№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324347

1.

Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?

 

1) фенология

2) физиология

3) систематика

4) экология

2.

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?

 

1) производит питательные вещества

2) контролирует жизнедеятельность

3) запасает воду

4) поглощает энергию солнца

3.

Возбудители дифтерии являются

 

1) автотрофами

2) сапротрофами

3) паразитами

4) симбионтами

4.

Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

5.

Поступление воды в растение зависит от

 

1) скорости оттока питательных веществ из листьев

2) корневого давления и испарения воды листьями

3) процесса деления и роста клеток корня

4) скорости роста и развития растения

6.

Почему паразитические черви не перевариваются в пищеварительной системе человека?

 

1) на их покровы не действуют пищеварительные ферменты

2) в среде, где они обитают, обычно отсутствует воздух

3) они не имеют питательных веществ

4) у них имеются органы прикрепления

7.

Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в

 

1) усилении чувствительности органов боковой линии

2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей

3) снабжении чешуи питательными веществами

4) уменьшении трения тела рыбы о воду

8.

У человека, в отличие от орангутана,

 

1) больше лицевой отдел черепа

2) верхние конечности длиннее нижних

3) грудная клетка образована рёбрами

4) больше объём головного мозга

9.

Какая система органов обеспечивает освобождение организма от вредных микроорганизмов?

 

1) иммунная

2) дыхательная

3) выделительная

4) эндокринная

10.

Какой цифрой на рентгенограмме отмечен локтевой сустав?

 

11.

К какому из перечисленных ниже понятий относится поддержание постоянства концентрации глюкозы в крови?

 

1) гомеостаз

2) партеногенез

3) катаболизм

4) трансформация

12.

Какой кровеносный сосуд обозначен на рисунке цифрой 3?

 

1) лёгочная артерия

2) аорта

3) лёгочная вена

4) нижняя полая вена

13.

Диффузия углекислого газа из венозной крови у человека происходит в
   1) 

слизистой носа

   2) 

альвеолах

   3) 

стенках бронхов

   4) 

голосовых связках

14.

Какое превращение энергии происходит в органе, изображённом на рисунке?

 

1) Тепловая энергия превращается в механическую.

2) Химическая энергия превращается в тепловую.

3) Световая энергия превращается в электрическую.

4) Механическая энергия превращается в химическую.

15.

Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой?

 

1) наружный слуховой проход

2) слуховая труба

3) молоточек

4) улитка

16.

Рефлексы, передающиеся по наследству

 

1) возникают на основе жизненного опыта каждой особи

2) характерны для всех особей вида

3) не являются врождёнными

4) формируются в процессе индивидуального развития

17.

Для диагностики какого заболевания используется данный медицинский прибор?

 

1) нефрита

2) пневмонии

3) гипотонии

4) гриппа

18.

Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени ограничивает рост численности зайцев зимой?

 

1) большое количество хищников

2) малое количество еды

3) низкая температура

4) чистота воздуха

19.

Какое из приведённых животных не относится к млекопитающим?

 

1) беляк

2) белуха

3) белка

4) белуга

20.

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х — отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале от 35 до 40 °С?

 

1) медленно растёт вверх на всём протяжении

2) всё время резко растёт вверх

3) сначала резко растёт вверх, а затем резко снижается

4) резко снижается на всём протяжении

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
Кровеносная системаСердце
...Биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) биосфера

2) растения

3) ареал

4) почва

22.

Верны ли суждения об особенностях гуморальной регуляции функций в организме человека?

А. Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ − ферментов, которые поступают из различных органов и тканей в кровь.

Б. Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется медленнее, чем распространение нервных импульсов.
   1) 

верно только А

   2) 

верно только Б

   3) 

верны оба суждения

   4) 

оба суждения неверны

23.

Что из перечисленного образует внутреннюю среду организма человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) органы брюшной полости

2) кровь

3) содержимое пищеварительного канала

4) лимфа

5) тканевая жидкость

6) кровеносная и дыхательная системы

24.

Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра, а вес до 85 кг.

2) Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту и может развивать скорость до 65 км/ч.

3) Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями.

4) Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длиной, который, хватаясь за шерсть матери, заползает в сумку.

5) В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота.

6) Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

25.

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ЖИВОТНОЕ

А) кровеносная система не замкнута

Б) имеет внешний скелет

В) имеет фасеточные глаза

Г) ведёт паразитический образ жизни

Д) не имеет конечностей

Е) не имеет вторичной полости тела

 

1) стрекоза большое коромысло

2) аскарида человеческая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

27.

Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хлоропласт2) вакуоль3) пигмент4) митохондрия
5) сливаются6) распадаются7) целлюлоза8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.

 

A. Расчленённость тела:

1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,

2) тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).

 

Б. Количество крупных отделов (тагм):

1) тагм нет,

2) две тагмы (головогрудь и брюшко),

3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые:

1) три пары,

2) четыре пары,

3) пять пар,

4) больше пяти пар.

 

Г. По устройству глаз:

1) есть два сложных (фасеточных) глаза,

2) есть несколько простых глаз.

 

Д. По наличию крыльев:

1) крылья есть,

2) крыльев нет.

 

Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) у приведённого на рисунке животного.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

29.

Прочитайте текст «Карл Линней» и ответьте на вопросы.

1. Какова основная заслуга Линнея в биологии?

2. Как устроено биноминальное название вида?

Сколько рангов использовал Линней в своей классификации (помимо царства) и сколько основных рангов используется сейчас? Какие это ранги?


Карл Линней

Карл Линней - шведский естествоиспытатель и врач; создатель единой системы классификации растительного и животного мира, ещё при жизни принесшей ему всемирную известность. В ней были обобщены и в зна¬чительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода раз¬вития биологической науки.

Линней определил понятие биологического вида и заложил основы современной биноминальной (бинарной) номенклатуры, введя в практику систематики так называемые nomina trivialia, которые позже стали использоваться в качестве видовых эпитетов в биноминальных названиях живых организмов. Введённый Линнеем метод формирования научного названия для каждого из видов используется до сих пор (применявшиеся ранее длинные названия, состоящие из большого количества слов, давали описание видов, но не были строго формализованы). Использование латинского названия из двух слов - название рода, затем специфичное имя - позволило отделить номенклатуру от таксономии.

Карл Линней является автором наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Он делил природный мир на три «царства»: минеральное, растительное и животное, использовав четыре уровня («ранга»): классы, отряды, роды и виды.

Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений - более десяти тысяч) и большое число видов животных.

30.

Пользуясь таблицей «Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1) В каком отделе пищеварительного тракта самая щёлочная среда?

2) По каким причинам pH пищевода при изжоге резко понижается?

3) Какая среда существует в пустом (натощак) желудке? Почему голодать вредно?

 

Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека

 

Отдел пищеварительного трактаКислотность соков и секретов (рН)
Полость рта6,7–7,5

Слюна поджелудочных желёз6,39

Слюна околоушных желёз5,81

Смешанна слюна6,4
В пищеводе в норме5,5–7

В пищеводе при изжоге4 и ниже

В желудке натощак1,5–2

В тонкой кишке7,2–7,5

В толстой кишке

8,5–8,9

 

31.

Используя данные таблиц 1, 2, 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака для 16-летней Ирины, если девушка питается четыре раза в день. Предложите Ирине оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Ирина пьет чай без сахара и любит вафельный рожок.

В ответе укажите калорийность второго завтрака при четырехразовом питании, заказанные блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество углеводов в нем.

 

32.

Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на желудок.