№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324345

1.

Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

 

1) абстрагирования

2) сравнения

3) моделирования

4) экспериментальным

2.

Клетка ко­жи­цы лука и клет­ка кожи че­ло­ве­ка содержат

 

1) митохондрии

2) ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком

3) кле­точ­ные стен­ки из целлюлозы

4) пластиды

3.

Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

 

1) пеницилла

2) мукора

3) головни

4) дрожжей

4.

Расположение ли­стьев на по­бе­гах по два в узле называют

 

1) мутовчатым

2) супротивным

3) спиральным

4) очередным

5.

К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся зна­чи­тель­ная часть овощных растений?

 

1) Злаки

2) Паслёновые

3) Розоцветные

4) Сложноцветные

6.

Моллюсками называют животных, имеющих

 

1) плотный хитиновый покров

2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе

3) мягкое членистое тело

4) мягкое тело, не разделённое на членики

7.

Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых происходит на суше, объединяют в класс

 

1) Пресмыкающиеся

2) Земноводные

3) Млекопитающие

4) Костные рыбы

8.

Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­нов от­но­сят к ор­га­нам брюш­ной полости?

 

1) сердце

2) лёгкие

3) мо­че­вой пузырь

4) печень

9.

Для какой ткани характерно хорошо развитое межклеточное вещество?

 

1) гладкой мышечной

2) поперечнополосатой скелетной

3) эпителиальной

4) костной

10.

Какой цифрой обозначена скуловая кость черепа человека?

11.

Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

 

1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

2) выработку ими антител

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) выработку ими фибриногена

12.

Где кровь движется с наименьшей скоростью?

 

1) в капиллярах

2) в плечевой артерии

3) в верхней полой вене

4) в нижней полой вене

13.

Какой орган человека может служить «образцом» при изготовлении гибких душевых шлангов?

 

1) пищевод

2) аорта

3) трахея

4) позвоночник

14.

Какую функ­цию вы­пол­ня­ет струк­ту­ра кожи, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке под бук­вой А?

 

 

1) под­ни­ма­ет волос

2) придаёт проч­ность коже

3) вы­де­ля­ет пот

4) вос­при­ни­ма­ет внеш­ние раздражители

15.

Аккомодация — это

 

1) возбуждение зри­тель­ных рецепторов

2) вращение глаза при бо­ко­вом рас­по­ло­же­нии предмета

3) способность хру­ста­ли­ка из­ме­нять свою кри­виз­ну при из­ме­не­нии рас­сто­я­ния до предмета

4) изменение чув­стви­тель­но­сти ре­цеп­то­ров сетчатки

16.

Человек подошёл к дороге, уви­дел при­бли­жа­ю­щий­ся на боль­шой ско­ро­сти ав­то­мо­биль и сде­лал шаг назад, по­даль­ше от края дороги. Что яв­ля­ет­ся при­чи­ной та­ко­го поведения?

 

1) агрес­сия по от­но­ше­нию к водителю

2) за­щит­ный рефлекс

3) осо­бен­но­сти воспитания

4) ин­стинкт самосохранения

17.

Как на­зы­ва­ют повреждение, обо­зна­чен­ное на рент­ге­нов­ском сним­ке бук­вой А?

 

 

1) перелом

2) ушиб

3) вывих

4) гематома

18.

Примером дей­ствия ка­ко­го эко­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра яв­ля­ет­ся поедание животными мо­ло­дых по­бе­гов лист­вен­ных де­ре­вьев в лесу?

 

1) абио­ти­че­ско­го

2) ан­тро­по­ген­но­го

3) сезонного

4) биотического

19.

К ка­ко­му виду эво­лю­ци­он­ных при­спо­соб­ле­ний от­но­сят се­зон­ные ми­гра­ции птиц?

 

1) мор­фо­ло­ги­че­ско­му

2) био­хи­ми­че­ско­му

3) поведенческому

4) физиологическому

20.

Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ских ре­ак­ций в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже опи­са­ний наи­бо­лее точно ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ную за­ви­си­мость в ука­зан­ном диа­па­зо­не температур?

Скорость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме с по­вы­ше­ние температуры

 

1) резко снижается, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го значения, после чего резко растёт

2) мед­лен­но растёт на всем протяжении

3) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го значения, после чего снижается

4) ко­леб­лет­ся в ин­тер­ва­ле 12–30 услов­ных единиц

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы существует определённая связь:

 

Целое Часть
...Тра­хеи
Реч­ной ракЖабры

 

Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) кузнечик

2) беззубка

3) дождевой червь

4) жаба

22.

Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о грибах?

 

А. Ми­це­лий всех гри­бов пред­став­лен од­но­кле­точ­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми — гифами.

Б. Ми­це­лий гриба растёт толь­ко пер­вые 3 года су­ще­ство­ва­ния гриба.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

23.

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) усиливают волнообразные движения кишечника

2) усиливают секрецию желёз желудка

3) замедляют сердечные сокращения

4) усиливают потоотделение

5) учащают сердечные сокращения

6) увеличивают содержание сахара в крови

24.

