№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324343

1.

Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

 

1) описание

2) наблюдение

3) эксперимент

4) моделирование

2.

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

 

1) производят органические вещества из неорганических

2) запасают воду

3) синтезируют молекулы АТФ

4) контролируют жизнедеятельность

3.

В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

 

1) Их отношения взаимовыгодны.

2) Водоросль паразитирует на грибе.

3) Они конкурируют за свет и воду.

4) Их отношения нейтральны.

4.

К какой груп­пе от­но­сит­ся растение, фраг­мент ко­то­ро­го пред­став­лен на фотографии?

 

1) Водоросли

2) Мхи

3) Папоротникообразные

4) Голосеменные

5.

Какой из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­те­рен для двудольных?

 

1) в про­во­дя­щих пуч­ках от­сут­ству­ет камбий

2) жилкование ли­стьев параллельное

3) число ча­стей цвет­ка крат­но трём

4) корневая си­сте­ма стержневая

6.

У плоских червей в процессе эволюции появилась
   1) 

диффузная нервная система

   2) 

кровеносная система

   3) 

двусторонняя симметрия тела

   4) 

брюшная нервная цепочка

7.

У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го клас­са хор­до­вых га­зо­об­мен про­ис­хо­дит не толь­ко в лёгких?

 

1) Земноводные

2) Рептилии

3) Птицы

4) Млекопитающие

8.

Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

 

1) абстрактное мышление

2) членораздельная речь

3) способность создавать орудия труда

4) естественный отбор

9.

Органы какой системы вырабатывают ферменты?

 

1) пищеварительной

2) эндокринной

3) дыхательной

4) половой

10.

К механической функции костей скелета человека относят

 

1) движение

2) участие в иммунитете

3) обмен солей

4) кроветворение

11.

В образовании антител принимают участие

 

1) эритроциты

2) тромбоциты

3) фагоциты

4) лимфоциты

12.

Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

 

1) недостаток в пище поваренной соли

2) регулярное сужение просвета артерий

3) употребление в пищу клетчатки и животных белков

4) ограничение в питании животных жиров

13.

Какую функ­цию вы­пол­ня­ют вор­син­ки эпи­те­лия в но­со­вой по­ло­сти человека?

 

1) за­щи­та от па­то­ге­нов

2) ре­ги­стра­ция за­па­хов

3) гру­бая филь­тра­ция воздуха

4) обо­грев по­сту­па­ю­ще­го воздуха

14.

В ходе пла­сти­че­ско­го об­ме­на в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка происходит

 

1) рас­щеп­ле­ние белков

2) об­ра­зо­ва­ние воды и уг­ле­кис­ло­го газа из углеводов

3) об­ра­зо­ва­ние жиров

4) рас­щеп­ле­ние гли­ко­ге­на до глюкозы

15.

Бинокулярное зрение означает, что
   1) 

человек страдает дальнозоркостью

   2) 

глаз человека различает красный, зелёный и синий цвета

   3) 

глаз человека способен оценить расстояние между предметами

   4) 

человек воспринимает мир глазами в совокупности с другими органами чувств

16.

Какой из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров в наи­боль­шей сте­пе­ни спо­соб­ству­ет раз­ви­тию депрессии?

 

1) усталость

2) голод

3) не­про­чи­тан­ная книга

4) от­сут­ствие воз­мож­но­сти самореализации

17.

Иван болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой осторожностью?

 

1) яйца

2) молоко

3) фруктовый сок

4) говядина

18.

Между ка­ки­ми ор­га­низ­ма­ми уста­нав­ли­ва­ют­ся сим­био­ти­че­ские отношения?

 

1) че­ло­век и ки­шеч­ная палочка

2) кит и мел­кие ракообразные

3) че­ло­век и лямблии

4) ви­но­град и улитка

19.

Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?

 

1) отпугивает хищников

2) привлекает особей другого пола

3) делает животных незаметными в окружающей среде

4) обостряет внутривидовую борьбу за существование

20.

