№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания 1. Роль биологии в в практической деятельности людей
1.

Какое био­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние может про­ве­сти женщина, изображённая на кар­ти­не Анри Ма­тис­са «Женщина перед аквариумом»?

 

1) определить фи­зи­че­ские свой­ства воды в аквариуме

2) сравнить со­став воды в ак­ва­ри­уме с водой в реке

3) определить ви­до­вой со­став оби­та­те­лей аквариума

4) описать форму аквариума

2.

Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

 

1) анатомия

2) эволюционное учение

3) генетика

4) экология

3.

Кого счи­та­ют создателем кле­точ­ной теории иммунитета?

 

1) Ч. Дарвина

2) И. П. Павлова

3) Л. Пастера

4) И. И. Мечникова

4.

Система наи­бо­лее общих зна­ний в определённой об­ла­сти науки — это

 

1) факт

2) эксперимент

3) теория

4) гипотеза

5.

На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал

 

1) учение о доминанте

2) клеточную теорию

3) учение о биосфере

4) теорию возникновения человека

6.

Сформулировать гипотезу — значит

 

1) собрать имеющиеся факты

2) выдвинуть предположение

3) подтвердить объективность полученных данных

4) провести эксперимент

7.

Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?

 

1) физиология

2) гигиена

3) анатомия

4) медицина

8.

Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

 

1) эволюционного учения

2) клеточной теории

3) рефлекторной теории

4) генной теории

9.

На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

 

1) рефлекторную теорию

2) теорию эволюции

3) клеточную теорию

4) теорию иммунитета

10.

Систематика — это наука, изучающая

 

1) функции организмов в природе

2) родственные связи организмов

3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов

11.

Законы наследования признаков организма установил

 

1) И. П. Павлов

2) И. И. Мечников

3) Г. Мендель

4) Ч. Дарвин

12.

Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

 

1) генетика

2) физиология

3) экология

4) систематика

13.

На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII — начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

 

1) хромосомную теорию

2) теорию эволюции живого мира

3) клеточную теорию

4) теорию иммунитета

14.

Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

 

1) методом микроскопирования

2) методом наблюдения

3) экспериментальным методом

4) гибридологическим методом

15.

Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

 

1) эксперимента

2) наблюдения

3) моделирования

4) анализа

16.

Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

 

1) описание

2) наблюдение

3) эксперимент

4) моделирование

17.

Выдающийся рус­ский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И. М. Се­че­нов известен тем, что объяснил

 

1) ме­ха­низ­мы движения крови по ма­ло­му и боль­шо­му кругам кровообращения

2) при­ро­ду образования услов­ных и без­услов­ных рефлексов у че­ло­ве­ка и животных

3) ме­ха­низ­мы зрительного вос­при­я­тия сетчаткой глаза

4) при­ро­ду психических явлений, в ос­но­ве которых лежат фи­зио­ло­ги­че­ские процессы — рефлексы

18.

Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

 

1) измерения

2) описания

3) сравнения

4) эксперимента

19.

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

 

1) сравнение двух микропрепаратов

2) измерение кровяного давления у пациента

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) описание нового вида организмов

20.

Закономерности передачи наследственных признаков изучает

 

1) генетика

2) антропология

3) экология

4) молекулярная биология

21.

Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

 

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

22.

Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

 

1) агроном

2) зоотехник

3) селекционер

4) ветеринар

23.

Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

 

1) палеонтология

2) генетика

3) эмбриология

4) систематика

24.

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

 

1) экспериментальным

2) генеалогическим

3) наблюдения

4) гибридологическим

25.

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

 

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

26.

Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

 

1) абстрагирования

2) сравнения

3) моделирования

4) экспериментальным

27.

Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

 

1) анатомия

2) физиология

3) гигиена

4) психология

28.

Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?

 

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) биосферный

4) органоидно-клеточный

29.

Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

 

1) моделирования

2) измерения

3) наблюдения

4) экспериментальных

30.

Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

 

1) анатомия

2) антропология

3) ветеринария

4) гигиена

31.

Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

 

1) цитолог

2) эмбриолог

3) анатом

4) селекционер

32.

При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

 

1) медицины

2) эволюционного учения

3) агротехники

4) молекулярной биологии

33.

Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

 

1) динамометр

2) спирометр

3) фонендоскоп

4) глюкометр

34.

Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

 

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) клеточный

4) биосферный

35.

Применение ка­ко­го на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я. Стена «Пульс», на­пи­сан­ной в се­ре­ди­не XVII в.?

 

1) моделирование

2) измерение

3) эксперимент

4) абстрагирование

36.

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью па­ле­он­то­ло­ги­че­ских методов?

