№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания 29. Статистические данные, представленные в табличной форме
1.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26°C, а запас воды у путника — 10 л?

2) Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?

2.

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

СортГлазокМякоть

клубня

ЯгодаЛистьяСтебель
Детскосельский40,27,54,59
Синеглазка50,1967
Чугунка40,28,55,59,5
Скала10,46,84,811,2
Золушка30,387,58
Ранняя роза30,144,68,9

 

1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?

3.

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Размножение рыб

 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная302,73–45
Норвежская сельдь2001,32–78
Треска балтийская100015–93
Сазан150015–68
Колюшка

трёхиглая

0,1–11,812

 

1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?

2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?

3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?

4.

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

 

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

СтволХвояВетви
10058,913,28,9
18563,714,27,7
40066,410,06,3
50064,913,45,0
70072,88,74,9

 

1) В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2) Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3) Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?

5.

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Пищевая ценность некоторых рыб

 

1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

6.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­сто­я­ние не­ко­то­рых жиз­нен­ных про­цес­сов у мле­ко­пи­та­ю­щих в пе­ри­од ак­тив­но­сти и во время спяч­ки» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

На­зва­ние
жи­вот­но­го
Пульс в ми­ну­туТем­пе­ра­ту­ра тела, °С% по­те­ри
в весе
в пе­ри­од
ак­тив­но­сти
во время
спяч­ки
в пе­ри­од
ак­тив­но­сти
во время
спяч­ки
Ёж752535,53,131,2
Ле­ту­чая мышь4201637,52,633,5
Хомяк1751338,54,535
Жёлтый сус­лик2251237,01,443

 

1) Опус­ка­ет­ся ли тем­пе­ра­ту­ра тела жи­вот­ных ниже 0 °C во время спяч­ки?

2) Кто из пе­ре­чис­лен­ных жи­вот­ных в норме боль­ше тра­тит энер­гии в пе­ри­од их ак­тив­но­сти?

3) Кто из пе­ре­чис­лен­ных жи­вот­ных боль­ше осталь­ных те­ря­ет в весе за время спяч­ки и по­че­му?

7.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной базы ВНИ­ИМК», а также сво­и­ми зна­ни­я­ми от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

Таб­ли­ца 1. Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной

 

 

1. Какая из куль­тур имела наи­боль­шую уро­жай­ность в 2005 году?

2. Вы­рос­ла ли в 2006 году пло­щадь под по­се­вы по срав­не­нию с 2005 годом? Ответ обос­нуй­те.

3. Как Вы счи­та­е­те, в какой год по­го­да была более бла­го­при­ят­ная? Ответ по­яс­ни­те.

8.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной базы ВНИ­ИМК», а также сво­и­ми зна­ни­я­ми от­веть­те на ни­же­сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

Таб­ли­ца 1. Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной базы ВНИ­ИМК.

 

 

1. Какая из куль­тур имела наи­боль­шую уро­жай­ность в 2006 году?

2. Уве­ли­чил­ся ли в 2006 году ва­ло­вый сбор по срав­не­нию с 2005 годом? Ответ обос­нуй­те.

3. Как Вы счи­та­е­те, в какой год по­го­да была более бла­го­при­ят­ная? Ответ по­яс­ни­те.

9.

Однажды один очень до­тош­ный учёный решил пе­ре­про­ве­рить эксперимент

Эрвина Чаргаффа. Он вы­де­лил нук­ле­и­но­вую кис­ло­ту из це­ло­го ряда ор­га­низ­мов раз­ных групп и опре­де­лил со­дер­жа­ние аденина, гуанина, ти­ми­на и ци­то­зи­на в их ге­не­ти­че­ском материале. Ре­зуль­та­ты он занёс в таблицу.

 

 

Изучите таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. Правило Чар­гаф­фа гласит, что ко­ли­че­ство остат­ков аде­ни­на равно ко­ли­че­ству остат­ков ти­ми­на в ДНК, а ко­ли­че­ство ци­то­зи­на — ко­ли­че­ству гуанина. Под­твер­дил ли наш до­тош­ный учёный это правило?

2. Каково со­дер­жа­ние гу­а­ни­на у дрож­жей и у воз­бу­ди­те­ля туберкулёза (укажите еди­ни­цы измерения)?

3. Предложите объяснение, по­че­му у ви­ру­са по­лио­ми­е­ли­та учёный не об­на­ру­жил тимина

10.

Группа уче­ни­ков ис­сле­до­ва­ла спо­соб­ность ве­ществ из по­пу­ляр­но­го слад­ко­го на­пит­ка про­ни­кать через ча­стич­но про­ни­ца­е­мую мембрану. На­пи­ток по­ме­щал­ся в диа­лиз­ные труб­ки (трубки из ча­стич­но про­ни­ца­е­мо­го материала, ана­ло­гич­ные ис­поль­зу­е­мым в ап­па­ра­те ис­кус­ствен­ной почки). Труб­ки за­вя­зы­ва­лись с обоих кон­цов и по­ме­ща­лись в про­бир­ку с ди­стил­ли­ро­ван­ной водой. Через какое-то время не­сколь­ко ка­пель воды из про­бир­ки бра­лось для про­вер­ки её кислотности. Ре­зуль­та­ты уче­ни­ки за­но­си­ли в таб­ли­цу (эксперимент вы­пол­ня­ло 5 групп учеников).

