№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания Д20. Интерпретирование результатов научных исследований
1.

Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?

 

1) резко падает, а затем медленно растёт

2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает

3) медленно растёт, а потом медленно снижается

4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

2.

Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 5-го дня болезни?

 

1) медленно падает, а потом снижение становится резким

2) резко падает, достигая минимума, а потом плавно растёт

3) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

4) резко падает, а затем немного растёт, после чего резко падает

3.

Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси x отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси y — температура тела больного (в °С)).

В течение каких суток у больного наблюдается наибольшее колебание значений температуры тела?

 

1) первых

2) третьих

3) седьмых

4) одиннадцатых

4.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси y — количество использованного гликогена (в %)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале 10–15 мин.?

 

1) резко нарастает, а затем снижение происходит плавно

2) резко снижается, а затем снижение происходит плавно

3) плавно снижается

4) не изменяется

5.

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме

 

1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается

2) на всём протяжении медленно растёт

3) плавно колеблется около средних показателей

4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт

6.

Изучите график зависимости объёма запомненной информации (в %) от времени (по оси x отложено время (в часах), а по оси y — количество запомненной информации (в %)).

Через сколько часов объём запомненной информации составит 30%?

 

1) 20 ч.

2) 25 ч.

3) 30 ч.

4) 35 ч.

7.

Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом, температура которого составляет 12 °С (по оси y отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по оси x — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).

Через сколько секунд после начала контакта температура участка кожи в подмышечной впадине будет равна 36,4 °С?

 

1) 30 с

2) 60 с

3) 90 с

4) 150 с

8.

Изучите график зависимости запомнившейся информации от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у — количество запомнившейся информации (в %)).

Сколько информации человек будет помнить через 30 ч?

 

1) 40%

2) 35%

3) 30%

4) 25%

9.

Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предметом, температура которого составляет 0 °С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).

Какой будет температура кожи в области контакта, если продолжительность соприкосновения с холодным предметом составит 210 с?

 

1) 36,4 °С

2) 36,1 °С

3) 35,8 °С

4) 35,5 °С

10.

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающий среды (по оси х отложена температура воздуха (°С), а по оси у — относительная работоспособность (в %)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает работоспособность человека?

 

1) снижается на всём указанном интервале

2) сначала незначительно растёт, а потом снижается

3) остаётся неизменной в указанном температурном интервале

4) медленно растёт в указанном интервале температур

11.

Изучите график зависимости возрастного снижения фермента лактазы у людей (по оси x отложен возраст (годы), а на оси у — выработка фермента организмом (в %)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость в возрасте от нескольких месяцев до девяти лет?

 

1) резко снижается

2) сначала не изменяется, а потом резко снижается

3) остаётся постоянно высоким

4) немного растёт, а потом резко снижается

12.

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).

Какова интенсивность обмена веществ у легкоатлета, финиширующего на дистанции 400 м?

 

1) 3 кВт

2) 6 кВт

3) 10 кВт

4) 14 кВт

13.

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).

На какой дистанции интенсивность обмена веществ легкоатлета составит 10 кВт?

 

1) 500 м

2) 200 м

3) 800 м

4) 400 м

14.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования гликогена от других источников энергии в клетке (в %)).

Через сколько минут значение использования энергии гликогена будет составлять 60%?

 

1) 5 мин.

2) 8 мин.

3) 10 мин.

4) 12 мин.

15.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования жира как источника энергии в клетке (в %)).

Какова величина энергозатрат на 20-й минуте интенсивной физической работы?

 

1) 26%

2) 36%

3) 46%

4) 56%

16.

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции).

Чему будет равна относительная скорость химической реакции, если температура тела организма составляет 33 °С?

 

1) 25 усл. ед.

2) 21 усл. ед.

3) 15 усл. ед.

4) 10 усл. ед.

17.

Изучите график зависимости частоты сердечных сокращений от интенсивности физической работы (по оси х отложена интенсивность физической работы человека (кг/мин.), а по оси у — частота сердечных сокращений (уд/мин.)).

Какую по интенсивности работу совершает человек при частоте пульса в 160 уд/мин.?

 

1) 900 кг/мин.

2) 800 кг/мин.

3) 700 кг/мин.

4) 600 кг/мин.

18.

Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).

Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?

 

1) 10 кг

2) 20 кг

3) 30 кг

4) 40 кг

19.

Изучите график зависимости роста популяции организмов от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у — число организмов).

Через сколько часов популяция будет насчитывать 525 особей?

 

1) 8 ч

2) 9 ч

3) 10 ч

4) 11 ч

20.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — использование гликогена от других источников энергии в клетке (в %)).

