Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» (https://bio-oge.sdamgia.ru)
Задания 25. Статистические данные, представленные в табличной форме
1.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26 °C, а запас воды у путника  — 10 л?

2)  Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?

2.

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

СортГлазокМякоть

клубня

ЯгодаЛистьяСтебель
Детскосельский40,27,54,59
Синеглазка50,1967
Чугунка40,28,55,59,5
Скала10,46,84,811,2
Золушка30,387,58
Ранняя роза30,144,68,9

1)  В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2)  В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3)  Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?

3.

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Размножение рыб

 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная302,73–45
Норвежская сельдь2001,32–78
Треска балтийская100015–93
Сазан150015–68
Колюшка

трёхиглая

0,1–11,812

1)  Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?

2)  Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?

3)  Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?

4.

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

 

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

СтволХвояВетви
10058,913,28,9
18563,714,27,7
40066,410,06,3
50064,913,45,0
70072,88,74,9

1)  В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2)  Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3)  Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?

5.

→Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб% белков% жировКалорий в 100 г
Вобла182,895
Окунь170,673
Карась170,574
Шпрот177,6136
Лосось2412200
Стерлядь176116
Карп201,594

 

1)  В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2)  Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3)  У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

6.

Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период активности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Название
животного
Пульс в минутуТемпература тела, °С% потери
в весе
в период
активности
во время
спячки
в период
активности
во время
спячки
Ёж752535,53,131,2
Летучая мышь4201637,52,633,5
Хомяк1751338,54,535
Жёлтый суслик2251237,01,443

1)  Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки?

2)  Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?

3)  Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?

7.

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность

основных сельскохозяйственных культур центральной

 

Наименование

культуры

2005 год2006 год
площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

Озимая пшеница515277754545374969
Клещевина27171016138
Подсолнечник1582171415632521
Лён масличный157135912220217

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?

2.  Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

8.

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.

Наименование

культуры

2005 год2006 год
площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

Горчица16614599612113
Озимый рапс5098177518425
Соя3285591723268830
Яровой рапс30458506713

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?

2.  Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

9.

Однажды один очень дотошный учёный решил перепроверить эксперимент

Эрвина Чаргаффа. Он выделил нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом материале. Результаты он занёс в таблицу.

 

Источник ДНКГруппа организмовСодержание нуклеотида, %
АденинГуанинЦитозинТимин
ЧеловекМлекопитающие31,0

19,118,4

31,5

КороваМлекопитающие28,722,222,027,2
Морской ёжБеспозвоночные32,817,717,432,1
ПшеницаРастения27,322,722,8

27,1
ЛососьРыбы29,720,820,429,1
Дрожжи

Грибы31,318,717,132,9
Вирус полиомиелитаВирусы

30,425,419,50.0

Туберкулёзная микобактерияБактерии15,134,935,414,6

Бактериофаг Т2Вирусы

32,618,2

16,6

32,6

 

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Правило Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству остатков тимина в ДНК, а количество цитозина  — количеству гуанина. Подтвердил ли наш дотошный учёный это правило?

2.  Каково содержание гуанина у дрожжей и у возбудителя туберкулёза (укажите единицы измерения)?

3.  Предложите объяснение, почему у вируса полиомиелита учёный не обнаружил тимина

10.

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

Время,
мин
кислотность воды, ед. рН
тест 1тест 2тест 3тест 4тест 5среднее
07,27,27,67,37,47,34
46,46,26,76,46,66,46
85,65,65,95,95,75,74
165,25,05,45,35,25,22
324,54,34,74,74,54,54

 

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?

2.  Как изменялась pH в пробирке со временем?

3.  Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?

11.

Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.

 

Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1.  Какой вес имело большинство детей при рождении?

2.  Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?

3.  Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.

Вес детей при рождении и детская смертность

 

Диапазон веса младенцев, кг 0–0,5 0,5–1 1–1,5 1,5–2 2–2,5 2,5–3 3–3,5 3,5–4 4–4,5 4,5–5больше 5
Количество детей21762813169961411645177485
Процент умерших детей100887315964571020

12.

Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.

 

Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1.  При какой концентрации СO2 фотосинтез идёт наиболее эффективно?

2.  Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти?

3.  Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?

Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!

 

 

 

Таблица 1

Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации

13.

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:

 

Виды рыбМасса, гДыхательная

поверхность жабр,

см2

серебряный карась10,016,96
камбала135,0889,00
окунь73,01173,8

 

1)  Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?

2)  У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

14.

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

 

Название
растения
Поверхность
верхняя

нижняя
число устьиц
кувшинка белая4060
овёс4027
пшеница

47

32
маслина0625

дуб0346

репа0716
слива0253
яблоня0246

 

1)  Для чего нужны устьица растениям?