 

 

Рассмотрите таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. Какая кис­лот­ность была у воды, ко­то­рую взяли для эксперимента?

2. Как из­ме­ня­лась pH в про­бир­ке со временем?

3. Для чего по­на­до­би­лось де­лать 5 по­вто­ров эксперимента?

11.

Британские учёные в те­че­ние 12 лет про­во­ди­ли исследование, в ко­то­ром участ­во­ва­ли 3760 младенцев, рождённых в одной из боль­ниц Лондона. Со­би­ра­лись дан­ные о весе детей при рож­де­нии и дан­ные о ран­ней смертности. Целью ис­сле­до­ва­ния было определить, есть ли воз­дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра на массу детей при рождении. В таб­ли­це при­ве­де­ны дан­ные о весе мла­ден­цев при рож­де­нии и про­цент младенцев, умер­ших в воз­расте до 4 месяцев.

 

Изучите таб­ли­цу 1 и от­веть­те на вопросы:

1. Какой вес имело боль­шин­ство детей при рождении?

2. Дети ка­ко­го веса имели наи­мень­шую ран­нюю смертность?

3. Как Вы считаете, су­ще­ству­ет ли дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра на вес детей при рождении? Ответ поясните.

 

 

Таблица 1

Вес детей при рож­де­нии и дет­ская смертность

12.

Су­ще­ству­ет мно­же­ство фак­то­ров, вли­я­ю­щих на эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за у на­зем­ных рас­те­ний. Учёные ре­ши­ли ис­сле­до­вать вли­я­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа на рост про­рост­ков пше­ни­цы. Про­рост­ки рас­ти­ли при трёх раз­лич­ных кон­цен­тра­ци­ях уг­ле­кис­ло­го газа, а эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за (из­ме­ря­лась по ко­ли­че­ству по­гло­щен­но­го СO2) опре­де­ля­лась при раз­лич­ной ин­тен­сив­но­сти све­то­во­го по­то­ка. Ре­зуль­та­ты были за­не­се­ны в таб­ли­цу.

 

Изу­чи­те таб­ли­цу 1 и от­веть­те на во­про­сы:

1. При какой кон­цен­тра­ции СO2 фо­то­син­тез идёт наи­бо­лее эф­фек­тив­но?

2. Ка­ко­ва сила света, при ко­то­рой эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за при 500 ча­стей/мил­ли­он пе­ре­стаёт расти?

3. Объ­яс­ни­те, по­че­му при кон­цен­тра­ции СO2 280 ча­стей/мил­ли­он эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за не за­ви­сит от силы света?

Вни­ма­ние! Не за­бы­вай­те ука­зы­вать раз­мер­ность ве­ли­чин при от­ве­те на во­про­сы!

 

 

 

 

Таб­ли­ца 1

Ко­ли­че­ство по­гло­щен­но­го СO2 (в мкл/мин) при раз­ной кон­цен­тра­ции

13.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ды­ха­тель­ная по­верх­ность жабр у рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те, на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

 

Виды рыбМасса, гДы­ха­тель­ная

по­верх­ность жабр,

см2

се­реб­ря­ный ка­рась10,016,96
кам­ба­ла135,0889,00
окунь73,01173,8

 

1) Какая связь су­ще­ству­ет между об­ра­зом жизни рыбы и ды­ха­тель­ной по­верх­но­стью её жабр?

2) У какой из рыб от­но­ше­ние ды­ха­тель­ной по­верх­но­сти к массе тела боль­ше?

3) Чем объ­яс­ня­ет­ся то, что у кам­ба­лы мень­шая пло­щадь по­верх­но­сти жабр, чем у окуня, хотя масса кам­ба­лы боль­ше?

14.

Пользуясь таб­ли­цей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и зна­ни­я­ми курса биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

 

 

1) Для чего нужны устьи­ца растениям?

2) У каких рас­те­ний число устьиц на обеих по­верх­но­стях примерно оди­на­ко­во и чем это можно объяснить?

3) На какой сто­ро­не листа рас­по­ло­же­ны устьица у кув­шин­ки и почему?

15.

Проанализируйте таблицу, в ко­то­рой отражён эко­ло­ги­че­ский след (Количество гек­та­ров Земли, не­об­хо­ди­мое для под­дер­жа­ние жизни од­но­го человека. Эта ве­ли­чи­на включает тер­ри­то­рию и ак­ва­то­рию , не­об­хо­ди­мую для про­из­вод­ства продуктов питания, товаров, энергии). Изу­чи­те таблицу и от­веть­те на вопросы.

