№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324346

1.

Сформулировать гипотезу — значит

 

1) собрать имеющиеся факты

2) выдвинуть предположение

3) подтвердить объективность полученных данных

4) провести эксперимент

2.

К не­ор­га­ни­че­ским веществам клет­ки относят

 

1) витамины

2) воду

3) углеводы

4) жиры

3.

Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

 

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

4) нет грибов

4.

Приспособлением к ка­ко­му из усло­вий среды яв­ля­ет­ся мо­за­ич­ное рас­по­ло­же­ние листьев?

 

1) к луч­ше­му ми­не­раль­но­му пи­та­нию растения

2) к мак­си­маль­но­му ис­па­ре­нию воды

3) к луч­шей освещённости листьев

4) к подъёму воды на бóльшую высоту

5.

Принадлежность по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний к тому или иному се­мей­ству опре­де­ля­ют по

 

1) на­ли­чию двой­но­го оплодотворения

2) раз­ви­тию семян из семязачатков

3) осо­бен­но­стям стро­е­ния листьев

4) осо­бен­но­стям стро­е­ния цвет­ка и плода

6.

Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют

 

1) членистое тело

2) хитиновый покров

3) брюшную нервную цепочку

4) кровеносную систему

7.

Второй круг кровообращения возник у земноводных в связи с их приспособлением к

 

1) питанию наземными животными

2) дыханию атмосферным воздухом

3) передвижению прыжками

4) размножению и развитию в воде

8.

Внешние различия рас человека появились в результате

 

1) обитания в различных экологических нишах

2) приспособленности к различным климатическим зонам

3) влияния наступления ледников на ареал обитания

4) действия социальных факторов

9.

Корой головного мозга у человека контролируется

 

1) чихание

2) ходьба

3) моргание

4) кашель

10.

Какой цифрой на рисунке обозначен трицепс?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

11.

Термин «форменные элементы» при­ме­ня­ет­ся при опи­са­нии клеток

 

1) нерв­ной системы

2) кро­ве­нос­ной системы

3) крови

4) печени

12.

Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

 

1) ограничение в питании животных жиров

2) недостаток в пище поваренной соли

3) употребление в пищу клетчатки и животных белков

4) малоподвижный образ жизни

13.

В плев­раль­ной по­ло­сти находится

 

1) смесь кис­ло­ро­да и уг­ле­кис­ло­го газа

2) воздух

3) жидкость, умень­ша­ю­щая трение

4) плаз­ма крови

14.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на по­то­вая железа?

15.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра глаза, на­ру­ше­ние в ко­то­рой может стать одной из при­чин раз­ви­тия близорукости?

16.

На рисунке демонстрируется опыт воздействия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называют такую реакцию животного?

 

1) орудийной деятельностью

2) условным рефлексом

3) инстинктом

4) безусловным рефлексом

17.

Проверка мяса на бойнях — это мера профилактики против заражения паразитическими

 

1) моллюсками

2) насекомыми

3) плоскими червями

4) кишечнополостными

18.

Для форели биотическим фактором будет являться

 

1) наличие планктона

2) температура воды

3) понижение уровня воды в водоёме

4) концентрация кислорода в воде

19.

Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:

 

хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай

 

1) горностай

2) хлебные злаки

3) паук

4) шведская муха

20.

Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?

 

1) резко падает, а затем медленно растёт

2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает

3) медленно растёт, а потом медленно снижается

4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

21.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ектФунк­ция
АТФ...
Ге­мо­гло­бинТранс­порт газа

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) клеточный иммунитет

2) хранение информации

3) размножение

4) накопление энергии

22.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о про­цес­сах жизнедеятельности растений?

 

А. При фо­то­син­те­зе растениями по­гло­ща­ет­ся углекислый газ.

Б. Све­то­вая энергия при фо­то­син­те­зе превращается в энер­гию химических свя­зей органических веществ.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

23.

Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

6) выработка условного пищевого рефлекса

24.

