№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324345

1.

Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

 

1) абстрагирования

2) сравнения

3) моделирования

4) экспериментальным

2.

Клетка кожицы лука и клетка кожи человека содержат

 

1) митохондрии

2) вакуоли с клеточным соком

3) клеточные стенки из целлюлозы

4) пластиды

3.

Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

 

1) пеницилла

2) мукора

3) головни

4) дрожжей

4.

Расположение листьев на побегах по два в узле называют

 

1) мутовчатым

2) супротивным

3) спиральным

4) очередным

5.

К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений?

 

1) Злаки

2) Паслёновые

3) Розоцветные

4) Сложноцветные

6.

Моллюсками называют животных, имеющих

 

1) плотный хитиновый покров

2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе

3) мягкое членистое тело

4) мягкое тело, не разделённое на членики

7.

Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых происходит на суше, объединяют в класс

 

1) Пресмыкающиеся

2) Земноводные

3) Млекопитающие

4) Костные рыбы

8.

Какой из перечисленных органов относят к органам брюшной полости?

 

1) сердце

2) лёгкие

3) мочевой пузырь

4) печень

9.

Для какой ткани характерно хорошо развитое межклеточное вещество?

 

1) гладкой мышечной

2) поперечнополосатой скелетной

3) эпителиальной

4) костной

10.

Какой цифрой обозначена скуловая кость черепа человека?

11.

Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

 

1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

2) выработку ими антител

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) выработку ими фибриногена

12.

Где кровь движется с наименьшей скоростью?

 

1) в капиллярах

2) в плечевой артерии

3) в верхней полой вене

4) в нижней полой вене

13.

Какой орган человека может служить «образцом» при изготовлении гибких душевых шлангов?

 

1) пищевод

2) аорта

3) трахея

4) позвоночник

14.

Какую функцию выполняет структура кожи, обозначенная на рисунке под буквой А?

 

 

1) поднимает волос

2) придаёт прочность коже

3) выделяет пот

4) воспринимает внешние раздражители

15.

Аккомодация — это

 

1) возбуждение зрительных рецепторов

2) вращение глаза при боковом расположении предмета

3) способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета

4) изменение чувствительности рецепторов сетчатки

16.

Человек подошёл к дороге, увидел приближающийся на большой скорости автомобиль и сделал шаг назад, подальше от края дороги. Что является причиной такого поведения?

 

1) агрессия по отношению к водителю

2) защитный рефлекс

3) особенности воспитания

4) инстинкт самосохранения

17.

Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?

 

 

1) перелом

2) ушиб

3) вывих

4) гематома

18.

Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу?

 

1) абиотического

2) антропогенного

3) сезонного

4) биотического

19.

К какому виду эволюционных приспособлений относят сезонные миграции птиц?

 

1) морфологическому

2) биохимическому

3) поведенческому

4) физиологическому

20.

Изучите график зависимости скорости химических реакций в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость химической реакции в живом организме с повышение температуры

 

1) резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт

2) медленно растёт на всем протяжении

3) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается

4) колеблется в интервале 12–30 условных единиц

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы существует определённая связь:

 

Целое Часть
...Трахеи
Речной ракЖабры

 

Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) кузнечик

2) беззубка

3) дождевой червь

4) жаба

22.

Верны ли следующие утверждения о грибах?

 

А. Мицелий всех грибов представлен одноклеточными образованиями — гифами.

Б. Мицелий гриба растёт только первые 3 года существования гриба.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) усиливают волнообразные движения кишечника

2) усиливают секрецию желёз желудка

3) замедляют сердечные сокращения

4) усиливают потоотделение

5) учащают сердечные сокращения

6) увеличивают содержание сахара в крови

24.

Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.

6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

25.

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                       ГРУППА
A) вирус гепатита1) абиотический фактор
Б) химический состав почвы2) биотический фактор
В) длина светового дня   
Г) пыльца растений
Д) смерч

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) отделение черешка листа от побега

2) пожелтение листьев

3) образование пробкового слоя у основания черешка листа

4) уменьшение длины светового дня

27.

Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кольцевая ДНК2) лизосома3) эукариотическая4) митохондрия
5) хромосома6) прокариотическая7) органоид8) хлоропласт

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

Классификация бактерий – очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.

 

А. Форма клеток:

 

 

Б. Окраска по Граму:

1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)

2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мёртвых клеток)

 

В. По связи клеток друг с другом:

1. одиночные

2. колониальные

 

Г. По наличию жгутиков:

1. без жгутиков

2. с одним жгутиком

3. с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Enterococcus sp. и классифицируйте их по приведённым выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

29.

Прочитайте текст и выполните задание

 

 

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

 

 

Естественный отбор – процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Основным материалом для отбора служат случайные наследственные изменения – мутации и их комбинации. В настоящее время различают движущий и стабилизирующий отбор.

 

Движущий отбор – форма отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества. При этом иные вариации признака (его отклонения в противоположную сторону от среднего значения) подвергаются отрицательному отбору. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определённом направлении. Примером является «индустриальный меланизм» у бабочек, представляющий собой резкое повышение доли темноокрашенных особей в тех популяциях насекомых, которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц, а тёмные – хуже. Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или приспособлении к новым условиям при расширении ареала.

 

Стабилизирующий отбор – форма отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Причём отбор осуществляется при неизменных условиях окружающей среды в рамках существующего ареала. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Например, у млекопитающих новорождённые с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорождённые со средним весом.

 

Используя содержание текста «Формы естественного отбора», ответьте на следующие вопросы.

1) При каких условиях внешней среды действует движущий отбор?

 

2) Какие особи получают преимущество при действии стабилизирующего отбора?

 

3) Почему борьбу с колорадским жуком можно считать примером движущего отбора?

30.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 4 л?

2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

31.

Согласно рекомендациям диетолога калорийность ужина Павла должна составлять 520–540 ккал. Предложите Павлу наиболее оптимальное по калорийности и соотношению жиров меню для ужина из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что подросток обязательно закажет картофель по-деревенски, а также один из напитков. Блюда в меню не должны повторяться. В ответе укажите блюда, калорийность ужина и количество жиров в нём.

32.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Возраст, летБелки, г/кгЖиры г/кгУглеводы, гЭнергетическая потребность,

ккал

7–102,31,73302550
11–152,01,73752900
Старше 161,91,04753100

 

 

Калорийности при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

Первый

завтрак

Второй

завтрак

ОбедУжин
14%18%50%18%

 

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг. Рассчитайте рекомендуемую калорийность и количество белков, жиров и углеводов (в г) в ужине Николая с учётом того, что подросток питается 4 раза в день.