Каталог заданий.
Задания 23. Использование научных методов для изучения биологических объектов, явлений
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 23 № 20954
i

Учёные изучали действие на эритроциты раствора NaCl, концентрация которого отличается от физиологического раствора плазмы крови. В первом был подготовлен раствор соли, концентрация которого >0,9%, во втором <0,9%. В каждый из стаканов поместили эритроциты. В первом стакане эритроциты сморщились, во втором разбухли.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, в результате чего происходит изменение формы эритроцитов в каждом стакане?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


2
Тип 23 № 20955
i

Учёные изучали взаимодействие колоний бактерий (E. coli) и плесневого гриба пеницилла (Penicillium). На питательную среду в двух чашках Петри посеяли культуру бактерий E. coli. В одну из чашек, куда посеяли бактерий, также заселили пеницилл. Вторая чашка  — контрольная. В результате, в контрольной чашке развились обширные колонии E. coli, в то время как в другой чашке колония бактерий угнетена, а основную площадь питательной среды занимает пеницилл.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните в результате чего в чашке с пенициллом не развивается колония бактерий?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


3

Учёный изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


4
Тип 23 № 20957
i

Процесс фотосинтеза растений описывается химической реакцией:

CO2 + H2О + свет → углевод + О2

Перед учёными встала задача выяснить, продуктом какого соединения является кислород в этом процессе. Для сравнения учёные изучили процесс фотосинтеза пурпурных серобактерий. Эта бактерия для фотосинтеза использует серовород и в качестве побочного продукта выделяет атомарную серу. Уравнение фотосинтеза для этих бактерий выглядит следующим образом:

CO2 + H2S + свет → углевод + 2S

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Почему для решения научной задачи учёные сравнивали фотосинтез растений с фотосинтезом пурпурных бактерий?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


5
Тип 23 № 20958
i

Учёные изучали влияние освещённости и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещённости, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещённости повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещённости повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещённости и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


6

Учёные изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель  — пищу  — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй  — звуковой сигнал  — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.

Какой физиологический процесс изучали учёные? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


7
Тип 23 № 20960
i

Учёные изучали пигментный состав спиртовой вытяжки из листьев растений. Вытяжка из листьев растений имеет зелёный цвет. Для изучения её состава учёные разделяли пигменты методом бумажной хроматографии. Метод бумажной хроматографии основан на разной скорости движения пигментов по бумаге под действием специального раствора. В результате такого эксперимента зелёное пятно вытяжки, поставленное на бумагу, разделилось на несколько полосок зелёных и жёлто-оранжевых оттенков.

Какой вывод можно сделать о содержании вытяжки из листьев растений? Какие основные пигменты содержатся в листьях растений?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


8
Тип 23 № 20961
i

Учёные сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчёта количества продуктов обмена было посчитано количество произведённой энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чём заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


9
Тип 23 № 20962
i

Учёные изучали эффективность лёгочного дыхания лягушек и жаб. В ходе эксперимента было произведено измерение объёма лёгочной системы и выяснено, что у жаб она более развитая. У лягушек же, как выяснилось, компенсация недостатка поступления кислорода происходит путём газообмена через кожу, который практически не выражен у жаб.

Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чём заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


10

Учёные сравнивали вымершего животного археоптерикса с современными птицами. В ходе сравнения выявлены следующие сходства: наличие перьев, воздушных мешков, облегчённого скелета. При этом в отличие от птиц у археоптерикса были зубы, длинных хвост, пальцы с когтями на передних конечностях.

Какой вывод можно сделать на основании этих наблюдений? К появлению чего в эволюции привели преобразования, наблюдаемые у археоптерикса.


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


11
Тип 23 № 20964
i

Учёные изучали взаимоотношения высших растений и грибов микоризообразователей. По результатам изучения выяснилось, что гифы грибов оплетают корни растений образуя плотный чехол и даже внедряются в корни. Было выяснено, что в ходе таких взаимоотношений грибы получают от растений органические вещества.

Какие можно сделать выводы о типе взаимоотношений грибов и растений? Какие последствия для растений при таком взаимодействии?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


12
Тип 23 № 20965
i

Учёные изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


13

Учёные изучали влияние химического состава пищи на животных. Для этого было отобрано две группы мышей. Одну группу кормили искусственной смесью белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и воды. Вторая группа мышей питалась молоком. По результатам эксперимента мыши из первой группы с каждым днём слабели и в конце концов погибли. Мыши из второй группы оставались здоровыми.

Какой вывод можно сделать о питании мышей из первой группы? Какой компонент содержится в молоке, который отсутствовал в рационе мышей из первой группы?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


14

Учёные когда-то заметили, что вирус коровьей оспы, которым часто заражались доярки при контакте с выменем коров, переносится человеком легче, чем вирус натуральной оспы. Кроме того, выяснилось, что после того, как человек переболел коровьей оспой, он не заражается натуральной оспой.

Какой вывод можно сделать на основе этих наблюдений? Какая профилактическая процедура появилась вследствие этих наблюдений?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


15
Тип 23 № 20968
i

Учёные изучали тип питания эвглены зелёной. Наблюдая за эвгленами учёные установили у них наличие зелёных пластид. В ходе эксперимента культуру эвглен поместили на длительное время в темноту. Через некоторое время обнаружилось, что эвглены живы, но утратили зелёную окраску.

Какой вывод можно сделать о питании эвглены из этого исследования? За счёт какого вещества эвглена на свету имела зелёную окраску?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


16

Учёные изучали внутриклеточное пищеварение клеток морской звезды. В ходе эксперимента был введён шип розы в тело морской звезды. К этому повреждению стали скапливаться амебоидные клетки, которые обволакивали и поглощали инородное тело, попавшее в организм.

