№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания 24. Биологические процессы, явления, объекты
1.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию от­вод­ка­ми куста кры­жов­ни­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Вни­ма­тель­но осмот­ри­те куст и най­ди­те од­но­лет­ние по­бе­ги.

2) Вы­бе­ри­те од­но­лет­ние по­бе­ги, рас­ту­щие близ­ко к по­верх­но­сти почвы.

3) При­сыпь­те побег землёй.

4) Ло­па­той от­де­ли­те уко­ре­нив­ший­ся побег от куста.

5) При­гни­те по­бе­ги к почве и за­кре­пи­те побег де­ре­вян­ны­ми шпиль­кам.

2.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, вы­зы­ва­ю­щие ли­сто­пад. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) от­де­ле­ние че­реш­ка листа от по­бе­га

2) по­жел­те­ние ли­стьев

3) об­ра­зо­ва­ние проб­ко­во­го слоя у ос­но­ва­ния че­реш­ка листа

4) умень­ше­ние длины све­то­во­го дня

3.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию при­вив­кой, после от­бо­ра нуж­но­го под­воя. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Возь­ми­те при­вой — од­но­лет­ний побег с двумя-тремя поч­ка­ми или одну почку с ча­стью дре­ве­си­ны.

2) Плот­но об­вя­жи­те место при­вив­ки.

3) Под­бе­ри­те под­хо­дя­щий под­вой — взрос­лое рас­те­ние-се­я­нец.

4) При­кре­пи­те при­вой к под­вою.

5) Сде­лай­те над­рез на под­вое до кам­бия.

4.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Срежьте однолетний побег с куста смородины.

2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.

3) Обильно полейте почву.

4) Высадите проросшие черенки на новое место.

5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками.

5.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие при про­рас­та­нии фа­со­ли. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) по­яв­ле­ние се­мя­до­лей

2) по­яв­ле­ние зелёных ли­сточ­ков

3) раз­ру­ше­ние се­мен­ной ко­жу­ры

4) на­бу­ха­ние се­ме­ни

5) по­яв­ле­ние ко­реш­ка

6.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) зёрна пше­ни­цы

2) рыжая ли­си­ца

3) клоп вред­ная че­ре­паш­ка

4) степ­ной орёл

5) обык­но­вен­ный пе­ре­пел

7.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Добавьте немного воды на дно банки.

2) Внесите зажжённую свечу в банку.

3) Накройте банку пластмассовой крышкой.

4) Положите в стеклянную банку семена.

5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

8.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке си­сте­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии, на­чи­ная с наи­мень­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

2) Га­дю­ка

3) Хор­до­вые

4) Га­дю­ка обык­но­вен­ная

5) Че­шуй­ча­тые

9.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы пи­ще­ва­ре­ния, про­ис­хо­дя­щие у боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих после по­па­да­ния пищи в ро­то­вую по­лость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот в кровь

2) пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи в ки­шеч­ни­ке под вли­я­ни­ем ки­шеч­но­го сока, под­же­лу­доч­но­го сока и желчи

3) из­мель­че­ние пищи зу­ба­ми и её из­ме­не­ние под вли­я­ни­ем слюны

4) по­ступ­ле­ние пи­та­тель­ных ве­ществ в ор­га­ны и ткани тела

5) пе­ре­ход пищи в же­лу­док и её пе­ре­ва­ри­ва­ние же­лу­доч­ным соком

10.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в про­цес­се раз­ви­тия сум­ча­тых, на при­ме­ре кен­гу­ру. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) за­хва­ты­ва­ние детёнышем на­бух­ше­го соска

2) вы­пры­ги­ва­ние детёныша из сумки и пе­ре­ход к са­мо­сто­я­тель­ной жизни

3) пе­ре­ме­ще­ние детёныша в сумку ма­те­ри

4) рож­де­ние сам­кой детёныша ве­ли­чи­ной с грец­кий орех

5) впрыс­ки­ва­ние ма­те­рью в рот детёныша мо­ло­ка путём со­кра­ще­ния осо­бых мышц

11.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме птицы, после про­хож­де­ния пищи через ро­то­вую по­лость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи со­ка­ми под­же­лу­доч­ной же­ле­зы, пе­че­ни и желч­но­го пу­зы­ря

2) по­ступ­ле­ние не­пе­ре­ва­рен­ных про­дук­тов в кло­аку

3) раз­мяг­че­ние и ча­стич­ное пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи под вли­я­ни­ем слюны

4) об­ра­бот­ка пищи пи­ще­ва­ри­тель­ны­ми со­ка­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми же­ле­зи­сты­ми клет­ка­ми же­луд­ка