2)  У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно объяснить?

3)  На какой стороне листа расположены устьица у кувшинки и почему?

15.

Проанализируйте таблицу, в которой отражён экологический след (Количество гектаров Земли, необходимое для поддержание жизни одного человека. Эта величина включает территорию и акваторию , необходимую для производства продуктов питания, товаров, энергии). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

СтранаЧисленность населения на 1997 г.

Экологи-
ческий след (количество используемых гектаров на человека)
Реальное наличие территории (гектары на человека)Различия между необходимой и имеющейся территорией (гектары на человека)

Австралия18 550 0009,0

14,0

5,0

Эфиопия

58 414 000

0,7

0,5

–0,3

Россия146 381 0006,0

3,7

Норвегия

4 375 000

6,2

6,3

0,1
Германия81 845 000

5,3

1,9–3,4

Индия

790 230 0000,80,5–0,3

Япония125 672 0004,3

0,9

–3,4

Индонезия203 631 000

1,42,6

1,2

 

1)  Оцените дефицит земли в России.

2)  Чем объясняется дефицит земли в России?

3)  Чем объяснятся дефицит земли в Японии?

16.

По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

Рак легких в %Рак гортаниИшемическая
болезнь сердца
некурящиекурящиенекурящиекурящиенекурящиекурящие
2%1–10
сигарет
3%
3%1–10
сигарет
15%
35%1–10 с
игарет
45%

11–20
сигарет
10%
11–20
сигарет
27%
11–20
сигарет
50%
31–40
сигарет
35%
31–40
сигарет
50%

31–40
сигарет
62%

 

1)  Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?

2)  Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?

3)  Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?

17.

В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых(в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине. Эти же данные отражены на графике. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  С какими процессами связаны колебания численности насекомых?

2.  На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?

3.  Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.

 

ИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1,30,81,71,60,71,2
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюнь
0,30,40,530,51,0

 

18.

Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

СокиВитамины, в мг на 100 мл сока
Витамин А

Витамин В1Витамин С

Абрикосовый


Апельсиновый


Вишнёвый


Гранатовый


Грушевый


Клюквенный


Лимонный


Мандариновый


Морковный


Томатный


Черносмородиновый


2,0


0,25


0,37–0,55



0,08



0,12–0,2


0,3–0,6


2–9


2–3


0,75–2


0,03


0,05


0,05



0,05



0,05


0,07


0,6


0,12


0,08


7,0


30–50


15


5


5


10


20–60


20–40


5–10,5


40–50


150–300

Суточная
потребность
6,01,2–2,660–110

 

1)  Полтора стакана (300 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?

2)  Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен?

3)  Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.

19.

Учёные исследовали массу пчёл из разных районов. Их интересовали различия в массе летнего и осеннего поколения пчёл, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчёл говорит о степени физиологической подготовки пчёл к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчёл в улье и т. д.

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1)  Как изменяется масса пчёл от лета к осени?

2)  На сколько процентов изменилась сырая масса пчёл Уссурийска?

Пример расчёта сырой массы для пчёл Рязанской области: 78,6:69,6 ≈ 1,1293... Ответ: 12,9%.

3)  Какая масса пчёл Уссурийска накапливается больше  — сухая или сырая (в %)?

4)  У каких пчёл сухая масса тела осенью больше  — у северных или южных?

 

Происхождение пчёлПоколение пчёлСырая масса пчёл (в мг)Сухая масса пчёл (в мг)
Рязанская областьЛетнее
Осеннее
69,6
78,6
21,6
25,8
Ташкент

Летнее
Осеннее
62,1
71,6
19,5
23,8
МолдавияЛетнее
Осеннее
61,9
72,9

20,2
23,4

Уссурийск

Летнее
Осеннее
66,1
78,3

20,9
26,6

Латвия

Летнее
Осеннее
70,8
84,1
23,1
27,9

20.

В таблице отражены данные по мировому улову рыбы с 1950 по 1980 г. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы. В какие годы был наиболее успешный улов? Назовите возможные причины увеличения улова. Какой прогноз можно было сделать по данной таблице? Оправдался ли он?

 

Годы1950196019701980
Улов в млн.тонн21366270

21.