 

 

 

1) Оцените де­фи­цит земли в России.

2) Чем объ­яс­ня­ет­ся дефицит земли в России?

3) Чем объ­яс­нят­ся дефицит земли в Японии?

16.

По дан­ным де­пар­та­мен­та здра­во­охра­не­ния мно­гие за­бо­ле­ва­ния, в том числе рак лёгких и гор­та­ни, эм­фи­зе­ма лег­ких и ише­ми­че­ская бо­лезнь серд­ца свя­за­ны с ку­ре­ни­ем. В таб­ли­це пред­став­ле­ны дан­ные, от­ра­жа­ю­щие эту за­ви­си­мость в про­цен­тах от числа об­сле­до­ван­ных людей. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

 

 

1) Какое за­бо­ле­ва­ние пред­став­ля­ет наи­боль­ший риск, как для не­ку­ря­щих, так и для ку­ря­щих людей?

2) Не­ко­то­рые за­бо­ле­ва­ния воз­ни­ка­ют у людей, ра­бо­та­ю­щих в за­грязнённой среде. Какие ор­га­ны в боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны риску за­бо­ле­ва­ния у ку­риль­щи­ков?

3) Какой из ор­га­нов по дан­ным таб­ли­цы стра­да­ет от рака в боль­шей сте­пе­ни в ре­зуль­та­те ку­ре­ния?

17.

В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные из­ме­не­ния сухой массы насекомых(в миллиграммах) в те­че­ние года в эко­си­сте­ме ку­стар­ни­ков в Аргентине. Эти же дан­ные от­ра­же­ны на графике. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. С ка­ки­ми про­цес­са­ми свя­за­ны ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти насекомых?

2. На какие ме­ся­цы при­хо­дят­ся пики размно­жения насекомых?

3. Объясните, по­че­му имен­но так, как отраже­но в таб­ли­це и на графике, ко­леб­лет­ся био­масса насекомых.

 

 

18.

Ниже при­ве­де­на таблица, от­ра­жа­ю­щая содержание ви­та­ми­нов в не­ко­то­рых плодовых соках (по дан­ным Популярной ме­ди­цин­ской энциклопедии). В ниж­ней строке по­ка­за­на средняя су­точ­ная потребность в этих ве­ще­ствах ( в мг). Изу­чи­те таблицу и от­веть­те на вопросы.

 

 

1) Полтора ста­кана (300 мл) ка­ко­го сока до­ста­точ­но выпить в день, чтобы удо­вле­тво­рить суточную по­треб­ность в ви­та­ми­нах А и В1 одновременно?

2) Какие соки наи­бо­лее полезны при по­вы­ше­нии температуры, за­бо­ле­ва­нии дёсен?

3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.

19.

Учёные ис­сле­до­ва­ли массу пчёл из раз­ных районов. Их ин­те­ре­со­ва­ли раз­ли­чия в массе лет­не­го и осен­не­го по­ко­ле­ния пчёл, а также ха­рак­тер из­ме­не­ния этого по­ка­за­те­ля в за­ви­си­мо­сти от места происхождения. По­ка­за­тель сырой и сухой массы пчёл го­во­рит о сте­пе­ни фи­зио­ло­ги­че­ской под­го­тов­ки пчёл к раз­ным сезонам, на­кап­ли­ва­нию энергии, от­сут­ствии или на­ли­чии у на­се­ко­мых за­бо­ты о вы­ра­щи­ва­нии ра­бо­чих пчёл в улье и т. д.

Изучите таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1) Как из­ме­ня­ет­ся масса пчёл от лета к осени?

2) На сколь­ко процентов из­ме­ни­лась сырая масса пчёл Уссурийска?

При­мер расчёта сырой мас­сы д­ля пчёл Ря­зан­ской области: 78,6:69,6 ≈ 1,1293... Ответ: 12,9%.

3) Какая масса пчёл Ус­су­рий­ска на­кап­ли­ва­ет­ся боль­ше — сухая или сырая (в %)?

4) У каких пчёл сухая масса тела осе­нью больше — у се­вер­ных или южных?

 

20.

В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные по ми­ро­во­му улову рыбы с 1950 по 1980 г. Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы. В какие годы был наи­бо­лее успеш­ный улов? На­зо­ви­те воз­мож­ные при­чи­ны уве­ли­че­ния улова. Какой про­гно­з можно было сде­лать по дан­ной таблице? Оправдался ли он?

21.