12.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) паук

2) сова

3) цве­ту­щее рас­те­ние

4) муха

5) жаба

13.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы вы­де­ле­ния из ор­га­низ­ма рыб вред­ных рас­творённых в воде про­дук­тов об­ме­на, на­чи­ная с по­ступ­ле­ния крови в почки. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) уда­ле­ние мочи по мо­че­ис­пус­ка­тель­но­му ка­на­лу

2) сте­ка­ние из почек мочи по мо­че­точ­ни­кам

3) по­ступ­ле­ние мочи в мо­че­вой пу­зырь

4) про­хож­де­ние крови по кро­ве­нос­ным со­су­дам почек

5) филь­тра­ция поч­ка­ми по­сту­пив­шей в неё жид­ко­сти и об­ра­зо­ва­ние мочи

14.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, от­но­ся­щи­е­ся к раз­мно­же­нию и раз­ви­тию прыт­кой яще­ри­цы, на­чи­ная с об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) раз­ви­тие за­ро­ды­шей внут­ри яиц

2) выход мо­ло­дых яще­риц

3) опло­до­тво­ре­ние яиц в яй­це­во­дах самок се­мен­ной жид­ко­стью сам­цов

4) про­дви­же­ние яиц по яй­це­во­дам самки и об­ра­зо­ва­ние на них за­щит­ной во­лок­ни­стой обо­лоч­ки

5) от­клад­ка сам­кой яиц

15.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, от­но­ся­щи­е­ся к раз­мно­же­нию и раз­ви­тию птицы, на­чи­ная с гнез­до­ва­ния. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) от­клад­ка яиц и их на­си­жи­ва­ние сам­ка­ми

2) опло­до­тво­ре­ние яиц в яй­це­во­дах самки се­мен­ной жид­ко­стью сам­цов

3) по­строй­ка гнёзд или ре­монт ранее ис­поль­зо­ван­ных

4) по­яв­ле­ние потом­ства и про­яв­ле­ние за­бо­ты о нём

5) об­ра­зо­ва­ние у яиц бе­лоч­ной и дру­гих обо­ло­чек

16.

Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) соединительная ткань

2) ион железа

3) эритроциты

4) гемоглобин

5) форменные элементы

6) кровь

17.

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2) доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3) прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4) удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5) переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

18.

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) двигательный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) спинной мозг

4) рецепторы сухожилия

5) четырёхглавая мышца бедра

19.

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рецепторы кожи

4) скелетная мышца

5) исполнительный нейрон

20.

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) чувствительный нейрон

2) рецепторы носовой полости

3) центр продолговатого мозга

4) двигательный нейрон

5) дыхательные мышцы

21.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке си­сте­ма­ти­че­ские груп­пы рас­те­ний, на­чи­ная с наи­мень­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) класс Дву­доль­ные

2) отдел По­кры­то­се­мен­ные

3) род Ши­пов­ник

4) цар­ство Рас­те­ния

5) се­мей­ство Ро­зо­цвет­ные

22.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты пути, по ко­то­ро­му про­во­дят­ся нерв­ные им­пуль­сы при осу­ществ­ле­нии ре­флек­са. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) ра­бо­чий орган

2) чув­стви­тель­ные нерв­ные окон­ча­ния

3) чув­стви­тель­ный путь

4) уча­сток ЦНС

5) ис­пол­ни­тель­ный путь

23.

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) замена жаберного дыхания лёгочным

2) откладка икры самкой в воду

3) развитие жабр, мускулатуры и скелета

4) оплодотворение икры самцами

5) появление личинки

24.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты клас­си­фи­ка­ции вида Серая жаба, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) класс Зем­но­вод­ные

2) тип Хор­до­вые

3) род Жабы

4) цар­ство Жи­вот­ные

5) отряд Бес­хво­стые

25.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.

2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

26.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке кости зад­них ко­неч­но­стей птицы, на­чи­ная от по­зво­ноч­ни­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) цевка

2) кость го­ле­ни

3) фа­лан­ги паль­цев

4) бед­рен­ная кость

27.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния, на­чи­ная с ор­га­низ­ма, по­гло­ща­ю­ще­го сол­неч­ный свет. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) липа

2) яст­реб пе­ре­пе­лят­ник

3) жук па­ху­чий кра­со­тел

4) обык­но­вен­ный скво­рец

5) гу­се­ни­ца не­пар­но­го шел­ко­пря­да

28.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке си­сте­ма­ти­че­ские груп­пы жи­вот­ных, на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Мле­ко­пи­та­ю­щие

2) Куньи

3) Лес­ная ку­ни­ца

4) Хор­до­вые

5) Хищ­ные

29.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке кости ниж­ней ко­неч­но­сти, на­чи­ная от та­зо­во­го пояса. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) плюс­на

2) бед­рен­ная кость

3) пред­плюс­на

4) ма­ло­бер­цо­вая кость

5) фа­лан­ги паль­цев

30.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке кости верх­ней ко­неч­но­сти, на­чи­ная от пле­че­во­го пояса. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) кости пясти

2) пле­че­вая кость

3) фа­лан­ги паль­цев

4) лу­че­вая кость

5) кости за­пя­стья

31.

Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы

2) увеличение объёма лёгких

3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа

4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха

5) расслабление межрёберных мышц

32.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты ре­флек­тор­ной дуги ре­флек­са кашля у че­ло­ве­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) со­кра­ще­ние ды­ха­тель­ных мышц

2) ре­цеп­то­ры гор­та­ни

3) центр про­дол­го­ва­то­го мозга

4) чув­стви­тель­ный ней­рон

5) ис­пол­ни­тель­ный ней­рон

33.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке уров­ни ор­га­ни­за­ции жизни, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) био­це­ноз

2) по­пу­ля­ция

3) ней­рон

4) мно­го­кле­точ­ный ор­га­низм

5) био­сфе­ра

34.

Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) куколка

2) личинка

3) яйцо, отложенное самкой

4) взрослая особь

5) зигота

35.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ра­щи­ва­нию семян. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) на бу­ма­гу по­ло­жи­те 10 пред­ва­ри­тель­но за­мо­чен­ных (в те­че­ние 8–10 ч) семян огур­цов

2) за­крой­те та­рел­ку по­ли­эти­ле­но­вой плёнкой

3) смо­чи­те филь­тро­валь­ную бу­ма­гу водой и сле­ди­те, чтобы во время опыта она была по­сто­ян­но влаж­ной

4) через сутки об­сле­дуй­те се­ме­на, ре­зуль­та­ты за­не­си­те в днев­ник на­блю­де­ний

5) возь­ми­те та­рел­ку и уло­жи­те на её дно сухую филь­тро­валь­ную бу­ма­гу

6) по­ставь­те та­рел­ку в тёплое место

36.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ржи, на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) отдел Цвет­ко­вые

2) цар­ство Рас­те­ния

3) по­ря­док Зла­ко­вые

4) се­мей­ство Злаки

5) класс Од­но­доль­ные

6) род Рожь

37.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции клевера, на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) отдел Покрытосеменные

2) семейство Бобовые

3) порядок Бобовоцветные

4) царство Растения

5) класс Двудольные

6) род Клевер

38.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ро­маш­ки на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Дву­доль­ные

2) Ро­маш­ка

3) Рас­те­ния

4) Аст­ро­цвет­ные

5) Цвет­ко­вые, или По­кры­то­се­мен­ные

6) Аст­ро­вые, или Слож­но­цвет­ные

39.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции тюль­па­на на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Лилиецветные

2) Растения

3) Цветковые, или Покрытосеменные

4) Лилейные

5) Однодольные

6) Тюльпан

40.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла па­по­рот­ни­ка ор­ля­ка, на­чи­ная с опло­до­тво­ре­ния. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) опло­до­тво­ре­ние

2) раз­ви­тие по­ло­вых кле­ток

3) раз­ви­тие спо­ран­ги­ев на ли­стьях

4) раз­ви­тие кор­не­ви­ща

5) раз­ви­тие за­рост­ка

6) раз­ви­тие спор в спо­ран­ги­ях

41.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла мха сфаг­ну­ма, на­чи­ная с опло­до­тво­ре­ния. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) опло­до­тво­ре­ние

2) раз­ви­тие ли­сто­сте­бель­но­го рас­те­ния

3) раз­ви­тие ко­ро­боч­ки на ножке

4) раз­ви­тие по­ло­вых ор­га­нов и гамет

5) раз­ви­тие спор

6) про­рас­та­ние про­то­не­мы

42.

Опре­де­ли­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния пор­ции кис­ло­ро­да через ор­га­низм че­ло­ве­ка от мо­мен­та вдоха до по­ступ­ле­ния в клет­ки. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) лёгкие

2) тра­хея

3) ткани

4) но­со­глот­ка

5) брон­хи

6) кровь

7) гор­тань

43.

Расставьте цифры в со­от­вет­ствии с по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­по­ло­же­ния слоёв стеб­ля сосны, на­чи­ная с на­руж­но­го слоя. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) пробка

2) кожица

3) камбий

4) луб

5) древесина

6) сердцевина

44.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих при ме­та­бо­лиз­ме бел­ков в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка, на­чи­ная с по­па­да­ния пищи в же­лу­док. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) рас­щеп­ле­ние не­нуж­ных и ис­пор­чен­ных бел­ков и окис­ле­ние их до CO2, NH3 и H2O