Учащиеся одной из школ оценивали способность школьников 6,7  — 10 классов понимать и приобщаться к переживаниям другого человека. Эта способность называется эмпатией. В таблице представлены результаты исследования. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Пояснения:

1 уровень  — полное непонимание переживаний другого человека

2 уровень  — иногда понимает переживания другого человека

3 уровень  — способен сопереживать, хорошо понимает чувства другого человека

% отражает кол-во учащихся (в %) с данным уровнем развития эмпатии

 

КлассКол-во учащихся (мальчики, девочки)Процент учащихся с определённым уровнем развития эмпатии (в %)
первыйвторой

третий

615 м.85,114,9нет
15 д.4046,413,3
715 м.93,36,7нет
15 д.53,340,16,6
1015 м.33,346,620,1
15 д.26,653,320,1

 

Ответьте на следующие вопросы:

1)  Существует ли связь между возрастом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.

2)  Существует ли связь между полом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.

3)  Учащиеся какого класса обладают наименьшим уровнем эмпатии? Мальчики или девочки?

22.

Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.

 

№ пробиркиТемператураОкраска с йодом

Степень активности

1100 °С

нет

нет

24 °С

нет

через 20 минут не идёт
339 °С

проявившееся синее окрашивание со временем исчезает

6 минут

423 °Спроявившееся синее окрашивание со временем исчезает

11–12 минут

 

Ответьте на вопросы:

1)  Какой вывод можно сделать об активности воздействия амилазы на крахмал в зависимости от температуры?

2)  О чём говорило исследователям исчезновение окраски раствора?

3)  От какого ещё фактора может зависеть активность ферментов в пищеварительной системе человека?

23.

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  К какому классу относятся перечисленные в таблице виды рыб?

2)  Для чего нужны жаберные лепестки в жабрах?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая поверхность жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

Дыхательная поверхность жабр у рыб

 

Виды рыбМасса в граммахДыхательная поверхность

жабр в см2

Серебряный карась10,016,96
Окунь73,01173,8
Камбала135,0889,00

24.

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 〖мм〗^2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1)  Зачем нужны устьица растениям?

2)  У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно обяснить?

3) Почему у кувшинки устьица расположены на одной стороне?

Число устьиц на 1 мм2 листа

 

Название
растения
Поверхность
верхняя

нижняя
число устьиц
кувшинка белая4060
овёс4027
пшеница

47

32
маслина0625

дуб0346

репа0716
слива0253
яблоня0246

25.

Проанализируйте данный таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания». Ответьте на вопросы к таблице.

1)  Как зависит число инфузорий в желудке барана от сроков голодания?

2)  Почему изменяется количество инфузорий за 4 дня голодания?

3)  Зачем нужны инфузории и бактерии жвачному животному?

Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания

 

Сроки голоданияЧисло инфузорий

в 1 мм2

До голодания1266
1-й день голодания536
2-й день голодания128

3-й день голодания33
4-й день голодания8

26.

Пользуясь таблицей «Развитие и биология насекомых-вредителей» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.

1)  Какие из названных насекомых развиваются с неполным превращением?

2)  В какой стадии развития наносят вред растениям капустная белянка и озимая совка?

3)  Какими частями растения питается капустная белянка?

Развитие и биология насекомых-вредителей

 

НазваниеГде зимуетВ какой стадии зимуетКаким растениям вредит
Капустная белянкаНа заборах и растенияхКуколка

Капуста, репа, редис
СаранчаВ земле, в кубышкахВ стадии яйцаПшеница, кукуруза, арбузы, лук
МедведкаВ почвеБескрыла личинкаКорнеплоды и корни растений

Озимая совкаВ глубоких норках в землеВ стадии развитой гусеницыОзимые посевы, дикорастущие травы, молодые всходы

27.

Пользуясь таблицей «Влияние распыления углекислого газа на урожай растений» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.

1)  Какое из растений дало самый большой прирост урожая?

2)  Как проникает углекислый газ в растения?

3)  Почему при распылении углекислого газа повышается урожай растений?

Влияние распыления углекислого гага на урожай растений

 

Название растенияБез опрыскивателя СO2С опрыскивателем СO2Увеличение урожая в процентах
Резеда2741155
Бальзамин3666180
Герань45118262
Табак3054180
Бегония90

135

138

28.

Пользуясь таблицей «Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В каких условиях отдача тепла происходит в основном за счёт испарения?

2)  На какой процесс тратится больше всего энергии?

3)  Почему в походах не рекомендуется спать на земле без коврика или подстилки из травы или хвои?

Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей

среды и обычных нагрузках

Форма расхода энергииКоличество килокалорийПроцент всей теплоотдачи

Дыхание, испарение351,30
Работа511,88
Испарение воды кожей55820,67
Нагревание выдыхаемого воздуха421,55
Теплопроведение  — нагревание окружающего воздуха83330,85
Теплоизлучение118143,75

29.

