№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 944893

1.

Какой уро­вень ор­га­ни­за­ции жизни отражён на дан­ном ри­сун­ке?

 

1) мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­че­ский

2) ор­га­но­ид­но-кле­точ­ный

3) ор­га­низ­мен­ный

4) био­гео­це­но­ти­че­ский

2.

На­ли­чие ка­ко­го ор­га­но­и­да от­ли­ча­ет клет­ки жи­вот­ных от кле­ток рас­те­ний?

 

1) ядро

2) кле­точ­ный центр

3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

4) ми­то­хон­дрии

3.

Проч­ность и упру­гость ор­га­низ­му рас­те­ния обес­пе­чи­ва­ет

 

1) про­во­дя­щая ткань

2) об­ра­зо­ва­тель­ная ткань

3) ос­нов­ная ткань

4) ме­ха­ни­че­ская ткань

4.

Ука­жи­те ри­су­нок, на ко­то­ром изоб­ражён сухой мно­го­се­мян­ной плод.

5.

Цве­ток име­ет­ся у

 

1) па­по­рот­ни­ко­вид­ных

2) го­ло­се­мен­ных

3) пла­у­но­вид­ных

4) по­кры­то­се­мен­ных

6.

Что сви­де­тель­ству­ет о древ­но­сти ки­шеч­но­по­лост­ных жи­вот­ных?

 

1) на­ли­чие ро­то­во­го от­вер­стия

2) при­креплённый (си­дя­чий) образ жизни

3) на­ли­чие раз­дель­но­по­лых осо­бей

4) не­боль­шое раз­но­об­ра­зие кле­ток, об­ра­зу­ю­щих их тело

7.

На каком ри­сун­ке изоб­ражён го­лов­ной мозг птиц?

8.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян?

 

1) на­ли­чие пяти от­де­лов мозга

2) при­спо­соб­ле­ние по­зво­ноч­ни­ка к пря­мо­хож­де­нию

3) на­ли­чие двух кру­гов кро­во­об­ра­ще­ния

4) от­сут­ствие врождённых ре­флек­сов

9.

Как на­зы­ва­ет­ся ней­рон, про­во­дя­щий сиг­нал от цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы к мыш­цам?

 

1) чув­стви­тель­ный

2) дви­га­тель­ный

3) вста­воч­ный

4) сен­сор­ный

10.

Какая(-ие) из пе­ре­чис­лен­ных ко­стей от­но­сит­ся(-ятся) к ниж­ней ко­неч­но­сти?

 

1) кости пясти

2) кости плюс­ны

3) лок­те­вая кость

4) пле­че­вая кость

11.

Анна, не оде­ва­ясь, вышла зимой на бал­кон снять су­ша­ще­е­ся там белье. Тем­пе­ра­ту­ра на бал­ко­не −5 °С, Анна про­ве­ла на бал­ко­не 7 минут. Какая тем­пе­ра­ту­ра была в брюш­ной по­ло­сти Анны перед воз­вра­ще­ни­ем в ком­на­ту?

 

1) около 0 °С

2) между 10 °С и 37 °С

3) от 0 °С до 37 °С

4) около 37 °С

12.

Где кровь дви­жет­ся с наи­боль­шей ско­ро­стью?

 

1) в аорте

2) в ка­пил­ля­рах

3) в ниж­ней полой вене

4) в верх­ней полой вене

13.

В про­цес­се пи­ще­ва­ре­ния зубы обес­пе­чи­ва­ют

 

1) вку­со­вую чув­стви­тель­ность

2) ме­ха­ни­че­ское из­мель­че­ние пищи

3) опре­де­ле­ние тем­пе­ра­ту­ры пищи

4) вы­де­ле­ние слюны

14.

Где в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние вто­рич­ной мочи?

 

1) в мо­че­ис­пус­ка­тель­ном ка­на­ле

2) в мо­че­вом пу­зы­ре

3) в мо­че­точ­ни­ках

4) в поч­ках

15.

В глаз­ном яб­ло­ке че­ло­ве­ка за зрач­ком сле­ду­ет

 

1) хру­ста­лик

2) стек­ло­вид­ное тело

3) пе­ред­няя ка­ме­ра

4) сет­чат­ка

16.

С точки зре­ния со­вре­мен­ной науки, какой фак­то­р не вли­я­ет на за­клад­ку основ по­ве­де­ния че­ло­ве­ка?

 

1) по­ве­де­ние ро­ди­те­лей

2) ге­не­ти­че­ские за­ко­но­мер­но­сти

3) вос­пи­та­ние

4) номер года рож­де­ния

17.

С чего сле­ду­ет на­чи­нать ока­за­ние пер­вой по­мо­щи при хи­ми­че­ском ожоге?

 

1) об­ра­бо­тать место по­вре­жде­ния рас­тво­ром йода

2) про­мыть место по­вре­жде­ния про­точ­ной водой

3) вы­звать ско­рую по­мощь

4) на­ло­жить на рану сте­риль­ную по­вяз­ку

18.

Вза­и­мо­от­но­ше­ния ли­чи­нок бо­жьих ко­ро­вок и тлей от­но­сят к

 

1) на­хлеб­ни­че­ству

2) сим­би­о­зу

3) хищ­ни­че­ству

4) па­ра­зи­тиз­му

19.

Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лось серд­це, изоб­ражённое на ри­сун­ке, то ор­га­на­ми ды­ха­ния жи­вот­но­го, ско­рее всего, будут

 

1) жабры

2) кожа

3) тра­хеи

4) лёгкие

20.

Рас­смот­ри­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти фо­то­син­те­за от тем­пе­ра­ту­ры, при ко­то­рой шла ре­ак­ция. При какой тем­пе­ра­ту­ре ско­рость фо­то­син­те­за со­ста­ви­ла 50% от мак­си­маль­ной?

