№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 944893

1.

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

 

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

2.

Наличие какого органоида отличает клетки животных от клеток растений?

 

1) ядро

2) клеточный центр

3) эндоплазматическая сеть

4) митохондрии

3.

Прочность и упругость организму растения обеспечивает

 

1) проводящая ткань

2) образовательная ткань

3) основная ткань

4) механическая ткань

4.

Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод.

5.

Цветок имеется у

 

1) папоротниковидных

2) голосеменных

3) плауновидных

4) покрытосеменных

6.

Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?

 

1) наличие ротового отверстия

2) прикреплённый (сидячий) образ жизни

3) наличие раздельнополых особей

4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело

7.

На каком рисунке изображён головной мозг птиц?

8.

Что из перечисленного ниже отличает человека от человекообразных обезьян?

 

1) наличие пяти отделов мозга

2) приспособление позвоночника к прямохождению

3) наличие двух кругов кровообращения

4) отсутствие врождённых рефлексов

9.

Как называется нейрон, проводящий сигнал от центральной нервной системы к мышцам?

 

1) чувствительный

2) двигательный

3) вставочный

4) сенсорный

10.

Какая(-ие) из перечисленных костей относится(-ятся) к нижней конечности?

 

1) кости пясти

2) кости плюсны

3) локтевая кость

4) плечевая кость

11.

Анна, не одеваясь, вышла зимой на балкон снять сушащееся там белье. Температура на балконе −5 °С, Анна провела на балконе 7 минут. Какая температура была в брюшной полости Анны перед возвращением в комнату?

 

1) около 0 °С

2) между 10 °С и 37 °С

3) от 0 °С до 37 °С

4) около 37 °С

12.

Где кровь движется с наибольшей скоростью?

 

1) в аорте

2) в капиллярах

3) в нижней полой вене

4) в верхней полой вене

13.

В процессе пищеварения зубы обеспечивают

 

1) вкусовую чувствительность

2) механическое измельчение пищи

3) определение температуры пищи

4) выделение слюны

14.

Где в организме человека происходит накопление вторичной мочи?

 

1) в мочеиспускательном канале

2) в мочевом пузыре

3) в мочеточниках

4) в почках

15.

В глазном яблоке человека за зрачком следует

 

1) хрусталик

2) стекловидное тело

3) передняя камера

4) сетчатка

16.

С точки зрения современной науки, какой фактор не влияет на закладку основ поведения человека?

 

1) поведение родителей

2) генетические закономерности

3) воспитание

4) номер года рождения

17.

С чего следует начинать оказание первой помощи при химическом ожоге?

 

1) обработать место повреждения раствором йода

2) промыть место повреждения проточной водой

3) вызвать скорую помощь

4) наложить на рану стерильную повязку

18.

Взаимоотношения личинок божьих коровок и тлей относят к

 

1) нахлебничеству

2) симбиозу

3) хищничеству

4) паразитизму

19.

Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображённое на рисунке, то органами дыхания животного, скорее всего, будут

 

1) жабры

2) кожа

3) трахеи

4) лёгкие

20.

Рассмотрите график зависимости скорости фотосинтеза от температуры, при которой шла реакция. При какой температуре скорость фотосинтеза составила 50% от максимальной?

 

 

1) 11

2) 14

3) 17

4) 20

21.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

ОбъектПроцесс
тРНКПеренос аминокислот к месту сборки
иРНК...

 

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) обеспечение клеток энергией

2) образование рибосом в клетке

3) перенос информации к рибосомам

4) регуляция роста и деления клеток.

22.

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А. В результате дыхания растений выделяется кислород.

Б. Дыхание происходит на свету и в темноте.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) пользование общественным туалетом

2) поцелуй в щёку больного СПИДом

3) нахождение за одной партой с больным СПИДом

4) пользование чужой зубной щёткой

5) прокалывание ушей

6) нанесение татуировки

24.

Какие из перечисленных организмов имеют лучевую симметрию тела? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) гидра

2) медуза

3) дождевой червь

4) майский жук

5) коралловый полип

6) гадюка

25.

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ЖИВОТНОЕ                       ТИП РАЗВИТИЯ
A) обыкновенный уж1) прямое
Б) заяц-беляк2) непрямое
В) майский жук   
Г) гребенчатый тритон
Д) бурый медведь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) липа

2) ястреб перепелятник

3) жук пахучий красотел

4) обыкновенный скворец

5) гусеница непарного шелкопряда

27.

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное2) вода3) корень4) корневое
5) побег6) ситовидная трубка7) сосуд8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?

2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?

3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

30.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 4 л?

2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

31.

Боромир и Фауст катаются на велосипеде по БАКу (Большому адронному коллайдеру ), длиной в 27 км. В Лозанне есть отличное местечко, где они могут перекусить и восстановить силы, ресторан «Наци-ком пауер». Учтите, что ребята катались всего один час и Боромир хочет съесть суп, мясо и молочный продукт. Фауст напротив, не ест первое, а сразу кушает мясные блюда и переходит к напитку.

 

32.

Выбор какого из друзей оказался более правильным и полезным? Обоснуйте свой ответ, укажите не менее двух причин.

(Вопрос к заданию 31 № 1652)