№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1603972

1.

Какой уровень организации живого изображен на фотографии?

2.

В лизосомах происходит
   1) 

синтез белков

   2) 

расщепление органических веществ

   3) 

фотосинтез

   4) 

синтез глюкозы

3.

Представителей царства Бактерии относят к прокариотам, так как в их клетках отсутствует(-ют)

 

1) оформленное ядро

2) митохондрии

3) пластиды

4) рибосомы

4.

Главным признаком, отличающим представителей одного семейства класса Однодольные от другого, является

 

1) число семядолей в семени

2) дуговое или параллельное жилкование

3) тип корневой системы

4) формула цветка

5.

Чем покрыто снаружи тело свободноживущих плоских червей?

 

1) клетками, на которые не действуют пищеварительные ферменты

2) более плотным слоем цитоплазмы

3) известковой раковиной

4) удлинёнными клетками с ресничками

6.

К социальным факторам эволюции человека относят
   1) 

изготовление орудий труда

   2) 

изменения в скелете

   3) 

развитие бинокулярного зрения

   4) 

добывание пищи

7.

Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят

 

1) чувствительные и двигательные нейроны

2) вставочные и двигательные нейроны

3) двигательные нейроны

4) чувствительные нейроны

8.

Какие кости относят к мозговому отделу черепа?


   1) 

теменные

   2) 

носовые

   3) 

скуловые

   4) 

челюстные

9.

Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

 

1) белки фибрин и фибриноген

2) убитые возбудители заболевания

3) ослабленные возбудители заболевания

4) готовые антитела против возбудителя инфекции

10.

В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в

 

1) желудочках сердца

2) венах малого круга кровообращения

3) капиллярах малого круга кровообращения

4) артериях большого круга кровообращения

11.

Какой орган системы дыхания состоит из хрящевых полуколец?
   1) 

лёгкое

   2) 

глотка

   3) 

гортань

   4) 

трахея

12.

Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате протекания данной химической реакции?

 

глюкоза + кислород → углекислый газ + вода + ?

 

 

1) крахмал

2) АТФ

3) белок

4) ДНК

13.

Какие образования глаза защищают его от попадания пыли и мелких частичек?

 

1) роговица и радужная оболочка

2) хрусталик и стекловидное тело

3) белочная и сосудистая оболочки

4) веки и ресницы

14.

Какому типу темперамента соответствуют приведённая ниже картинка и описание: «Сильный уравновешенный подвижный — живой тип»?

 

1) флегматик

2) холерик

3) сангвиник

4) меланхолик

15.

Какие меры необходимо применить при проникающем ранении в области грудной клетки?

 

1) положить человека под наклоном, головой вниз

2) наложить жгут выше области ранения

3) наложить давящую повязку на грудь

4) зафиксировать пострадавшего в сидячем положении

16.

Примером действия какого фактора является обгрызание зайцами коры молодых лиственных деревьев в лесу?

 

1) биотического

2) суточного

3) антропогенного

4) абиотического

17.

Какая система органов возникла у кольчатых червей в процессе эволюции?

 

1) половая

2) кровеносная

3) нервная

4) пищеварительная

18.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

ОбъектФункция
ПепсинРасщепление белков
...Транспорт газа

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) гемоглобин

2) амилаза

3) хлорофилл

4) хитин

19.

Верны ли следующие суждения о царстве животных?

 

А. Все представители царства животные многоклеточные.

Б. Клетки животных лишены клеточной стенки.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

20.

Изучите график зависимости изменения частоты сердечных сокращений путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у — частота сердечных сокращений (уд/мин)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне высот?

1) На высоте меньше 2000 м сердце не бьется.

2) Зависимость частоты сердечных сокращений от высоты прямая.

3) Частота сердечных сокращений изменяется скачкообразно.

4) После 3500 м над уровнем моря частота сердечных сокращений растёт медленнее, чем до 3500 м.

5) Частота сердечных сокращений зависит от концентрации углекислого газа.

21.

Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) служит для проведения воды от корней к листьям

2) является проводящей тканью растения

3) клетки лишены клеточной стенки

4) клетки содержат хлоропласты

5) клетки лишены ядер

6) клетки имеют клетки-спутницы

22.

Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) иРНК

2) строительный материал — глюкоза

3) рибосомы

4) клеточный центр

5) молекулы АТФ

6) молекулы хлорофилла

23.

Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       ОРГАНИЗМ
A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка1) речной рак
Б) имеет четыре пары ходильных ног2) паук-крестовик
В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни
Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи
Д) дыхание происходит при помощи жабр   

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

24.

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) сокращение дыхательных мышц

2) рецепторы гортани

3) центр продолговатого мозга

4) чувствительный нейрон

5) исполнительный нейрон

25.

Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) один2) два3) три4) четыре
5) жабра6) лёгочный мешок7) трахея8) кровь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

26.

Рассмотрите фотографию листа клёна. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

27.

Рассмотрите рентгенограмму с изображением позвоночника человека. Как называют нарушение скелета, изображённое на рисунке 1. Назовите одну из причин этого заболевания у человека.

28.

Прочитайте текст «Жан Батист Ламарк» и ответьте на вопросы.

1. Что Ламарк предложил первым в истории науки?

2. Какие термины первым ввёл Ламарк?

3. Каково принципиальное отличие «ламаркизма» от «дарвинизма»?


Жан Батист Ламарк

 

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк  — французский учёный- естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».

Ламарк был большим знатоком как в области зоологии, так и в области ботаники. С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Помимо термина «беспозвоночные», Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым, — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным F.P. Тревиранусом и независимо от него. Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.

29.

Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.

 

Наследование групп крови ребёнком

 

Группа крови отца
Ⅰ (0) Ⅱ (А) Ⅲ (В) Ⅳ (АВ)
Группа крови матери Ⅰ (0) Ⅰ (0) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Группа крови ребёнка
Ⅱ (А) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любаяⅡ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅲ (В) Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любаяⅢ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅳ (АВ)Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у матери IV?

2) Если у ребёнка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)

3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным реципиентом?

30.

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1) Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

2) Сколько ещё жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

3) В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напиткиЭнергетическая ценность (ккал)Белки (г)Жиры (г)Углеводы (г)
Бутерброд с мясом425393341
Бутерброд с курицей355131542
Бутерброд с ветчиной380191835
Жареный картофель22531229
Омлет с ветчиной350211435
Салат овощной603010
Салат с курицей250141215
Мороженое шоколадное32561150
Вафельный рожок1353422
Лимонад1700042
Апельсиновый сок2252035
Чай без сахара0000
Чай с сахаром (две чайные ложки)680014

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Возраст, летБелки, г/кгЖиры г/кгУглеводы, гЭнергетическая потребность, ккал
7−102,31,73302550
11−152,01,73752900
Старше 161,91,04753100

 

Таблица 3

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

Первый завтракВторой завтракОбедУжин
14%18%50%18%