 

 

1) 11

2) 14

3) 17

4) 20

21.

Между объ­ек­та­ми и про­цес­са­ми, ука­зан­ны­ми в столб­цах при­ведённой ниже таб­ли­цы, име­ет­ся опре­делённая связь:

 

Объ­ектПро­цесс
тРНКПе­ре­нос ами­но­кис­лот к месту сбор­ки
иРНК...

 

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

 

1) обес­пе­че­ние кле­ток энер­ги­ей

2) об­ра­зо­ва­ние ри­бо­сом в клет­ке

3) пе­ре­нос ин­фор­ма­ции к ри­бо­со­мам

4) ре­гу­ля­ция роста и де­ле­ния кле­ток.

22.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­сах жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний?

 

А. В ре­зуль­та­те ды­ха­ния рас­те­ний вы­де­ля­ет­ся кис­ло­род.

Б. Ды­ха­ние про­ис­хо­дит на свету и в тем­но­те.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

23.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го может стать при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния СПИДа? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) поль­зо­ва­ние об­ще­ствен­ным туа­ле­том

2) по­це­луй в щёку боль­но­го СПИ­Дом

3) на­хож­де­ние за одной пар­той с боль­ным СПИ­Дом

4) поль­зо­ва­ние чужой зуб­ной щёткой

5) про­ка­лы­ва­ние ушей

6) на­не­се­ние та­ту­и­ров­ки

24.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов имеют лу­че­вую сим­мет­рию тела? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) гидра

2) ме­ду­за

3) дож­де­вой червь

4) май­ский жук

5) ко­рал­ло­вый полип

6) га­дю­ка

25.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ным и типом его по­ст­эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

                            ЖИ­ВОТ­НОЕ                       ТИП РАЗ­ВИ­ТИЯ
A) обык­но­вен­ный уж1) пря­мое
Б) заяц-беляк2) не­пря­мое
В) май­ский жук   
Г) гре­бен­ча­тый три­тон
Д) бурый мед­ведь

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

26.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния, на­чи­ная с ор­га­низ­ма, по­гло­ща­ю­ще­го сол­неч­ный свет. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) липа

2) яст­реб пе­ре­пе­лят­ник

3) жук па­ху­чий кра­со­тел

4) обык­но­вен­ный скво­рец

5) гу­се­ни­ца не­пар­но­го шел­ко­пря­да

27.

Вставь­те в текст «Обмен ве­ществ в рас­те­нии» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ОБМЕН ВЕ­ЩЕСТВ В РАС­ТЕ­НИИ

Для об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ в листе не­об­хо­ди­ма ___________ (А), ко­то­рую рас­те­ние по­лу­ча­ет из почвы с по­мо­щью ___________ (Б). Поч­вен­ный рас­твор под­ни­ма­ет­ся вверх бла­го­да­ря осо­бо­му дав­ле­нию — ___________ (В) — по спе­ци­аль­ным клет­кам про­во­дя­щей ткани — ___________ (Г) — и по­сту­па­ет в лист. В хло­ро­пла­стах листа из не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ син­те­зи­ру­ют­ся ор­га­ни­че­ские.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ат­мо­сфер­ное2) вода3) ко­рень4) кор­не­вое
5) побег6) си­то­вид­ная труб­ка7) сосуд8) сте­бель

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

28.

Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию со­ба­ки по­ро­ды не­мец­кий пин­чер. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие её внеш­не­му стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас со­ба­ки, форма го­ло­вы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хво­ста. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

29.

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­ле­ний у жи­вот­ных и их от­но­си­тель­ный ха­рак­тер» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

1) Что, по Ла­мар­ку, яв­ля­ет­ся при­чи­ной по­яв­ле­ния длин­ной шеи у жи­ра­фа?

2) Ре­зуль­та­ты какой че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти под­твер­ди­ли пра­виль­ность взгля­дов Ч. Дар­ви­на на дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра?

3) В каком слу­чае це­ле­со­об­раз­ность белой окрас­ки шер­сти зайца-бе­ля­ка будет от­но­си­тель­ной? При­ве­ди­те при­мер.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

30.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Рас­сто­я­ние, ко­то­рое может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Рас­сто­я­ние, ко­то­рое может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не

 

Тем­пе­ра­ту­ра, °CРас­сто­я­ние, км, при за­па­се воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколь­ко ки­ло­мет­ров может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не, если тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха со­став­ля­ет 32°C, а запас воды у пут­ни­ка — 4 л?

2) Со­блю­де­ние каких до­пол­ни­тель­ных усло­вий при пе­ре­дви­же­нии по пу­сты­не по­мо­жет пут­ни­ку успеш­но пре­одо­леть ука­зан­ное в таб­ли­це рас­сто­я­ние?

31.

Бо­ро­мир и Фауст ка­та­ют­ся на ве­ло­си­пе­де по БАКу (Боль­шо­му ад­рон­но­му кол­лай­де­ру ), дли­ной в 27 км. В Ло­зан­не есть от­лич­ное ме­стеч­ко, где они могут пе­ре­ку­сить и вос­ста­но­вить силы, ре­сто­ран «Наци-ком пауер». Учти­те, что ре­бя­та ка­та­лись всего один час и Бо­ро­мир хочет съесть суп, мясо и мо­лоч­ный про­дукт. Фауст на­про­тив, не ест пер­вое, а сразу ку­ша­ет мяс­ные блюда и пе­ре­хо­дит к на­пит­ку.

 

32.

Выбор ка­ко­го из дру­зей ока­зал­ся более пра­виль­ным и по­лез­ным? Обос­нуй­те свой ответ, ука­жи­те не менее двух при­чин.

(Во­прос к за­да­нию 31 № 1652)