сте­ма уз­ло­во­го типа

2) жа­бер­ные щели в стен­ке глот­ки за­ро­ды­ша

3) лёгкие, со­сто­я­щие из аль­ве­ол

4) во­ло­ся­ной по­кров

3.

Спло­че­нию чле­нов кол­лек­ти­ва пер­во­быт­ных людей, об­ще­нию при по­мо­щи зву­ков, а затем и слов спо­соб­ство­ва­ло(-а)

 

1) по­сто­ян­ная ми­гра­ция

2) упо­треб­ле­ние мяс­ной пищи

3) тру­до­вая де­я­тель­ность

4) пря­мо­хож­де­ние

4.

Какое из­ме­не­ние в стро­е­нии стопы по­яви­лось у че­ло­ве­ка в связи с пря­мо­хож­де­ни­ем?

 

1) Сро­слись кости пред­плюс­ны.

2) Сфор­ми­ро­ва­лись своды.

3) В боль­шом паль­це по­яви­лись две фа­лан­ги.

4) Боль­шой палец при­обрёл по­движ­ность.

5.

Как на­зы­ва­ют се­мей­ство, в ко­то­рое по­ми­мо че­ло­ве­ка вклю­че­ны че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны?

 

1) иг­рун­ко­вые

2) го­мини­ды

3) сум­ча­тые

4) ле­му­ро­вые

6.

Какой при­знак клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие свой­ствен че­ло­ве­ку?

 

1) диа­фраг­ма

2) лёгоч­ное ды­ха­ние

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

7.

Какой при­знак от­ли­ча­ет Че­ло­ве­ка ра­зум­но­го от жи­вот­ных?

 

1) раз­ви­тие пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ной си­сте­мы

2) фор­ми­ро­ва­ние трёх за­ро­ды­ше­вых лист­ков в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия

3) на­ли­чие двух кру­гов кро­во­об­ра­ще­ния

4) раз­ви­тие S-об­раз­ной формы по­зво­ноч­ни­ка

8.

Под каким номером изображена часть света, в которой были найдены останки австралопитеков?

9.

На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?

 

1) питекантропов

2) кроманьонцев

3) неандертальцев

4) австралопитеков

10.

Сход­ство стро­е­ния боль­шин­ства си­стем ор­га­нов у мле­ко­пи­та­ю­щих жи­вот­ных и че­ло­ве­ка слу­жит до­ка­за­тель­ством их

 

1) род­ства

2) жизни в оди­на­ко­вых усло­ви­ях

3) про­ис­хож­де­ния от зем­но­вод­ных

4) воз­ник­но­ве­ния в одно и то же ис­то­ри­че­ское время

11.

Какой признак характерен для вида Человек разумный?

 

1) наличие ногтей

2) развитый ствол головного мозга

3) хорошо развитый подбородок

4) объёмное зрение

12.

К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят

 

1) раз­ви­тие хво­сто­во­го от­де­ла

2) раз­ви­тие гу­сто­го шерст­но­го по­кро­ва

3) око­ло­уш­ные мышцы

4) мно­го­сос­ко­вость

13.

Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

 

1) естественный отбор

2) борьба за существование

3) наследственная изменчивость

4) трудовая деятельность

14.

Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?

 

1) ис­поль­зо­ва­ние ору­дий труда

2) есте­ствен­ный отбор

3) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

4) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

15.

Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?

 

1) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

3) есте­ствен­ный отбор

4) раз­ви­тие вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мы

16.

Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?

 

1) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

3) есте­ствен­ный отбор

4) раз­ви­тие речи

17.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ока­за­ло наи­боль­шее вли­я­ние на раз­ви­тие мыш­ле­ния пред­ков че­ло­ве­ка?

 

1) пря­мо­хож­де­ние

2) жизнь в груп­пах

3) ре­гу­ляр­ная тру­до­вая де­я­тель­ность

4) пе­ре­ход от дре­вес­но­го к на­зем­но­му об­ра­зу жизни

18.

Из со­вре­мен­ных че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян че­ло­век имеет наи­боль­шее род­ство с

 

1) гиб­бо­ном

2) шим­пан­зе

3) го­рил­лой

4) оран­гу­та­ном

19.

От­ли­чия че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян, свя­зан­ные с его тру­до­вой де­я­тель­но­стью, про­яв­ля­ют­ся в стро­е­нии

 

1) S-об­раз­но­го по­зво­ноч­ни­ка

2) свод­ча­той стопы

3) гор­та­ни

4) кисти

20.