Уча­щи­е­ся одной из школ оце­ни­ва­ли спо­соб­ность школь­ни­ков 6,7 — 10 клас­сов по­ни­мать и при­об­щать­ся к пе­ре­жи­ва­ни­ям дру­го­го че­ло­ве­ка. Эта спо­соб­ность на­зы­ва­ет­ся эм­па­ти­ей. В таб­ли­це пред­став­ле­ны ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

По­яс­не­ния:

1 уро­вень — пол­ное не­по­ни­ма­ние пе­ре­жи­ва­ний дру­го­го че­ло­ве­ка

2 уро­вень — ино­гда по­ни­ма­ет пе­ре­жи­ва­ния дру­го­го че­ло­ве­ка

3 уро­вень — спо­со­бен со­пе­ре­жи­вать, хо­ро­шо по­ни­ма­ет чув­ства дру­го­го че­ло­ве­ка

% от­ра­жа­ет кол-во уча­щих­ся (в %) с дан­ным уров­нем раз­ви­тия эм­па­тии

От­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Су­ще­ству­ет ли связь между воз­рас­том и уров­нем эм­па­тии. Под­твер­ди­те ответ дан­ны­ми таб­ли­цы.

2) Су­ще­ству­ет ли связь между полом и уров­нем эм­па­тии. Под­твер­ди­те ответ дан­ны­ми таб­ли­цы.

3) Уча­щи­е­ся ка­ко­го клас­са об­ла­да­ют наи­мень­шим уров­нем эм­па­тии? Маль­чи­ки или де­воч­ки?

22.

Учёные вы­яс­ни­ли степень ак­тив­но­сти действия ами­ла­зы на крах­мал в за­ви­си­мо­сти от температуры. В 4 про­бир­ки налили по 5 мл 5% рас­тво­ра крахмала. Через 10 минут в каж­дую пробирку ка­па­ют по 0,5 мл раз­бав­лен­ной слюны и до­бав­ля­ют по 2 капли йода.

Ответьте на вопросы:

1) Какой вывод можно сде­лать об ак­тив­но­сти воздействия ами­ла­зы на крах­мал в за­ви­си­мо­сти от температуры?

2) О чём го­во­ри­ло исследователям ис­чез­но­ве­ние окраски раствора?

3) От ка­ко­го ещё фак­то­ра может за­ви­сеть активность фер­мен­тов в пи­ще­ва­ри­тель­ной системе человека?

23.

Пользуясь таб­ли­цей «Дыхательная по­верх­ность жабр у рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) К ка­ко­му классу от­но­сят­ся перечисленные в таб­ли­це виды рыб?

2) Для чего нужны жа­бер­ные лепестки в жабрах?

3) Чем объ­яс­ня­ет­ся то, что у кам­ба­лы меньшая по­верх­ность жабр, чем у окуня, хотя масса кам­ба­лы больше?

24.

Пользуясь таб­ли­цей «Число устьиц на 1 〖мм〗^2 листа» и зна­ни­я­ми курса биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) Зачем нужны устьи­ца растениям?

2) У каких рас­те­ний число устьиц на обеих по­верх­но­стях примерно оди­на­ко­во и чем это можно обяснить?

3) По­че­му у кув­шин­ки устьица рас­по­ло­же­ны на одной стороне?

25.

Проанализируйте дан­ный таблицы: «Зависимость между чис­лом инфузорий в же­луд­ке барана и сро­ка­ми его голодания». От­веть­те на во­про­сы к таблице.

1) Как за­ви­сит число ин­фу­зо­рий в же­луд­ке барана от сро­ков голодания?

2) Почему из­ме­ня­ет­ся количество ин­фу­зо­рий за 4 дня голодания?

3) Зачем нужны ин­фу­зо­рии и бак­те­рии жвачному животному?

 

 

26.

Пользуясь таб­ли­цей «Развитие и био­ло­гия насекомых-вредителей» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какие из на­зван­ных насекомых раз­ви­ва­ют­ся с не­пол­ным превращением?

2) В какой ста­дии развития на­но­сят вред рас­те­ни­ям капустная бе­лян­ка и ози­мая совка?

3) Какими ча­стя­ми растения пи­та­ет­ся капустная белянка?

27.

Пользуясь таб­ли­цей «Влияние рас­пы­ле­ния углекислого газа на уро­жай растений» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какое из рас­те­ний дало самый боль­шой прирост урожая?

2) Как про­ни­ка­ет углекислый газ в растения?

3) Почему при рас­пы­ле­нии углекислого газа по­вы­ша­ет­ся урожай растений?

28.

Пользуясь таб­ли­цей «Расход энер­гии у взрос­ло­го человека, при сред­ней тем­пе­ра­ту­ре и влаж­но­сти по­верх­но­сти окру­жа­ю­щей среды и обыч­ных нагрузках» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) В каких усло­ви­ях от­да­ча тепла про­ис­хо­дит в ос­нов­ном за счёт испарения?

2) На какой про­цесс тра­тит­ся боль­ше всего энергии?

3) Почему в по­хо­дах не ре­ко­мен­ду­ет­ся спать на земле без ков­ри­ка или под­стил­ки из травы или хвои?

29.