Пользуясь таблицей «Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В каком отделе пищеварительного тракта самая щёлочная среда?

2)  По каким причинам pH пищевода при изжоге резко понижается?

3)  Какая среда существует в пустом (натощак) желудке? Почему голодать вредно?

Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека

 

Отдел пищеварительного трактаКислотность соков и секретов (рН)
Полость рта6,7–7,5

Слюна поджелудочных желёз6,39

Слюна околоушных желёз5,81

Смешанна слюна6,4
В пищеводе в норме5,5–7

В пищеводе при изжоге4 и ниже

В желудке натощак1,5–2

В тонкой кишке7,2–7,5

В толстой кишке

8,5–8,9

30.

Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?

На сколько см3 меняется минутный объём крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?

За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно?

Работа сердца тренированного и нетренированного человека

<
У тренированногоУ нетренированного
Частота пульса в минутуОбъём выбрасываемой

крови

Частота пульса в минутуОбъём выбрасываемой крови
За 1 сокращениеВ 1 минутуЗа 1 сокращениеВ 1 минуту

В покое8370 см34,76 л6060 см33,6 л
При работе86120 см310,32 л13370 см39,3 л

31.

Пользуясь таблицей «Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  Как изменяется количество эритроцитов по мере увеличения высоты местности?

2)  При каком перепаде высот количество эритроцитов возросло больше всего?

3)  С чем связано изменение количества эритроцитов в крови жителей высокогорья?

Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря

 

Высота в метрах над уровнем моряКоличество эритроцитов (в млн)
04 970 000
4005 750 000
7005 970 000
15606 550 000
18007 000 000
44008 000 000

32.

Пользуясь таблицей «Сравнительные размеры эритроцитов человека и других животных» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)   У кого из представителей млекопитающих самая большая площадь поверхности эритроцита?

2)  Почему у лягушки эритроциты больше по размерам и площади поверхности, чем у млекопитающих?

3)  Что общего у эритроцитов млекопитающих животных?

Сравнительные размеры эритроцитов человека и других животных

 

ЖивотноеДиаметр в микронах

Площадь поверхности одного эритроцита в микронах
Человек7,5128
Коза4,138
Лягушка22,8425,23
Лошадь5,679
Свинья6,2101

33.

Пользуясь таблицей «Состояние Пищёвая ценность разных рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В какой рыбе содержится больше белков, чем у остальных рыб?

2)  Каких рыб вы бы включили в меню человека, который решил худеть ведёт малоподвижный образ жизни?

3)  Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб% белков% жировКалорий в 100 г
Вобла сушёная4114285
Окунь170,673
Карась170,574
Шпроты копчёные2216238
Лосось2412200
Стерлядь176116
Карп201,594

34.

Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1.  При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?

2.  Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.

3.  Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.

35.

Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество потомков тлей в процентах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1.  При каком свете тли лучше всего размножаются?

2.  Опишите динамику размножения тлей по неделям.

3.  Опишите влияние синего света на размножение тлей.

36.

Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Химический состав веществ, растворенных в морской воде и сыворотке крови

Химические элементы и их соединенияМорская вода (%)Сыворотка крови (%)
Натрий (Na)30,539,0
Магний (Mg)3,80,5
Кальций (Ca)1,21,0
Калий (K)1,82,6
Хлор (Cl)55,245,0
Кислород (O)5,69,9
Другие элементы и соединения1,92

 

1.  Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?

2.  Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3.  Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

37.

Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

организма человека (в %)

Составные

вещества

Плазма кровиПервичная мочаВторичная моча
Белки, жиры,

гликоген

7–9ОтсутствуютОтсутствуют
Глюкоза0,10,1Отсутствует
Натрий (в составе

солей)

0,30,30,4
Хлор (в составе

солей)

0,370,370,7
Калий (в составе

солей)

0,020,020,15
Мочевина0,030,032,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05

 

1)  Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?

2)  Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

38.

Ученица одной из московских школ изучала зависимость активности фотосинтеза от степени освещённости. Она отрезала корень у элодеи и поместила её вверх ногами в раствор. Стакан с элодеей освещался лампочкой, которую ученица отодвигала на разное расстояние. Измерялось количество пузырьков, поднимающихся от среза стебля к поверхности стакана, за 3 минуты. Результаты своих измерений ученица занесла в таблицу.

 

Расстояние от

лампочки до растения, см

Число пузырьков за 3 минутыСреднее число пузырьков

в минуту

повтор 1

повтор 2

повтор 3

средее
10010394648729
70811011049532
40101103939933

 

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Каково влияние освещённости на активность протекания фотосинтеза?

2.  На каком расстоянии от источника света фотосинтез идёт наиболее активно?