Известно, что крот обык­но­вен­ный — поч­вен­ное млекопитающее, пи­та­ю­ще­е­ся жи­вот­ной пищей. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

 

1) Длина тела жи­вот­ных со­став­ля­ет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрос­лые жи­вот­ные не­ужив­чи­вы друг с другом, на­па­да­ют на по­пав­ших на их уча­сток со­ро­ди­чей и могут за­грызть их насмерть.

3) Потом­ство кро­тов рож­да­ет­ся слепым, голым и беспомощным. В это время самка вы­карм­ли­ва­ет его молоком.

4) Гнез­до­вая ка­ме­ра рас­по­ло­же­на на глу­би­не 1,5–2 м.

5) По до­ли­нам рек крот про­ни­ка­ет к се­ве­ру до сред­ней тайги, а к югу — до ти­пич­ных степей.

6) Крот пи­та­ет­ся дож­де­вы­ми червями, в мень­ших ко­ли­че­ствах по­еда­ет слизней, на­се­ко­мых и их личинок.

25.

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                       ГРУППА
A) вирус гепатита1) абиотический фактор
Б) химический состав почвы2) биотический фактор
В) длина светового дня   
Г) пыльца растений
Д) смерч

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) отделение черешка листа от побега

2) пожелтение листьев

3) образование пробкового слоя у основания черешка листа

4) уменьшение длины светового дня

27.

Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кольцевая ДНК2) лизосома3) эукариотическая4) митохондрия
5) хромосома6) прокариотическая7) органоид8) хлоропласт

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Классификация бак­те­рий – очень слож­ная задача, по­сколь­ку су­ще­ству­ет очень мало мор­фо­ло­ги­че­ских признаков, по ко­то­рым бак­те­рии можно различать. Ниже при­ве­де­ны не­ко­то­рые из них.

 

А. Форма клеток:

 

 

Б. Окрас­ка по Граму:

1. грам­по­ло­жи­тель­ные (краситель про­ни­ка­ет в ци­то­плаз­му всех клеток)

2. гра­мот­ри­ца­тель­ные (краситель про­ни­ка­ет в ци­то­плаз­му толь­ко мёртвых клеток)

 

В. По связи кле­ток друг с другом:

1. одиночные

2. колониальные

 

Г. По на­ли­чию жгутиков:

1. без жгутиков

2. с одним жгутиком

3. с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рас­смот­ри­те мик­ро­фо­то­гра­фию окра­шен­но­го по Граму пре­па­ра­та бак­те­рий Enterococcus sp. и клас­си­фи­ци­руй­те их по приведённым выше ва­ри­ан­там классификации. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

29.

Прочитайте текст и выполните задание

 

 

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

 

 

Естественный отбор – процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Основным материалом для отбора служат случайные наследственные изменения – мутации и их комбинации. В настоящее время различают движущий и стабилизирующий отбор.

 

Движущий отбор – форма отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества. При этом иные вариации признака (его отклонения в противоположную сторону от среднего значения) подвергаются отрицательному отбору. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определённом направлении. Примером является «индустриальный меланизм» у бабочек, представляющий собой резкое повышение доли темноокрашенных особей в тех популяциях насекомых, которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц, а тёмные – хуже. Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или приспособлении к новым условиям при расширении ареала.

 

Стабилизирующий отбор – форма отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Причём отбор осуществляется при неизменных условиях окружающей среды в рамках существующего ареала. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Например, у млекопитающих новорождённые с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорождённые со средним весом.

 

Используя содержание текста «Формы естественного отбора», ответьте на следующие вопросы.

1) При каких условиях внешней среды действует движущий отбор?

 

2) Какие особи получают преимущество при действии стабилизирующего отбора?

 

3) Почему борьбу с колорадским жуком можно считать примером движущего отбора?

30.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 4 л?

2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

31.

Согласно ре­ко­мен­да­ци­ям ди­е­то­ло­га ка­ло­рий­ность ужина Павла долж­на со­став­лять 520–540 ккал. Пред­ло­жи­те Павлу наи­бо­лее оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию жиров меню для ужина из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и напитков. При вы­бо­ре учтите, что под­ро­сток обя­за­тель­но за­ка­жет кар­то­фель по-деревенски, а также один из напитков. Блюда в меню не долж­ны повторяться. В от­ве­те ука­жи­те блюда, ка­ло­рий­ность ужина и ко­ли­че­ство жиров в нём.

32.

Суточные нормы пи­та­ния и энер­ге­ти­че­ская по­треб­ность детей и подростков

 

Возраст, летБелки, г/кгЖиры г/кгУглеводы, гЭнергетическая потребность,

ккал

7–102,31,73302550
11–152,01,73752900
Старше 161,91,04753100

 

 

Калорийности при четырёхразовом пи­та­нии (от общей ка­ло­рий­но­сти в сутки)

 

Первый

завтрак

Второй

завтрак

ОбедУжин
14%18%50%18%

 

Тринадцатилетний Ни­ко­лай вме­сте со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми ве­че­ром по­се­тил кафе быст­ро­го питания. Масса тела Ни­ко­лая со­став­ля­ет 56 кг. Рас­счи­тай­те ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность и ко­ли­че­ство белков, жиров и уг­ле­во­дов (в г) в ужине Ни­ко­лая с учётом того, что под­ро­сток пи­та­ет­ся 4 раза в день.