На какой минуте значение использования энергии гликогена будет составлять 40%?

 

1) 15-й мин.

2) 16-й мин.

3) 18-й мин.

4) 20-й мин.

21.

Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см3).

В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см3 составит 24?

 

1) 20-й

2) 23-й

3) 27-й

4) 29-й

22.

Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — количество проросших семян от общего их числа (в %)).

Какой процент от общего количества семян прорастёт в 11-й день?

 

1) 11%

2) 15%

3) 20%

4) 25%

23.

Изучите график зависимости изменения скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — скорость химической реакции (в усл. ед.)).

При какой температуре скорость химической реакции будет минимальной?

 

1) 31 °С

2) 38 °С

3) 43 °С

4) 45 °С

24.

Изучите график зависимости роста крыльев у насекомых от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — длина крыла (в мм)). Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно описывает данную зависимость?

Если температура среды, в которой развивается насекомое, находится в интервале от 24 до 30 °С, то

 

1) крылья у насекомого остаются в зачаточном состоянии

2) крылья увеличиваются в размере сначала незначительно, а в конце очень резко

3) наблюдается интенсивный рост крыльев на всём интервале температур

4) крылья начинают медленно расти на всём интервале температур

25.

Изучите график зависимости возрастного снижения фермента лактозы у людей (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у — выработка фермента организмом (в %)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость для людей в возрасте от 9 до 27 лет?

 

1) немного растёт, а потом резко снижается

2) остаётся постоянно высоким

3) резко снижается с увеличением возраста

4) плавно снижается с увеличением возраста

26.

Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 14 по 22 день развития личинки насекомого?

 

1) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста

2) равномерно растёт в течение всего времени

3) не изменяет своих размеров

4) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается

27.

Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 23-го по 31-й день развития личинки насекомого?

 

1) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается

2) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста

3) не изменяет своих размеров

4) равномерно растёт в течение всего времени

28.

Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отложен возраст (в годах), а по оси у — масса головного мозга (в г)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 36 до 69 лет?

 

1) незначительно увеличивается

2) остаётся неизменной

3) сначала не изменяется, а потом медленно снижается

4) медленно снижается на всём протяжении времени

29.

Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отложен возраст (в годах), а по оси у — масса головного мозга (в г)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость от 42 до 78 лет?

 

1) незначительно увеличивается

2) остаётся неизменной

3) медленно снижается на всём протяжении времени

4) сначала не изменяется, а потом медленно снижается

30.

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х — отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале от 35 до 40 °С?

 

1) медленно растёт вверх на всём протяжении

2) всё время резко растёт вверх

3) сначала резко растёт вверх, а затем резко снижается

4) резко снижается на всём протяжении

31.

Изучите график, отражающий зависимость продолжительности анестезии от времени посещения стоматолога, если врач использовал один и тот же препарат в одной и той же дозировке (по оси x отложено время суток (в ч), а по оси у — продолжительность анестезии (в мин.)).

Сколько пройдёт часов до того, как средняя продолжительность анестезии составит 30 минут?

 

1) 13 ч

2) 15 ч

3) 16 ч

4) 18 ч

32.

Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — количество проросших семян от общего их числа (в %)).

Сколько семян от общего количества прорастёт в 7-й день?

 

1) 10%

2) 12%

3) 15%

4) 17%

33.

Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).

В каком возрасте масса тела будет составлять 60 кг?

 

1) 12 лет

2) 13 лет

3) 15 лет

4) 16 лет

34.

Изучите график зависимости скорости химических реакций в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость химической реакции в живом организме с повышение температуры

 

1) резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт

2) медленно растёт на всем протяжении

3) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается

4) колеблется в интервале 12–30 условных единиц

35.

Изучите график зависимости активности фермента, выделенного из термофильной бактерии, от температуры и определите, какая температура оптимальна для жизни этих бактерий? По оси X отложена температура, а по оси Y — активность фермента в условных единицах.

 

 

1) 55

2) 60

3) 65

4) 70

36.

Изучите график зависимости активности фермента, выделенного из цитоплазмы бактерий, от кислотности среды, в которой он работает, и определите, какова кислотность (в единицах pH) цитоплазмы этих бактерий. По оси X отложены единицы pH, а по оси Y — активность фермента в условных единицах.

 

 

1) 6

2) 7

3) 8

4) 9

37.

Рассмотрите график зависимости скорости фотосинтеза от температуры, при которой шла реакция. При какой температуре скорость фотосинтеза составила 50% от максимальной?

 

 

1) 11

2) 14

3) 17

4) 20

38.