3.  Как Вы думаете, как можно было бы достичь большей точности эксперимента?

39.

Осмос – это явление, при котором молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворённого вещества в область повышенной концентрации. Например, при погружении кожицы лука в концентрированный раствор соли наблюдается отслаивание цитоплазмы клетки от оболочки (плазмолиз) из-за того, что вода из цитоплазмы уходит в раствор.

Ученики одной из московских школ решили использовать явление осмоса для определения концентрации сахарозы в клубнях картофеля. Они поместили кусочки картофеля известной массы в пробирки с разной концентрацией сахарозы, выдержали там эти кусочки двое суток, после чего снова измерили их массу. Если концентрация сахарозы в картофеле выше, чем в растворе, то вода должна поступать в картофель и его масса должна увеличиваться. Если же концентрация в картофеле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По результатам своей работы ученики составили следующую таблицу.

 

Концентрация сахарозы, моль/лИзменение массы картофеля, гсреднее, г
повтор 1повтор 2повтор 3повтор 4повтор 5
0,10,300,300,400.400,400,38
0,20,100,100,100,100,100,10
0,30,000,890,040,340,040,26
0,4–0,75–0,65–0,45–0,65–0,40–0,58
0,5–0,15–0,15–0,25–0,20–0,20–0,25

 

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Какова, по Вашему мнению, концентрация сахарозы в изучаемом картофеле, использованном для эксперимента? Ответ поясните.

2.  Каждый ученик выполнял эксперимент при одной из приведённых выше концентраций сахарозы. Все ли ученики добросовестно записали свои результаты? Ответ поясните.

40.

Пользуясь таблицей «Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян», ответьте на следующие вопросы.

Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян

 

ПризнакиРод
ГиббонОрангутанШимпанзеГориллаЧеловек
Абсолютная масса мозга (в г)1304003454201360
Отношение массы мозга к массе тела1:731:831:611:220

1:45

Длина шейного отдела (в % длины туловища)1724232426
Полная длина нижних конечностей (в % длины туловища)147119128112171
Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища)230182175154150
Количество шейных

позвонков

77777
Количество грудных

позвонков

1312131312
Общее количество позвонков33–3430–3133–3432–3333–34

 

1)  У представителей какого рода обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?

2)  Какие приматы лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.

3)  Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?

41.

Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растении

 

ВидПлощадь поверхности листа, см2

Число устьиц в 1 см2
верхняя сторона

листа

нижняя сторона

листа

Капуста14 10022 600
Кукуруза600–135052006800
Овёс12–1525002300
Картофель510016 100
Яблоня1829 400
Фасоль49400028 100
Пшеница13–1533001400
Подсолнечник38175325

 

*Прочерк означает отсутствие данных.

 

1)  Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

2)  Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?

3)  Каково назначение устьиц в дыхании растений?

42.

Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.

Наследование групп крови ребёнком

 

Группа крови отца
Ⅰ (0) Ⅱ (А) Ⅲ (В) Ⅳ (АВ)
Группа крови матери Ⅰ (0) Ⅰ (0) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Группа крови ребёнка
Ⅱ (А) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любаяⅡ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅲ (В) Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любаяⅢ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅳ (АВ)Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1)  Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у матери IV?

2)  Если у ребёнка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)

3)  Ребёнок с какой группой крови является универсальным реципиентом?

43.

Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.

Наследование групп крови ребёнком

 

Группа крови отца
Ⅰ (0) Ⅱ (А) Ⅲ (В) Ⅳ (АВ)
Группа крови матери Ⅰ (0) Ⅰ (0) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Группа крови ребёнка
Ⅱ (А) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любаяⅡ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅲ (В) Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любаяⅢ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅳ (АВ)Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1)  Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?

2)  Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)

3)  Человек с какой группой крови является универсальным донором?

44.

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб% белков% жировКалорий в 100 г
Вобла182,895
Окунь170,673
Карась170,574
Шпрот177,6136
Лосось2412200
Стерлядь176116
Карп201,594

 

1)  В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2)  У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

3)  Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

45.

Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Интенсивность света (в свечах)Объем поглощенного углекислого газа за 1 мин. (в см3)
Серия 1Серия 2Серия 3В среднем
10015171616
20034363836
30052494950
40067696868
50088858586
600101101101101

 

1)  Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?

2)  Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?

3)  Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

46.

Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

Поступление водыКоличество воды (в л)Органы, участвующие в выделении водыКоличество воды (в л)
Жидкость1,2Почки1,4
Легкие0,5
Плотная пища1,0Кожа0,5
Прямая кишка0,1
Итого2,22,5

 

1)  Какое количество воды потребляет организм человека в течение суток?