У че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от мле­ко­пи­та­ю­щих,

 

1) боль­шой палец об­ра­зу­ет пря­мой угол по от­но­ше­нию к дру­гим паль­цам

2) ниж­няя че­люсть со­еди­не­на с че­ре­пом по­движ­но

3) верх­няя ко­неч­ность со­сто­ит из плеча, пред­пле­чья и кисти

4) кисть крюч­ко­об­раз­ная, со сла­бо­раз­ви­тым боль­шим паль­цем

21.

Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

 

1) способность к орудийной деятельности

2) абстрактное мышление

3) наследственность

4) членораздельная речь

22.

У че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от оран­гу­та­на,

 

1) боль­ше ли­це­вой отдел че­ре­па

2) верх­ние ко­неч­но­сти длин­нее ниж­них

3) груд­ная клет­ка об­ра­зо­ва­на рёбрами

4) боль­ше объём го­лов­но­го мозга

23.

Современный человек — это прямой потомок

 

1) кроманьонцев

2) неандертальцев

3) синантропов

4) питекантропов

24.

Чему способствовало появление прямохождения у человека?

 

1) более быстрому передвижению по земле

2) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

3) более тесному общению людей

4) заселению новых территорий

25.

В какой части света из обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке были най­де­ны остан­ки древ­ней­ших людей?

26.

Пер­вы­ми на­учи­лись поль­зо­вать­ся огнём

 

1) кро­ма­ньон­цы

2) не­ан­дер­таль­цы

3) пи­те­кан­тро­пы

4) ав­стра­ло­пи­те­ки

27.

Внешние различия рас человека появились в результате

 

1) обитания в различных экологических нишах

2) приспособленности к различным климатическим зонам

3) влияния наступления ледников на ареал обитания

4) действия социальных факторов

28.

Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?

 

1) узкий выступающий нос

2) округлое лицо

3) чёрные курчавые волосы

4) желтовато-смуглый цвет кожи

29.

Какой при­знак рас яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным?

 

1) об­ще­ствен­ный образ жизни

2) осо­бен­но­сти внеш­не­го стро­е­ния

3) масса го­лов­но­го мозга

4) объём го­лов­но­го мозга

30.

Чем подтверждается единство рас вида Человек разумный?

 

1) общественным образом жизни

2) единым ареалом обитания

3) способностью давать плодовитое потомство

4) единым планом строения

31.

Какой признак характерен для монголоидной расы человека?

 

1) узкий выступающий нос

2) чёрный цвет кожи

3) чёрные курчавые волосы

4) плоское широкое лицо

32.

Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

 

1) абстрактное мышление

2) членораздельная речь

3) способность создавать орудия труда

4) естественный отбор

33.

Что от­ли­ча­ет че­ло­ве­ко­об­раз­ную обе­зья­ну от че­ло­ве­ка?

 

1) стро­е­ние пе­ред­них ко­неч­но­стей

2) уро­вень об­ме­на ве­ществ

3) общий план стро­е­ния

4) за­бо­та о потом­стве

34.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обезьян?

 

1) наличие пяти от­де­лов мозга

2) наличие двух кру­гов кровообращения

3) наличие хорды во взрос­лом состоянии

4) развитие вто­рой сиг­наль­ной системы

35.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян?

 

1) на­ли­чие пяти от­де­лов мозга

2) при­спо­соб­ле­ние по­зво­ноч­ни­ка к пря­мо­хож­де­нию

3) на­ли­чие двух кру­гов кро­во­об­ра­ще­ния

4) от­сут­ствие врождённых ре­флек­сов

36.

Стро­е­ние ка­ко­го ор­га­на у че­ло­ве­ка и у ме­ду­зы имеет наи­бо­лее сход­ное стро­е­ние?

 

1) ды­ха­ния

2) рав­но­ве­сия

3) пи­ще­ва­ре­ния

4) кро­ве­тво­ре­ния

37.

Какой орган у че­ло­ве­ка и каль­ма­ра схо­ден по стро­е­нию?

 

1) серд­це

2) же­лу­док

3) ухо

4) глаз

38.

Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­нов от­но­сят к ор­га­нам ма­ло­го таза?

 

1) сердце

2) селезёнка

3) мочевой пу­зырь

4) глаз

39.

Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­нов от­но­сят к ор­га­нам брюш­ной полости?

 

1) сердце

2) лёгкие

3) мо­че­вой пузырь

4) печень

40.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся из эктодермы?