 

1) половое по­ве­де­ние земноводных

2) эволюцию млекопитающих

3) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

4) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

37.

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью наблюдения?

 

1) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

2) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

3) половое по­ве­де­ние земноводных

4) эволюцию млекопитающих

38.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «физиология»?

 

1) стро­е­ние кле­ток насекомых

2) си­сте­ма­ти­ку по­кры­то­се­мен­ных растений

3) про­цес­сы внут­ри­кле­точ­но­го ды­ха­ния рыб

4) стро­е­ние зад­них ко­неч­но­стей лягушек

39.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «цитология»?

 

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых животных

2) стро­е­ние кле­ток растений

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции дыхания

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей животных

40.

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния по­ве­де­ния пчёл?

 

1) микроскопия

2) гибридизация

3) вскрытие

4) наблюдение

41.

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния стро­е­ния клет­ки растений?

 

1) гибридизация

2) вскрытие

3) микроскопия

4) эксперимент

42.

Закономерности пе­ре­да­чи на­след­ствен­ных при­зна­ков изучает

 

1) генетика

2) систематика

3) антропология

4) биохимия

43.

Это порт­рет члена Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества, ко­то­рый пер­вым уви­дел и опи­сал микробов. Кто это?

 

1) Дж. Пристли

2) У. Гарвей

3) А. Везалий

4) А. Левенгук

44.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

 

1) палеонтология

2) этимология

3) физиология

4) генетика

45.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

 

1) антропология

2) зоология

3) криптология

4) ботаника

46.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние кле­ток пе­че­ни человека?

 

1) ге­не­ти­ка

2) эм­брио­ло­гия

3) цитология

4) физиология

47.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние за­ро­ды­ша человека?

 

1) ци­то­ло­гия

2) ге­не­ти­ка

3) физиология

4) эмбриология

48.

Каким ме­то­дом вос­поль­зо­вал­ся И.П. Павлов, чтобы уста­но­вить ре­флек­тор­ную при­ро­ду вы­де­ле­ния же­лу­доч­но­го сока?

 

1) наблюдение

2) моделирование

3) эксперимент

4) описание

49.

На ри­сун­ке изображён фраг­мент эн­це­фа­ло­грам­мы человека. Рас­шиф­ро­вать её поз­во­лят зна­ния в области

 

 

1) анатомии

2) физиологии

3) генетики

4) гигиены

50.

Какая наука изу­ча­ет стро­е­ние и рас­про­стра­не­ние древ­них папоротниковидных?

 

1) се­лек­ция

2) эко­ло­гия

3) физиология

4) палеонтология

51.

Какая наука изу­ча­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния живых ор­га­низ­мов и среды их обитания?

 

1) фе­но­ло­гия

2) фи­зио­ло­гия

3) систематика

4) экология

52.

Какой метод ис­сле­до­ва­ния при­ме­ня­ет девушка, изображённая на картинке?

 

1) экс­пе­ри­мент

2) на­блю­де­ние

3) сравнение

4) анализ

53.

Каким ме­то­дом вос­поль­зу­ет­ся учёный-зоолог при уста­нов­ле­нии род­ства между озёрной ля­гуш­кой (1) и зелёной жабой (2)?

 

 

1) аб­стра­ги­ро­ва­ния

2) экс­пе­ри­мен­таль­ным

3) моделирования

4) сравнения

54.

Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
   1) 

физиология

   2) 

систематика

   3) 

экология

   4) 

селекция

55.

Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью
   1) 

описания органов растений

   2) 

сравнения растений разных природных зон

   3) 

наблюдения за ростом растения

   4) 

эксперимента по фотосинтезу

56.

В какой области биологии была разработана клеточная теория?
   1) 

вирусологии

   2) 

цитологии

   3) 

анатомии

   4) 

эмбриологии

57.

Передача мутаций от одного поколения другому связана с
   1) 

наследственностью

   2) 

индивидуальным развитием

   3) 

раздражимостью

   4) 

обменом веществ

58.

Научная заслуга И.И. Мечникова заключается в том, что он
   1) 

создал теорию условно-рефлекторной деятельности

   2) 

открыл круги кровообращения

   3) 

создал фагоцитарную теорию иммунитета

   4) 

создал вакцину против бешенства

59.

Какой учёный выделил три формы борьбы за существование?
   1) 

Аристотель

   2) 

К. Линней

   3) 

Ж.Б. Ламарк

   4) 

Ч. Дарвин

60.

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?
   1) 

его осуществляют квалифицированные учёные

   2) 

в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

   3) 

он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

   4) 

он более продолжителен по времени проведения