2)  В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3)  Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

47.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Составные

вещества

Плазма кровиПервичная мочаВторичная моча
Белки, жиры,

гликоген

7–9ОтсутствуютОтсутствуют
Глюкоза0,10,1Отсутствует
Натрий (в составе

солей)

0,30,30,4
Хлор (в составе

солей)

0,370,370,7
Калий (в составе

солей)

0,020,020,15
Мочевина0,030,032,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05

 

1)  Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?

2)  Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?

48.

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

Возраст, годыКоличество особейСмертность, %Доля самок в популяции
живых к началу возрастапогибших в данном возрасте
01000850850,50
211231280,46
45718320,32
6269350,23
8114350,27
1052350,20
1221500
13111000

 

1)  Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2)  Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

49.

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», ответьте на вопросы и выполните задание.

Максимальная продолжительность жизни у разных видов позвоночных

 

Класс животныхВидМаксимальная продолжительность жизни (годы)
МлекопитающиеАфриканский слон
Белка
Домовая мышь
Собака
Человек
Шимпанзе
86
16
4
34
122
75
ПтицыГолубь
Колибри
Ласточка
Лебедь
23
4
9
70
Рыбы Гуппи
Карась
Осетр
Сом
3
15
160
60
ПресмыкающиесяГалапагосская черепаха
Нильский крокодил
Прыткая ящерица
177
68
8–10

 

1.  Какое из представленных в таблице млекопитающих имеет наибольшую продолжительность жизни?

2.  Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?

3.  Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров?

50.

Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.

Размеры яйцеклеток животных

 

ЖивотныеРазмеры

яйцеклеток (в мм)

Аскарида0,04
Курица30
Моллюски, иглокожие

1,4

Лягушка1,5

Корова0,15
Лососевые рыбы

6–9

Страус80
Крокодил50
Кошка0,13
Человек0,1

 

1.  У какого организма, представленного в таблице, самая маленькая яйцеклетка?

2.  Почему размеры яйцеклеток птиц и рептилий составляют десятки миллиметров?

51.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

Название веществаСодержание, %
Плазма кровиПервичная мочаВторичная моча
Мочевина0,030,031,8–2,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05
Глюкоза0,10,1Отсутствуют
Белки7ОтсутствуютОтсутствуют
Жиры0,8ОтсутствуютОтсутствуют

 

1.  Во сколько раз возрастает концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2.  Какое вещество из первичной мочи полностью отсутствует в составе вторичной?

3.  Какова причина этого явления?

52.

Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», ответьте на следующие вопросы.

Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания

 

ПродуктыСодержание веществ в 100 г продукта

БелковЖировУглеводов
Ржаной хлеб5,50,6

39
Пшеничный хлеб60,5

56

Яблоки свежие

0,2

3
Манная крупа

9,5

0,7

70

Гречневая каша

81,564,5

Пшено8,12,2

64

Рис6,5

1,8

77,8

Картофель1.30,118,5

Морковь0,70,27,2

Горох19,33,2

50,3

Капуста свежая1,10,1

4,1

Огурцы свежие0,70,11,8

Томаты свежие0,7

0,2

7,2

Масло растительное97,8

Сахарный песок98,2
Масло сливочное0,579,30,4
Яйцо куриное12,7

11,5

0,7

Сыр голландский24,929,92,3

Творог
(нежирный)
16,80,4

0,9

Сосиски12,3

25

Говядина (нежирная)19

8

Свинина
(жирная)
14,4

37,3

Печень16,7

3,7

2,7

Рыба свежая (сазан)8,6

1,2

Молоко коровье3,1

3,4

4,9

Кефир3

3,2

4,5

Сметана3,3

30,2

2,5

 

1)  Какого органического вещества больше всего в сметане?

2)  Какое органическое вещество преобладает в ржаном хлебе?

3)  В каких продуктах наблюдается наибольшее содержание белков?

53.

Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», ответьте на вопросы и выполните задание.

Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания

 

ПродуктыСодержание веществ в 100 г продукта

БелковЖировУглеводов
Ржаной хлеб5,50,6

39
Пшеничный хлеб60,5

56

Яблоки свежие

0,2

3
Манная крупа

9,5

0,7

70

Гречневая каша

81,564,5

Пшено8,12,2

64

Рис6,5

1,8

77,8

Картофель1.30,118,5

Морковь0,70,27,2

Горох19,33,2

50,3

Капуста свежая1,10,1

4,1

Огурцы свежие0,70,11,8

Томаты свежие0,7

0,2

7,2

Масло растительное97,8

Сахарный песок98,2
Масло сливочное0,579,30,4
Яйцо куриное12,7

11,5

0,7

Сыр голландский24,929,92,3

Творог
(нежирный)
16,80,4

0,9

Сосиски12,3

25

Говядина (нежирная)19

8

Свинина
(жирная)
14,4

37,3

Печень16,7

3,7

2,7

Рыба свежая (сазан)8,6

1,2

Молоко коровье3,1

3,4

4,9

Кефир3

3,2

4,5

Сметана3,3

30,2

2,5

 

1)  Сколько жиров содержится в 100 г яблок?