Пользуясь таб­ли­цей «Кислотность соков и сек­ре­тов в пи­ще­ва­ри­тель­ном тракте человека» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) В каком от­де­ле пищеварительного трак­та самая щёлочная среда?

2) По каким при­чи­нам pH пи­ще­во­да при из­жо­ге резко понижается?

3) Какая среда су­ще­ству­ет в пу­стом (натощак) желудке? По­че­му голодать вредно?

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Работа серд­ца тренированного и не­тре­ни­ро­ван­но­го человека» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

У ка­ко­го из людей боль­ше изменятся ча­сто­та сердечных со­кра­ще­ний при нагрузке?

На сколь­ко см3 ме­ня­ет­ся минутный объём крови за 1 со­кра­ще­ние у тре­ни­ро­ван­но­го и не­тре­ни­ро­ван­но­го человека?

За счёт чего серд­це тренированного че­ло­ве­ка работает более экономно?

31.

Пользуясь таб­ли­цей «Количество эрит­ро­ци­тов в крови че­ло­ве­ка в за­ви­си­мо­сти от вы­со­ты местности над уров­нем моря» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) Как из­ме­ня­ет­ся количество эрит­ро­ци­тов по мере уве­ли­че­ния высоты местности?

2) При каком пе­ре­па­де высот ко­ли­че­ство эритроцитов воз­рос­ло больше всего?

3) С чем свя­за­но изменение ко­ли­че­ства эритроцитов в крови жи­те­лей высокогорья?

32.

Пользуясь таб­ли­цей «Сравнительные раз­ме­ры эритроцитов че­ло­ве­ка и дру­гих животных» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) У кого из пред­ста­ви­те­лей млекопитающих самая боль­шая площадь по­верх­но­сти эритроцита?

2) Почему у ля­гуш­ки эритроциты боль­ше по раз­ме­рам и пло­ща­ди поверхности, чем у млекопитающих?

3) Что об­ще­го у эрит­ро­ци­тов млекопитающих животных?

33.

Пользуясь таб­ли­цей «Состояние Пищёвая цен­ность раз­ных рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся боль­ше белков, чем у осталь­ных рыб?

2) Каких рыб вы бы вклю­чи­ли в меню человека, ко­то­рый решил ху­деть ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

3) Какая рыба наи­бо­лее вред­на для ху­де­ю­ще­го человека?

34.

Мо­ло­дой учёный изу­чал ответ тли (Aphididae) на раз­лич­ные длины волны света. Эти на­се­ко­мые раз­мно­жа­ют­ся пар­те­но­ге­не­зом. Они могут да­вать кры­ла­тое или бес­кры­лое потом­ство, в за­ви­си­мо­сти от мно­гих усло­вий окру­жа­ю­щей среды, таких как тем­пе­ра­ту­ра, влаж­ность, длина све­то­во­го дня, ин­тен­сив­ность света, ко­ли­че­ство пищи, ка­че­ство и длина волны света. В дан­ном экс­пе­ри­мен­те тлей вы­ра­щи­ва­ли на рас­те­ни­ях на­стур­ции, ко­то­рые осве­ща­ли све­том, про­пу­щен­ным через крас­ный, жёлтый, синий или серый (ис­поль­зо­вал­ся как кон­троль) све­то­фильтр. В таб­ли­це при­ве­де­но ко­ли­че­ство кры­ла­тых тлей в про­цен­тах по дням на­блю­де­ния.

 

 

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы:

1. При каком свете число кры­ла­тых тлей было наи­боль­шим?

2. Опи­ши­те ди­на­ми­ку ко­ли­че­ства кры­ла­тых тлей по не­де­лям.

3. Опи­ши­те вли­я­ние крас­но­го света на раз­ви­тие кры­льев у тлей.

35.

Молодой учёный изу­чал ответ тли (Aphididae) на раз­лич­ные длины волны света. Эти на­се­ко­мые раз­мно­жа­ют­ся партеногенезом. В дан­ном экс­пе­ри­мен­те тлей вы­ра­щи­ва­ли на рас­те­ни­ях настурции, ко­то­рые осве­ща­ли светом, про­пу­щен­ным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таб­ли­це при­ве­де­но ко­ли­че­ство по­том­ков тлей в про­цен­тах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рас­смот­ри­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы:

1. При каком свете тли лучше всего размножаются?

2. Опи­ши­те ди­на­ми­ку раз­мно­же­ния тлей по неделям.

3. Опи­ши­те вли­я­ние си­не­го света на раз­мно­же­ние тлей.

36.

Пользуясь таб­ли­цей «Химический со­став мор­ской воды и сы­во­рот­ки крови» и зна­ни­я­ми из курса биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

 

Химический со­став веществ, растворенных в мор­ской воде и сы­во­рот­ке крови

 

Химические эле­мен­ты и их соединенияМорская вода (%)Сыворотка крови (%)
Натрий (Na)30,539,0
Магний (Mg)3,80,5
Кальций (Ca)1,21,0
Калий (K)1,82,6
Хлор (Cl)55,245,0
Кислород (O)5,69,9
Другие эле­мен­ты и соединения1,92

 

1. Каких хи­ми­че­ских эле­мен­тов из числа приведённых в мор­ской воде меньше, чем в сы­во­рот­ке крови?