 

1) пищеварительная

2) дыхательная

3) кровеносная

4) нервная

41.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся из эн­то­дер­мы?

 

1) вы­де­ли­тель­ная

2) ды­ха­тель­ная

3) кро­ве­нос­ная

4) по­кров­ная

42.

Человек ра­зум­ный и шим­пан­зе обык­но­вен­ный от­но­сят­ся к разным

 

1) царствам

2) отрядам

3) классам

4) видам

43.

И у го­рил­лы, и у со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка

 

1) одна кость в пред­пле­чье

2) сужен­ный таз

3) 12 пар рёбер в груд­ной клет­ке

4) плос­кая стопа

44.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для че­ло­ве­ка как пред­ста­ви­те­ля при­ма­тов?

 

1) на­ли­чие двух ло­па­стей пе­че­ни

2) рас­по­ло­же­ние глаз по бокам го­ло­вы

3) от­сут­ствие ро­го­вых чешуй на теле

4) на­ли­чие ног­тей вме­сто ког­тей

45.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для че­ло­ве­ка как пред­ста­ви­те­ля при­ма­тов?

 

1) на­ли­чие че­ты­рех­ка­мер­но­го серд­ца

2) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов

3) рас­по­ло­же­ние глаз по бокам го­ло­вы

4) вме­сто ког­тей ногти

46.

К ка­ко­му от­де­лу ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от­но­сит­ся изображённый на ри­сун­ке орган?

 

 

1) груд­ная клет­ка

2) брюш­ная по­лость

3) малый таз

4) пояс верх­них конечностей

47.

К ка­ко­му от­де­лу ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от­но­сит­ся изображённый на ри­сун­ке орган?

 

 

1) груд­ная клет­ка

2) брюш­ная по­лость

3) малый таз

4) пояс верх­них конечностей

48.

От­ли­чия че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян, свя­зан­ные с его тру­до­вой де­я­тель­но­стью, про­яв­ля­ют­ся в стро­е­нии

 

1) свод­ча­той стопы

2) кисти

3) гор­та­ни

4) S-об­раз­но­го по­зво­ноч­ни­ка

49.

Общим для че­ло­ве­ка и че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян яв­ля­ет­ся то, что они

 

1) бес­че­реп­ные

2) хо­лод­но­кров­ные

3) яй­це­жи­во­ро­дя­щие

4) пла­цен­тар­ные

50.

В какой по­ло­сти тела рас­по­ло­жен мозжечок?

 

1) брюш­ная по­лость

2) по­лость че­ре­па

3) груд­ная полость

4) та­зо­вая полость

51.

Какой из приведённых ор­га­нов вхо­дит в со­став си­сте­мы ор­га­нов дыхания?

 

1) гор­тань

2) пе­чень

3) аорта

4) селезёнка

52.

Какие осо­бен­но­сти в стро­е­нии тела при­обрёл пре­док со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, пе­рей­дя к ре­гу­ляр­ной тру­до­вой де­я­тель­но­сти?

 

1) та­зо­вые кости сро­слись, по форме на­по­ми­на­ют чашу

2) боль­шой палец руки стал про­ти­во­сто­ять осталь­ным

3) в по­зво­ноч­ном стол­бе сфор­ми­ро­ва­лось не­сколь­ко из­ги­бов

4) стопа из плос­кой пре­вра­ти­лась в свод­ча­тую

53.

К какой си­сте­ма­ти­че­ской груп­пе клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие от­но­сят вид Че­ло­век разумный?

 

1) сум­ча­тые

2) гры­зу­ны

3) хищ­ные

4) приматы

54.

К со­ци­аль­ным фак­то­рам эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят
   1) 

из­го­тов­ле­ние ору­дий труда

   2) 

из­ме­не­ния в ске­ле­те

   3) 

раз­ви­тие би­но­ку­ляр­но­го зре­ния

   4) 

до­бы­ва­ние пищи

55.

Число позвонков какого отдела позвоночника служит доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие?
   1) 

шейного

   2) 

грудного

   3) 

поясничного

   4) 

крестцового

56.

Связь плода че­ло­ве­ка с ма­те­рью осу­ществ­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­но через
   1) 

внут­рен­нюю стен­ку матки

   2) 

со­единённые между собой со­су­ды ма­те­ри и плода

   3) 

пла­цен­ту и пу­по­ви­ну плода

   4) 

со­единённые между собой пи­ще­ва­ри­тель­ную и ды­ха­тель­ную си­сте­мы ма­те­ри и плода