Какая система обеспечивает в организме защитную функцию? Какой клеточный процесс лежит в основе поглощения инородных частиц в теле морской звезды?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


17
Тип 23 № 20970
i

Учёные изучали всасывание воды корнями. Для этого комнатное растение они срезали на высоте 10 сантиметров и на пенёк надели резиновую трубку, которую соединили со стеклянной трубкой. При поливе почвы тёплой водой, вода поднимается по трубке и выливается из неё. В случае, когда почву поливали холодной водой, то вода не вытекает из трубки.

Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта? В результате какого явления вода поднимается по трубке?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


18

Учёные сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъёма на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объёме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


19
Тип 23 № 20978
i

Учёные изучали возникновение патогенности у непатогенных бактерий. Для исследования были взяты бактерии рода Pneumococcus двух штаммов: R-штамма  — не имеют защитной капсулы и S-штамма  — имеют защитную капсулу. Заражённые мыши бактериями R-штамма оставались здоровыми. Заражённые мыши бактериями S-штамма погибали. В ходе исследования учёные инъецировали культуру живых бактерий R-штамма вместе с S-штаммом, убитым высокой температурой. Спустя время заражённые мыши погибли, и из них были выделены живые бактерии S-штамма.

Какой вывод можно сделать на основании этого исследования? Для чего до начала эксперимента мышей заражали разными штаммами бактерий Pneumococcus?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


20
Тип 23 № 20979
i

Учёный проверял теорию о самозарождении жизни. В ходе эксперимента он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком, которую, заполнив мясным бульоном, прокипятил. Для контроля во второй колбе с отломанным горлышком он также прокипятил. Обе колбы были оставлены на несколько дней при комнатной температуре. Спустя время бульон в первой колбе остался без изменений, а во второй колбе помутнел.

Какой вывод можно сделать из этого исследования о теории самозарождения? Откуда в бульоне появляются живые существа?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


21
Тип 23 № 20980
i

Учёный проверял теорию о самозарождении жизни. В ходе эксперимента он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком, которую, заполнив мясным бульоном, прокипятил. Для контроля во второй колбе с отломанным горлышком он также прокипятил. Обе колбы были оставлены на несколько дней при комнатной температуре. Спустя время бульон в первой колбе остался без изменений, а во второй колбе помутнел.

Зачем бульон подвергался кипячению? Почему в первой колбе долгое время не появлялось живых организмов?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


22
Тип 23 № 20981
i

Учёный изучал возможности продления срока хранения молока. Для этого он взял две колбы свеженадоенного молока. Одну колбу он нагревал в течение получаса при температуре 60-65 °C. Вторая  — контрольная  — нагреву не подвергалась. Обе колбы учёный оставил при комнатной температуре. В результате молоко, оставшееся свежим, свернулось раньше, чем то, которое нагревал учёный?

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какая технология по продлению срока хранения продуктов была разработана на основе этого опыта?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


23
Тип 23 № 20983
i

Учёный изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов учёный положил одинаковое количество гороха. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах пророс горох.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


24
Тип 23 № 20986
i

Учёный изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов учёный положил одинаковое количество гороха. Один стакан поставил на свет, а второй убрал шкаф. Через пару дней в обоих стаканах горох пророс.

Какой вывод можно сделать на основании этого наблюдения? Моделью каких условий прорастания семян в естественной среде выступает горох, убранный в шкаф?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


25
Тип 23 № 20987
i

Учёный изучал обмен веществ растений. В ходе эксперимента в два стакана с водой он поместил побеги водного растения элодеи, сверху накрыл их воронками, которые закрыл пробирками. Один из стаканов поместили в тёмный шкаф, а второй – на свет. Спустя время в пробирке, накрытой воронкой с растением, которое стояло на свету, появились пузырьки газа. Во второй пробирке видимых изменений не наблюдалось. После внесения в пробирку с газом тлеющей лучины, та вспыхивает ярким пламенем.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? В следствие какого физиологического процесса возникло наблюдаемое явление?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


26
Тип 23 № 20988
i

Учёный изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон чёрным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки учёный срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист учёный нанёс слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела тёмно-синий цвет.

Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? В связи с чем закрытая картоном часть листа не окрасилась в тёмно-синий цвет при действии на лист раствором йода?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


27
Тип 23 № 20989
i

Учёный изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон чёрным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки учёный срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист учёный нанёс слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела тёмно-синий цвет.

Почему часть листа, незакрытая картоном, окрасилась в тёмно-синий цвет при действии на лист раствором йода? В результате какого процесса в листьях образуется крахмал?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


28
Тип 23 № 20990
i

Учёный исследовал отделение протопласта растительной клетки от клеточной стенки. Протопласт  — это содержимое клетки за исключением клеточной стенки. В качестве объекта исследования учёный использовал препарат кожицы лука. В ходе первой части эксперимента учёный обработал препарат солёной водой, при этом протопласт отошёл от клеточной стенки. В ходе второй части эксперимента, учёный обработал этот же препарат водой, и протопласт снова вернулся в исходное состояние.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Вследствие чего протопласт отошел от клеточной стенки?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


29

Учёный изучал химический состав костей. Для этого он провёл два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента учёный поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что её стало возможно закрутить в узел.

Какой вывод можно сделать из этого исследования о химическом составе костей? Почему кость после прокаливания стала хрупкой?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


30

Учёный изучал химический состав костей. Для этого он провёл два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента учёный поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что её стало возможно закрутить в узел.

Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей


31
Тип 23 № 21170
i

Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй  — контрольной  — давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.


Сохранено

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.