2. Какой хи­ми­че­ский элемент, не от­но­ся­щий­ся к металлам, пре­об­ла­да­ет в со­ста­ве мор­ской воды и сы­во­рот­ки крови?

3. Какие хи­ми­че­ские со­еди­не­ния со­дер­жат­ся в сы­во­рот­ке крови, но от­сут­ству­ют в мор­ской воде?

37.

Пользуясь таб­ли­цей 1 «Сравнительный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма человека», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

Сравнительный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи

организма че­ло­ве­ка (в %)

 

Составные

вещества

Плазма кровиПервичная мочаВторичная моча
Белки, жиры,

гликоген

7–9ОтсутствуютОтсутствуют
Глюкоза0,10,1Отсутствует
Натрий (в составе

солей)

0,30,30,4
Хлор (в составе

солей)

0,370,370,7
Калий (в составе

солей)

0,020,020,15
Мочевина0,030,032,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05

 

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с первичной?

38.

Ученица одной из мос­ков­ских школ изу­ча­ла за­ви­си­мость ак­тив­но­сти фо­то­син­те­за от сте­пе­ни освещённости. Она от­ре­за­ла ко­рень у эло­деи и по­ме­сти­ла её вверх но­га­ми в раствор. Ста­кан с эло­де­ей осве­щал­ся лампочкой, ко­то­рую уче­ни­ца ото­дви­га­ла на раз­ное расстояние. Из­ме­ря­лось ко­ли­че­ство пузырьков, под­ни­ма­ю­щих­ся от среза стеб­ля к по­верх­но­сти стакана, за 3 минуты. Ре­зуль­та­ты своих из­ме­ре­ний уче­ни­ца за­нес­ла в таблицу.

 

 

Изучите таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1. Ка­ко­во вли­я­ние освещённости на ак­тив­ность про­те­ка­ния фотосинтеза?

2. На каком рас­сто­я­нии от ис­точ­ни­ка света фо­то­син­тез идёт наи­бо­лее активно?

3. Как Вы думаете, как можно было бы до­стичь боль­шей точ­но­сти эксперимента?

39.

Осмос – это явление, при ко­то­ром мо­ле­ку­лы воды по­сту­па­ют через по­лу­про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну из об­ла­сти низ­кой кон­цен­тра­ции растворённого ве­ще­ства в об­ласть по­вы­шен­ной концентрации. Например, при по­гру­же­нии ко­жи­цы лука в кон­цен­три­ро­ван­ный рас­твор соли на­блю­да­ет­ся от­сла­и­ва­ние ци­то­плаз­мы клет­ки от обо­лоч­ки (плазмолиз) из-за того, что вода из ци­то­плаз­мы ухо­дит в раствор.

Ученики одной из мос­ков­ских школ ре­ши­ли ис­поль­зо­вать яв­ле­ние ос­мо­са для опре­де­ле­ния кон­цен­тра­ции са­ха­ро­зы в клуб­нях картофеля. Они по­ме­сти­ли ку­соч­ки кар­то­фе­ля из­вест­ной массы в про­бир­ки с раз­ной кон­цен­тра­ци­ей сахарозы, вы­дер­жа­ли там эти ку­соч­ки двое суток, после чего снова из­ме­ри­ли их массу. Если кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в кар­то­фе­ле выше, чем в растворе, то вода долж­на по­сту­пать в кар­то­фель и его масса долж­на увеличиваться. Если же кон­цен­тра­ция в кар­то­фе­ле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По ре­зуль­та­там своей ра­бо­ты уче­ни­ки со­ста­ви­ли сле­ду­ю­щую таблицу.

 

 

Изучите таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1. Какова, по Ва­ше­му мнению, кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в изу­ча­е­мом картофеле, ис­поль­зо­ван­ном для эксперимента? Ответ поясните.

2. Каж­дый уче­ник вы­пол­нял экс­пе­ри­мент при одной из приведённых выше кон­цен­тра­ций сахарозы. Все ли уче­ни­ки доб­ро­со­вест­но за­пи­са­ли свои результаты? Ответ поясните.

40.

Пользуясь таб­ли­цей «Некоторые ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка и че­ло­ве­ко­об­раз­ных обезьян», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1) У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го рода обе­зьян самый вы­со­кий по­ка­за­тель от­но­ше­ния массы мозга к массе тела?

2) Какие при­ма­ты лучше всех при­спо­со­би­лись к жизни в кро­нах деревьев? На­зо­ви­те двух представителей.