2)  В каком продукте содержится больше всего углеводов?

3)  В 100 г свежих огурцов содержится всего 2,6 г белков, жиров и углеводов. Какое вещество составляет оставшуюся массу плода?

54.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

Название веществаСодержание, %
Плазма кровиПервичная мочаВторичная моча
Мочевина0,030,031,8–2,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05
Глюкоза0,10,1Отсутствуют
Белки7ОтсутствуютОтсутствуют
Жиры0,8ОтсутствуютОтсутствуют

 

1)  Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2)  Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?

3)  Какова причина этого явления?

55.

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

Группы профессийСредние затраты энергии в сутки (в кДж)
1Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги)До 12 600
2Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики)От 12 600 до 14 700
3Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие)От 14 700 до 16 800
4Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы)От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

56.

Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Размеры яйцеклеток животных

ЖивотныеРазмеры

яйцеклеток (в мм)

Аскарида0,04
Курица30
Моллюски, иглокожие

1,4

Лягушка1,5

Корова0,15
Лососевые рыбы

6–9

Страус80
Крокодил50
Кошка0,13
Человек0,1

 

1)  Назовите размеры яйцеклетки у представленного в таблице земноводного.

2)  Почему размеры яйцеклеток у аскариды так малы?

57.

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

Класс животныхВидМаксимальная продолжительность жизни (годы)
МлекопитающиеАфриканский слон
Белка
Домовая мышь
Собака
Человек
Шимпанзе
86
16
4
34
122
75
ПтицыГолубь
Колибри
Ласточка
Лебедь
23
4
9
70
Рыбы Гуппи
Карась
Осетр
Сом
3
15
160
60
ПресмыкающиесяГалапагосская черепаха
Нильский крокодил
Прыткая ящерица
177
68
8–10

 

1)  Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2)  Какая рыба живет дольше всего?

3)  Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

58.

Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.

Размеры яйцеклеток животных

 

ЖивотныеРазмеры

яйцеклеток (в мм)

Аскарида0,04
Курица30
Моллюски, иглокожие

1,4

Лягушка1,5

Корова0,15
Лососевые рыбы

6–9

Страус80
Крокодил50
Кошка0,13
Человек0,1

 

1)  У какого организма, представленного в таблице, самая большая яйцеклетка?

2)  Почему размеры яйцеклеток млекопитающих составляют только десятые доли миллиметра?

59.

Пользуясь таблицей 1 «Содержание свинца в почвах городов Ростовской области», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1)  Почвы какого города наиболее загрязнены свинцом?

2)  Что необходимо предпринять для предотвращения дальнейшего загрязнения почв свинцом?

3)  Что можно предпринять для снижения содержания свинца в городских почвах?

Содержание свинца в почвах городов Ростовской области

 

ГородКоличество проб почвы, в которых содержание свинца превышает ПДК1
Ростов-на-Дону53
Шахты23
Таганрог33
Новочеркасск45
Батайск12
Азов4

60.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32 °C, а запас воды у путника  — 4 л?

2)  Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

61.

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

 

Число яиц в кладке Доля выживших

птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

1)  Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2)  Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3)  Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

 

62.

Пользуясь таблицей «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», ответьте на следующие вопросы.

 

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

 

ВоздухСодержание газов, %
КислородУглекислый газАзот
Вдыхаемый20,940,0379,03
Выдыхаемый16,304,0079,70
Альвеолярный14,205,2080,60

 

1)  Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании?

2)  Концентрация какого газа изменяется максимально в процентном отношении во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе в процессе дыхания?

3)  Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается?

63.

Пользуясь таблицей «Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне», ответьте на следующие вопросы.

 

Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне

 

Температура, °СВремя, ч, при запасе воды
0 л2 л4 л10 л
492223
385679
32791014
269111318

 

1)  Сколько литров воды нужно человеку, оказавшемуся в пустыне, если средняя температура воздуха составляет 32 °C, а время пребывания равно 9 ч?

2)  В состав каких продуктов выделения входит вода?

3)  Какова роль воды в поддержании постоянной температуры тела в условиях пустыни?