Известно, что Иван Пав­лов – один из ав­то­ри­тет­ней­ших ми­ро­вых учёных, со­зда­тель науки о выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти и пред­став­ле­ний о про­цес­сах ре­гу­ля­ции пищеварения.

Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных за­слуг учёного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

 

1) Иван Пав­лов читал много ху­до­же­ствен­ной и на­уч­ной литературы.

2) В 1883 году учёный за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию «О цен­тро­беж­ных нер­вах сердца».

3) Иван Пав­лов со­здал об­ще­при­знан­ное уче­ние о двух сиг­наль­ных системах.

4) Иван Пав­лов раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку опы­тов с мни­мым кормлением.

5) Пред­ки Пав­ло­ва по от­цов­ской и ма­те­рин­ской ли­ни­ям были слу­жи­те­ля­ми церкви.

6) Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти ме­ди­ци­ны и фи­зио­ло­гии 1904 года.

25.

Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       ОРГАНИЗМ
A) имеется особый карман мантии, выполняющий функции лёгкого1) беззубка
Б) тело без головы2) большой прудовик
В) раковина двустворчатая    
Г) органы дыхания — жабры
Д) ряды острых и твёрдых зубчиков на языке образуют тёрку   

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ржи, на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) отдел Цветковые

2) царство Растения

3) порядок Злаковые

4) семейство Злаки

5) класс Однодольные

6) род Рожь

27.

Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ

У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от ___________ (А) вверх перемещаются ___________ (Б) и растворённые минеральные вещества, от ___________ (В) вниз перемещаются растворённые органические вещества, образовавшиеся в ходе ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода2) воздух3) дыхание4) корень
5) лист6) стебель7) углекислый газ8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию собаки породы далматинец. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Какие процессы происходят в крови организма человека при физической нагрузке?

2) О каких форменных элементах крови не упоминается в тексте?

3) Составьте рефлекторную дугу регуляции количества эритроцитов человека.


РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.

30.

Британские учёные в те­че­ние 12 лет про­во­ди­ли исследование, в ко­то­ром участ­во­ва­ли 3760 младенцев, рождённых в одной из боль­ниц Лондона. Со­би­ра­лись дан­ные о весе детей при рож­де­нии и дан­ные о ран­ней смертности. Целью ис­сле­до­ва­ния было определить, есть ли воз­дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра на массу детей при рождении. В таб­ли­це при­ве­де­ны дан­ные о весе мла­ден­цев при рож­де­нии и про­цент младенцев, умер­ших в воз­расте до 4 месяцев.

 

Изучите таб­ли­цу 1 и от­веть­те на вопросы:

1. Какой вес имело боль­шин­ство детей при рождении?

2. Дети ка­ко­го веса имели наи­мень­шую ран­нюю смертность?

3. Как Вы считаете, су­ще­ству­ет ли дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра на вес детей при рождении? Ответ поясните.

 

 

Таблица 1

Вес детей при рож­де­нии и дет­ская смертность

31.

Используя дан­ные таб­лиц 1, 2, 3, рас­счи­тай­те ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность пер­во­го зав­тра­ка для 7-летнего Федора, если ре­бе­нок пи­та­ет­ся че­ты­ре раза в день. Пред­ло­жи­те Фе­до­ру оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и напитков. При вы­бо­ре учтите, что Федор любит жа­ре­ный картофель.

В от­ве­те ука­жи­те ка­ло­рий­ность пер­во­го зав­тра­ка при че­ты­рех­ра­зо­вом питании, блюда, ко­то­рые не долж­ны повторяться, их энер­ге­ти­че­скую ценность, ко­то­рая не долж­на пре­вы­шать ре­ко­мен­до­ван­ную ка­ло­рий­ность завтрака, и ко­ли­че­ство жиров в нем.

 

32.

Почему нель­зя пить не­ки­пя­че­ную воду? На­зо­ви­те не мене двух причин.