Рассмотрите график зависимости роста эмбриона (в мм) от возраста этого эмбриона. На каком месяце беременности рост эмбриона составляет 250 мм?

 

 

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

39.

Известно, что момент линьки зайцев зависит от двух факторов: длины светового дня и наличия снега в лесу. На графике представлено количество сменивших окраску (белых) зайцев по числам ноября. По оси X отложены дни (числа ноября), по оси Y — процент сменивших окраску зайцев.

 

 

Определите, в каких числах шёл обильный снег?

 

1) с 5 по 10 ноября

2) с 10 по 15 ноября

3) с 15 по 20 ноября

4) с 20 по 25 ноября

40.

Известно, что момент распускания почек на деревьях зависит от двух факторов: длины светового дня и средней суточной температуры. На графике представлено количество деревьев, на которых распустилось большинство (больше 50%) почек, по числам апреля. По оси X отложены дни (числа апреля), по оси Y — процент деревьев с распустившимися почками.

 

 

Определите, в каких числах резко потеплело?

 

1) с 5 по 10 апреля

2) с 10 по 15 апреля

3) с 15 по 20 апреля

4) с 20 по 25 апреля

41.

На графике показано изменение количества жира у насекомых (в баллах) в течение сезона активности. Определите, в какой период идёт наиболее интенсивное накопление жира.

 

1) апрель-май

2) июнь-июль

3) июль-август

4) август-сентябрь

42.

Известно, что у львов охотятся самки, причём охотятся они группой, атакуя жертву с разных сторон. На графике представлена зависимость успешности охоты (количество успешных охот выражено в процентах от общего числа попыток поймать добычу) от количества самок в прайде (по оси Х отложено количество самок, а по оси Y — успешность охоты).

 

 

Определите, какое число самок должно быть в прайде, чтобы как минимум половина охот заканчивалась успехом.

 

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

43.

На графике представлена зависимость количества поглощаемых волосковыми клетками корня ионов от расстояния между этими клетками и вершиной корня.

 

 

На основании этого графика можно сделать вывод о том, что наибольшее количество ионов поглощается

 

1) молодыми клетками корня летом

2) молодыми клетками корня зимой

3) старыми дифференцированными клетками летом

4) старыми дифференцированными клетками зимой

44.

На графике представлена зависимость концентрации двух веществ (танина и цианогенного гликозида) от возраста листа папоротника (вайи), пробивающегося из-под земли весной.

 

 

Какой вывод можно сделать на основе приведённого графика?

 

1) Более молодые листья содержат высокую концентрацию цианогенного гликозида и низкую концентрацию танина.

2) Более старые листья содержат высокую концентрацию цианогенного гликозида и низкую концентрацию танина.

3) Более молодые листья содержат высокую концентрацию обоих веществ.

4) Более старые листья содержат высокую концентрацию обоих веществ.

45.

Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время в часах, а по оси у — доля сохранившейся в памяти информации (в %)).

 

 

Какое из приведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале от 24 до 40 часов? Значения кривой в данном интервале

 

1) не изменяются

2) сначала очень резко снижаются, а затем не изменяются

3) плавно снижаются

4) сначала очень резко снижаются, а затем снижение происходит плавно

46.

Изучите график зависимости насыщения гемоглобина кислородом от парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (по оси х отложено парциальное давление (в мм. рт. ст.), а по оси у — насыщенность гемоглобина кислородом (в %)). Какой процент гемоглобина образует нестойкое соединение с газом, если парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе составляет 50 мм рт. ст.?

 

 

1) 80%

2) 90%

3) 60%

4) 70%

47.

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в ° С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

 

 

При какой температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относительная скорость химических реакций составляет 25 усл. ед.?

 

1) 35 °С

2) 36 °С

3) 37 °С

4) 38 °С

48.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от продолжительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования жира (в %) от других источников энергии.

 

 

На какой минуте процент использования жира будет составлять 60%?

 

1) 20 мин.

2) 23 мин.

3) 25 мин.

4) 28 мин.

49.

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у — относительная работоспособность (в %)).

 

 

При какой температуре воздуха работоспособность человека будет равна 100 %?

 

1) 21 °С

2) 24 °С

3) 28 °С

4) 33 °С

50.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии, запасённой в жирах, от продолжительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — доля использованной энергии, запасённой в жирах (в %)).

 

 

Какой процент будет составлять энергия, запасённая в жирах, на 25-й минуте физической работы?

 

1) 48%

2) 50%

3) 56%

4) 63%

51.

Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
   1) 

3,4

   2) 

2,8

   3) 

2,5

   4) 

2,0

52.