64.

Пользуясь таблицей «Особенности состава крови млекопитающих», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Особенности состава крови млекопитающих

 

ВидВысота над

уровнем моря,

тыс. м

Количество

эритроцитов

в 1 мм3 крови,

млн.

Содержание

гемоглобина,

%

Горный

баран-архар

4–51417,1
Овца домашняя

в горах

2,61011,6
Овца домашняя

на равнине

0910,3
Винторогий

козёл

2–3,52617,1
Дагестанский тур2–41412,4
Коза домашняя

в горах

2–32012,5
Коза домашняя

на равнине

0159,9
Собака

домашняя

4,5820,6
Собака

домашняя на

равнине

0614,3

 

1)  Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 3,6 км?

2)  Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и содержанием гемоглобина (в %)?

3)  Какую функцию выполняют эритроциты в организме млекопитающих?

65.

Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы.

 

Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости

 

Интенсивность

света (в свечах)

Объём поглощённого углекислого газа

за 1 мин. (в мл)

Серия 1Серия 2Серия 3В среднем
10015171616
20034363836
30052494950
40067696868
50088858586
600101101101101

 

1)  Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько различаются?

2)  Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?

3)  Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

66.

Пользуясь таблицей «Зависимость частоты сновидений от характера деятельности человека, %», ответьте на следующие вопросы.

Зависимость частоты сновидений от характера деятельности человека, %

 

Характер деятельностиВидели отчётливоНе видели
Крестьяне5520
Чернорабочие3621
Служащие748
Студенты827
Врачи886
Педагоги894
Научные работники904

 

1)  Что такое сновидение?

2)  Как связана частота сновидений с профессиональной деятельностью человека?

3)  В какой социальной группе людей наблюдается максимальное число тех, кто затруднился ответить, видели ли они сновидения?

67.

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб% белков% жировКалорий в 100 г
Вобла182,895
Шпрот177,6136
Лосось2412200
Стерлядь176116
Карп201,594
Карась170,574
Окунь170,673

 

1)  В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2)  Назовите наиболее и наименее калорийную рыбу.

3)  Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

68.

Пользуясь таблицей «Содержание белков в органах и тканях человека» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Содержание белков в органах и тканях человека

 

Органы и

ткани

Содержание белков,

%

Органы и

ткани

Содержание белков,

%

от сухой массыот общего

количества

белка в организме человека

от сухой массыот общего

количества

белка в организме человека

Кожа6311,5Почки720,5
Кости (твёрдые

ткани)

2018,7Поджелудочная

железа

470,1
Мозг и нервная

ткань

452,0Жировая ткань146,4
Зубы (твёрдые

ткани)

180,1Пищеварительный

тракт

631,8
Поперечно-полосатые

мышцы

8034,7 Остальные ткани:
Лёгкие823,7
Печень573,6жидкие851,4
Сердце600,7плотные5414,6
Селезёнка840,2Всё тело45100

 

1)  Какая система органов человека из числа приведённых в таблице содержитбелка от общего его количества максимально?

2)  Какие органы организма человека в большей степени состоят из белка? Назовите три органа.

3)  Чем ещё, кроме белка, образована сухая масса органов человека?

69.

Пользуясь «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино

 

Название растенияПокрытие площади 1 м2, %

Характер распределенияПроцент цветущих растений по отношению к встреченным
Медуница мягкая10Отдельные группы12
Фиалка удивительная10–30Отдельные группы45
Хохлатка плотная4Одиночно

9
Сон-трава3Одиночно7
Мать-и-мачеха обыкновенная50–70Равномерно49
Адонис весенний10–30Отдельные группы23
Гусиный лук жёлтый10–30Отдельные группы35
Первоцвет крупночашечный50–70Равномерно64

 

1)  Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?

2)  Какие виды находятся под угрозой исчезновения?

3)  Укажите две меры, которые необходимо принять для охраны исчезающих видов.

70.

Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

 

ВидПлощадь поверхности листа, см2

Количество устьиц

Верхняя сторона

листа, 1 см2

Нижняя сторона

листа, 1 см2

Капуста14 100

22 600
Кукуруза600–135052006800

Подсолнечник38

175

325

Пшеница13–15

3300

1400

Фасоль49

4000

28 100

Овёс12–15

2500

2300

Картофель5100

16 100

Яблоня18029 400

 

Примечание. (—) обозначает отсутствие данных.

 

1)  Для каких растений из числа приведённых характерна наименьшая листовая пластинка? Приведите два примера.

2)  Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для двудольных растений, представленных в таблице?

3)  Какую роль играют устьица в охлаждении растений?