3) Какой при­знак из числа приведённых может слу­жить до­ка­за­тель­ством при­над­леж­но­сти всех при­ма­тов к клас­су Млекопитающие?

41.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки ли­сто­вых пла­сти­нок цвет­ко­вых рас­те­ний», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

1) Для ка­ко­го рас­те­ния из числа при­ведённых ха­рак­тер­на наи­боль­шая ли­сто­вая пла­стин­ка?

2) Какие осо­бен­но­сти рас­по­ло­же­ния устьиц на листе ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных рас­те­ний, пред­став­лен­ных в таб­ли­це?

3) Ка­ко­во на­зна­че­ние устьиц в ды­ха­нии рас­те­ний?

42.

Пользуясь таб­ли­цей «Наследование групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

 

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у родителей? (Укажите любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов ответа.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным реципиентом?

43.

Пользуясь таб­ли­цей «Наследование груп­пы крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

 

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца и ма­те­ри III группа?

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у родителей? (Укажите любые че­ты­ре пары вариантов.)

3) Че­ло­век с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным донором?

44.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми ры­ба­ми?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

45.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «За­ви­си­мость ин­тен­сив­но­сти фо­то­син­те­за от освещённо­сти», в ко­то­рую учёный за­пи­сал ре­зуль­та­ты своих опы­тов, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы. и зна­ни­я­ми из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Ин­тен­сив­ность света (в све­чах)Объем по­гло­щен­но­го уг­ле­кис­ло­го газа за 1 мин. (в см3)
Серия 1Серия 2Серия 3В сред­нем
10015171616
20034363836
30052494950
40067696868
50088858586
600101101101101

 

1) Чем можно объ­яс­нить, что дан­ные, по­лу­чен­ные в трёх се­ри­ях опы­тов, не­сколь­ко от­ли­ча­ют­ся?

2) Как за­ви­сит ин­тен­сив­ность фо­то­син­те­за от освещённо­сти?

3) Какой ещё один фак­тор, кроме освещённо­сти, ко­то­рый вли­я­ет на ин­тен­сив­ность фо­то­син­те­за у рас­те­ний, Вы мо­же­те при­ве­сти?

46.

Пользуясь таб­ли­цей «Примерный су­точ­ный вод­ный обмен человека», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

Примерный су­точ­ный вод­ный обмен че­ло­ве­ка (в л)

 

Поступление водыКоличество воды (в л)Органы, участ­ву­ю­щие в вы­де­ле­нии водыКоличество воды (в л)
Жидкость1,2Почки1,4
Легкие0,5
Плотная пища1,0Кожа0,5
Прямая кишка0,1
Итого2,22,5

 

1) Сколь­ко жид­ко­сти по­треб­ля­ет ор­га­низм че­ло­ве­ка в те­че­ние суток?

2) В со­ста­ве каких ве­ществ вода вы­де­ля­ет­ся из организма?

3) По­че­му ко­ли­че­ство по­сту­пив­шей воды не­сколь­ко меньше, чем воды, вы­де­лив­шей­ся из организма?

47.

Пользуясь таб­ли­цей «Сравнительный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма человека», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

Сравнительный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка (в %)

 

Составные

вещества

Плазма кровиПервичная мочаВторичная моча
Белки, жиры,

гликоген

7–9ОтсутствуютОтсутствуют
Глюкоза0,10,1Отсутствует
Натрий (в составе

солей)

0,30,30,4
Хлор (в составе

солей)

0,370,370,7
Калий (в составе

солей)

0,020,020,15
Мочевина0,030,032,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05

 

1) Кон­цен­тра­ция какого ве­ще­ства максимально воз­рас­та­ет по мере пре­вра­ще­ния плазмы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какие ве­ще­ства и по­че­му отсутствуют в со­ста­ве первичной мочи здо­ро­во­го человека?

48.

Пользуясь таб­ли­цей «Выживание куропаток», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

Возраст, годыКоличество особейСмертность, %Доля самок в популяции
живых к на­ча­лу возрастапогибших в дан­ном возрасте
01000850850,50
211231280,46
45718320,32
6269350,23
8114350,27
1052350,20
1221500
13111000

 

1) Как из­ме­ня­ет­ся смертность (в %) ку­ро­па­ток в ин­тер­ва­ле 4–10 лет?

2) Чем можно объ­яс­нить высокую смерт­ность куропаток в пер­вый год жизни, если известно, что они гнез­дят­ся на земле и яв­ля­ют­ся осёдлыми пти­ца­ми большей части тер­ри­то­рии России, вплоть до Алтая и реки Оби? При­ве­ди­те два объяснения.

49.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Мак­си­маль­ная про­дол­жи­тель­ность жизни раз­ных видов по­зво­ноч­ных», от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

1. Какое из пред­став­лен­ных в таб­ли­це мле­ко­пи­та­ю­щих имеет наи­боль­шую про­дол­жи­тель­ность жизни?

