№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324344

1.

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

 

1) сравнение двух микропрепаратов

2) измерение кровяного давления у пациента

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) описание нового вида организмов

2.

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

 

1) контролируют жизнедеятельность

2) поглощают энергию солнечного света

3) хранят наследственную информацию

4) запасают воду

3.

Чем спора отличается от свободной бактерии?

 

1) Спора — многоклеточное образование, а свободная бактерия — одноклеточное.

2) Спора менее долговечна, чем свободная бактерия.

3) Спора питается автотрофно, а свободная бактерия — гетеротрофно.

4) Спора имеет более плотную оболочку, чем свободная бактерия.

4.

Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, — это

 

1) семязачаток

2) завязь пестика

3) плод

4) пыльники тычинок

5.

Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, — особенности строения

 

1) листьев

2) семени

3) цветка

4) корней

6.

В процессе приспособления к паразитическому образу жизни у ленточных червей исчезли органы

 

1) пищеварения

2) выделения

3) дыхания

4) нервной системы

7.

Число позвонков в шейных отделах позвоночника жирафа и мыши

 

1) одинаково

2) у жирафа больше

3) у жирафа изменяется вместе с ростом животного

4) у обоих изменяется вместе с ростом

8.

Что из перечисленного характерно для человека как представителя приматов?

 

1) наличие двух лопастей печени

2) расположение глаз по бокам головы

3) отсутствие роговых чешуй на теле

4) наличие ногтей вместо когтей

9.

Лёгкая возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, повышенная температура тела, потливость, худоба, выраженная припухлость в области шеи, выпученность глазных яблок — признаки

 

1) рахита

2) базедовой болезни

3) микседемы

4) ангины

10.

На рисунках представлены рентгенограммы суставов человека. Какой цифрой отмечена рентгенограмма лучезапястного сустава?

 

11.

Лейкоциты, в отличие от других форменных элементов крови, способны

 

1) сохранять форму своего тела

2) вступать в непрочное соединение с кислородом

3) выходить из капилляров в межклеточное пространство

4) вступать в непрочное соединение с углекислым газом

12.

В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?

 

1) имеют полулунные клапаны

2) стенка образована одним слоем клеток

3) содержат створчатые клапаны

4) стенка образована развитым мышечным слоем

13.

Ранение, в результате которого воздух скапливается в плевральной полости одного из лёгких, приводит к

 

1) остановке дыхания

2) затруднению дыхания

3) увеличению объёма лёгкого

4) избытку кислорода в крови

14.

Что из перечисленного является источником витаминов?

 

1) продукты питания

2) солнечный свет

3) белки, жиры и углеводы

4) минеральная вода

15.

Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание солёного вкуса?

16.

На рисунке показаны маршруты перемещения собаки на кухне к корму (6): в первом случае — незнакомое помещение (пунктирные линии); во втором — знакомое помещение (прямая линия). Как называют форму поведения животного, представленную в первом случае?

 

1) ориентировочная

2) рассудочная

3) инстинктивная

4) условно-рефлекторная

17.

Нарушение целостности кожных покровов при работе на огороде опасно, потому что

 

1) может прекратиться доступ воздуха к тканям

2) в рану могут проникнуть яйца глистов

3) нарушается процесс свёртывания крови

4) могут проникнуть возбудители столбняка

18.

Взаимоотношения жуков-плавунцов и мальков рыб относят к

 

1) симбиозу

2) паразитизму

3) хищничеству

4) нахлебничеству

19.

Как получают энергию продуценты (производители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они питаются мёртвыми организмами.

20.

Изучите график зависимости изменения скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — скорость химической реакции (в усл. ед.)).

При какой температуре скорость химической реакции будет минимальной?

 

1) 31 °С

2) 38 °С

3) 43 °С

4) 45 °С

21.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

ЦелоеЧасть
...пыльник
листлистовая пластинка

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) цветоложе

2) пестик

3) тычинка

4) венчик

22.

Верны ли следующие суждения о круглых червях?

 

А. К круглым червям относят белую планарию и печёночного сосальщика.

Б. Круглые черви имеют сквозной кишечник: у них развиты ротовое и анальное отверстия.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Для протекания процесса используется энергия света.

2) Процесс происходит при наличии ферментов.

3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

24.

Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома

2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях

3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

4) чихание человека при уборке помещения

5) сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость

6) лай собаки на человека в чёрном плаще

25.

Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ

А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.

Б) Подавляющее большинство представителей — хищники.

В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.

Г) Способны поглощать только жидкую пищу.

Д) Имеют четыре пары ходильных ног.

Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза.

 

1) Насекомые

2) Паукообразные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Добавьте немного воды на дно банки.

2) Внесите зажжённую свечу в банку.

3) Накройте банку пластмассовой крышкой.

4) Положите в стеклянную банку семена.

5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

27.

Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит2) раздельнополый организм3) почка4) зигота
5) бесполый6) спора7) стрекательная клетка8) половая клетка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.

 

A. Расчленённость тела:

1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,

2) тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).

 

Б. Количество крупных отделов (тагм):

1) тагм нет,

2) две тагмы (головогрудь и брюшко),

3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые:

1) три пары,

2) четыре пары,

3) пять пар,

4) больше пяти пар.

 

Г. По устройству глаз:

1) есть два сложных (фасеточных) глаза,

2) есть несколько простых глаз.

 

Д. По наличию крыльев:

1) крылья есть,

2) крыльев нет.

 

Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) у приведённого на рисунке животного.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)


ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем — прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства — бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки — пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл — пчеловодство.

30.

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.

 

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность

основных сельскохозяйственных культур центральной

 

Наименование

культуры

2005 год2006 год
площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

Озимая пшеница515277754545374969
Клещевина27171016138
Подсолнечник1582171415632521
Лён масличный157135912220217

 

1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?

2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

31.

Подруги Алина и Юлия занимаются большим теннисом. После полуторачасовой тренировки они решили зайти поесть в кафе. Рассчитайте энергозатраты подруг за время тренировки. Предложите, что им стоит заказать, чтобы возместить их энергозатраты. Учтите, что Алина очень следит за фигурой и есть в основном овощи и птицу, а Юлия, наоборот, предпочитает мясо пожирнее.

 

32.

Алина всё время укоряет Юлию, что та ест слишком жирную пищу и будет толстеть. Права ли она? Рассмотрите все аргументы, ответ поясните.