2) рас­щеп­ле­ние пеп­ти­дов на ами­но­кис­ло­ты в две­на­дца­ти­перст­ной кишке

3) рас­щеп­ле­ние бел­ков на ко­рот­кие пеп­ти­ды в же­луд­ке

4) по­ступ­ле­ние ами­но­кис­лот в ткани и син­тез соб­ствен­ных бел­ков

5) вы­ве­де­ние CO2, NH3 и H2O из ор­га­низ­ма

6) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот в кровь в тон­ком ки­шеч­ни­ке

45.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность событий, про­ис­хо­дя­щих при ме­та­бо­лиз­ме уг­ле­во­дов в ор­га­низ­ме человека, на­чи­ная с по­па­да­ния пищи в ро­то­вую полость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) окис­ле­ние са­ха­ров в клет­ках до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

2) по­ступ­ле­ние са­ха­ров в ткани

3) вса­сы­ва­ние са­ха­ров в тон­ком ки­шеч­ни­ке и по­ступ­ле­ние их в кровь

4) на­ча­ло рас­щеп­ле­ния по­ли­са­ха­ри­дов в ро­то­вой полости

5) окон­ча­тель­ное рас­щеп­ле­ние уг­ле­во­дов на мо­но­са­ха­ри­ды в двенадцатиперстной кишке

6) вы­ве­де­ние из ор­га­низ­ма воды и уг­ле­кис­ло­го газа

46.

Рас­по­ло­жи­те пунк­ты ин­струк­ции по изу­че­нию мик­ро­пре­па­ра­та ткани в пра­виль­ном по­ряд­ке. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Пе­ре­ве­ди­те мик­ро­скоп на боль­шое уве­ли­че­ние.

2) На­строй­те на мик­ро­ско­пе свет.

3) По­ставь­те мик­ро­скоп перед собой.

4) Сфо­ку­си­руй­те мик­ро­скоп на клет­ках при малом уве­ли­че­нии.

5) Рас­смот­ри­те и за­ри­суй­те осо­бен­но­сти стро­е­ния кле­ток.

6) По­ло­жи­те пре­па­рат на пред­мет­ный сто­лик.

47.

Рас­по­ло­жи­те пунк­ты ин­струк­ции по при­го­тов­ле­нию пре­па­ра­та ко­жи­цы лука в пра­виль­ном по­ряд­ке, на­чи­ная с под­го­тов­ки пред­мет­но­го стек­ла. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) По­ло­жи­те ку­со­чек плёнки в каплю воды на пред­мет­ном стек­ле.

2) С мя­си­стой чешуи ото­рви­те игол­кой ку­со­чек по­верх­ност­ной плёнки пин­це­том.

3) Пи­пет­кой кап­ни­те каплю сла­бо­го рас­тво­ра йода на пред­мет­ное стек­ло.

4) На­крой­те по­кров­ным стек­лом.

5) Очи­сти­те лу­ко­ви­цу, раз­режь­те её вдоль.

6) Осто­рож­но рас­правь­те ко­жи­цу пре­па­ро­валь­ной иглой.

48.

Расположите в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вред­ная черепашка

4) степ­ной орёл

5) обык­но­вен­ный перепел

49.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность био­ло­ги­че­ских си­стем в по­ряд­ке услож­не­ния их ор­га­ни­за­ции. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) клет­ка

2) ткань

3) ген

4) орган

5) ядро

50.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий в экс­пе­ри­мен­те по до­ка­за­тель­ству об­ра­зо­ва­ния крах­ма­ла в ли­стьях на свету в зелёных ча­стях рас­те­ния хлорофитума. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) на обе сто­ро­ны листа хло­ро­фи­ту­ма на­ло­жи­те по­лос­ки чёрной бу­ма­ги так, чтобы они плот­но об­ле­га­ли весь лист, вклю­чая белую каёмку по краю

2) опу­сти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в рас­твор йода

3) про­ки­пя­ти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в воде в те­че­ние 2–5 мин.

4) рас­по­ло­жи­те лист хло­ро­фи­ту­ма на­про­тив ис­точ­ни­ка света и оставь­те на сутки

5) про­ки­пя­ти­те лист хло­ро­фи­ту­ма в спир­те (40–70%)

51.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность уров­ней ор­га­ни­за­ции жизни в по­ряд­ке их усложнения. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) клеточный

2) тканевый

3) организменный

4) органный

5) молекулярный

52.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния ор­га­низ­мов при фор­ми­ро­ва­нии био­це­но­за на пер­вич­но сво­бод­ной тер­ри­то­рии. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) ли­шай­ни­ки

2) травы

3) мхи

4) ку­стар­ни­ки

5) де­ре­вья

53.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

54.

Установите последовательность прохождения импульса в рефлекторной дуге при отдёргивании стопы человеком. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) 

мышцы, поднимающие стопу

2) 

двигательные нейроны

3) 

участок ЦНС

4) 

чувствительные нейроны

5) 

рецепторы подошвы стопы