2. Какая птица доль­ше всего про­жи­вет в зоо­пар­ке?

3. За­ви­сит ли про­дол­жи­тель­ность жизни жи­вот­но­го от его раз­ме­ров?

50.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­ме­ры яй­це­кле­ток жи­вот­ных», от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

1. У ка­ко­го ор­га­низ­ма, пред­став­лен­но­го в таб­ли­це, самая ма­лень­кая яй­це­клет­ка?

2. По­че­му раз­ме­ры яй­це­кле­ток птиц и реп­ти­лий со­став­ля­ют де­сят­ки мил­ли­мет­ров?

51.

Пользуясь таб­ли­цей «Сравнительный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи человека», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса биологии, от­веть­те на вопросы.

 

1. Во сколь­ко раз воз­рас­та­ет кон­цен­тра­ция мо­че­ви­ны во вто­рич­ной моче по срав­не­нию с ее кон­цен­тра­ци­ей в пер­вич­ной моче?

2. Какое ве­ще­ство из пер­вич­ной мочи пол­но­стью от­сут­ству­ет в со­ста­ве вторичной?

3. Какова при­чи­на этого явления?

52.

Пользуясь таб­ли­цей «Содержание белков, жиров и уг­ле­во­дов в про­дук­тах питания», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какого ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства боль­ше всего в сметане?

2) Какое ор­га­ни­че­ское ве­ще­ство пре­об­ла­да­ет в ржа­ном хлебе?

3) В каких про­дук­тах на­блю­да­ет­ся наи­боль­шее со­дер­жа­ние белков?

53.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­дер­жа­ние бел­ков, жиров и уг­ле­во­дов в про­дук­тах пи­та­ния», от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

1) Сколь­ко жиров со­дер­жит­ся в 100 г яблок?

2) В каком про­дук­те со­дер­жит­ся боль­ше всего уг­ле­во­дов?

3) В 100 г све­жих огур­цов со­дер­жит­ся всего 2,6 г бел­ков, жиров и уг­ле­во­дов. Какое ве­ще­ство со­став­ля­ет остав­шу­ю­ся массу плода?

54.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи че­ло­ве­ка», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) Во сколь­ко раз воз­рас­та­ет кон­цен­тра­ция мо­че­вой кис­ло­ты во вто­рич­ной моче по срав­не­нию с ее кон­цен­тра­ци­ей в пер­вич­ной моче?

2) Какие ве­ще­ства из плаз­мы крови пол­но­стью от­сут­ству­ют в со­ста­ве пер­вич­ной мочи?

3) Ка­ко­ва при­чи­на этого яв­ле­ния?

55.

Пользуясь таб­ли­цей «Суточная по­треб­ность энер­гии для людей раз­ных ка­те­го­рий труда», от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те задание.

1) Сколько энер­гии в (кДж) в сред­нем тра­тит за сутки учи­тель биологии?

2) От чего за­ви­сит рас­ход энер­гии у людей раз­ных профессий?

56.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­ме­ры яй­це­кле­ток жи­вот­ных», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 

1) На­зо­ви­те раз­ме­ры яй­це­клет­ки у пред­став­лен­но­го в таб­ли­це зем­но­вод­но­го.

2) По­че­му раз­ме­ры яй­це­кле­ток у ас­ка­ри­ды так малы?

57.

Пользуясь таб­ли­цей «Максимальная про­дол­жи­тель­ность жизни не­ко­то­рых видов позвоночных», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы и вы­пол­ни­те задание.

1) Какое из пред­став­лен­ных в таб­ли­це пре­смы­ка­ю­щих­ся имеет наи­боль­шую про­дол­жи­тель­ность жизни?

2) Какая рыба живет доль­ше всего?

3) Зависит ли про­дол­жи­тель­ность жизни жи­вот­но­го от его уров­ня об­ме­на веществ?

58.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­ме­ры яй­це­кле­ток жи­вот­ных», от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

1) У ка­ко­го ор­га­низ­ма, пред­став­лен­но­го в таб­ли­це, самая боль­шая яй­це­клет­ка?

2) По­че­му раз­ме­ры яй­це­кле­ток мле­ко­пи­та­ю­щих со­став­ля­ют толь­ко де­ся­тые доли мил­ли­мет­ра?

59.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Со­дер­жа­ние свин­ца в поч­вах го­ро­дов Ро­стов­ской об­ла­сти», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Почвы ка­ко­го го­ро­да наи­бо­лее за­гряз­не­ны свин­цом?

2) Что не­об­хо­ди­мо пред­при­нять для предот­вра­ще­ния даль­ней­ше­го за­гряз­не­ния почв свин­цом?

3) Что можно пред­при­нять для сни­же­ния со­дер­жа­ния свин­ца в го­род­ских поч­вах?

60.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 4 л?

2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

61.

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке

Доля выживших птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32


1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?