Изучите график, отражающий зависимость продолжительности анестезии от времени посещения стоматолога, если врач использовал один и тот же препарат в одной и той же дозировке (по оси x отложено время суток (в ч), а по оси у — продолжительность анестезии (в мин.)).

Сколько пройдёт часов до того, как средняя продолжительность анестезии составит 30 минут?

 

1) 13 ч

2) 15 ч

3) 16 ч

4) 18 ч

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
Цел­лю­ло­заГлю­ко­за
Белок...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) хитин

2) рибоза

3) аминокислота

4) нуклеотид

22.

Верны ли следующие суждения о строении нервной системы человека?

 

А. Нервные узлы — это скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от органов чувств в спинной мозг.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го вхо­дит в со­став кле­ток прокариот? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) ядро

2) цитоплазма

3) эндоплазматическая сеть

4) плазматическая мембрана

5) рибосомы

6) пластиды

24.

Известно, что обык­но­вен­ный (речной) бобр — полувод­ное млекопитающее из от­ря­да грызунов, пи­та­ю­ще­е­ся растительной пищей. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 

1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, се­мья­ми и колониями.

3) Бобр валит деревья, под­гры­зая их ство­лы острыми и круп­ны­ми резцами.

4) На дне за­пру­ды бобр за­па­са­ет корм на зиму: мо­ло­дые ветки.

5) Строит «хатки» и пло­ти­ны из веток, ство­лов и земли на мел­ких речках и ручьях.

6) К на­ча­лу XX века бобры были почти истреблены, но сей­час их чис­лен­ность восстанавливается.

25.

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ЖИВОТНОЕ                       ТИП РАЗВИТИЯ
A) обыкновенный уж1) прямое
Б) заяц-беляк2) непрямое
В) майский жук   
Г) гребенчатый тритон
Д) бурый медведь

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) цевка

2) кость голени

3) фаланги пальцев

4) бедренная кость

27.

Вставьте в текст «Прорастание семян» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН

Семена могут долго лежать в бумажных пакетиках, в мешках из ткани, в зернохранилищах, находясь в состоянии покоя и не прорастая. Прорастающие семена начинают активно дышать, поглощая ___________ (А) и выделяя ___________ (Б). Во время дыхания выделяется энергия. При прорастании семени фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (В), а при прорастании зерновки пшеницы зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) свет2) семядоля3) зародышевый корешок4) кислород
5) эндосперм6) углекислый газ7) органические вещества8) семенная кожура

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Классификация бак­те­рий — очень слож­ная задача, по­сколь­ку су­ще­ству­ет очень мало мор­фо­ло­ги­че­ских признаков, по ко­то­рым бак­те­рии можно различать. Ниже при­ве­де­ны не­ко­то­рые из них.

 

А. Форма клеток:

 

 

Б. Окрас­ка по Граму:

1. грам­по­ло­жи­тель­ные (краситель про­ни­ка­ет в ци­то­плаз­му всех клеток)

2. гра­мот­ри­ца­тель­ные (краситель про­ни­ка­ет в ци­то­плаз­му толь­ко мёртвых

 

В. По связи кле­ток друг с другом:

1. одиночные

2. колониальные

 

Г. По на­ли­чию жгутиков:

1. без жгутиков

2. с одним жгутиком

3. с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рас­смот­ри­те мик­ро­фо­то­гра­фию окра­шен­но­го по Граму пре­па­ра­та бак­те­рий Escherichia coli и клас­си­фи­ци­руй­те их по приведённым выше ва­ри­ан­там классификации. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

29.

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Где образуются антитела при вакцинации?

2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?

3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?


СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Работа серд­ца тренированного и не­тре­ни­ро­ван­но­го человека» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

У ка­ко­го из людей боль­ше изменятся ча­сто­та сердечных со­кра­ще­ний при нагрузке?

На сколь­ко см3 ме­ня­ет­ся минутный объём крови за 1 со­кра­ще­ние у тре­ни­ро­ван­но­го и не­тре­ни­ро­ван­но­го человека?

За счёт чего серд­це тренированного че­ло­ве­ка работает более экономно?

31.

Тренировка Дмит­рия со­сто­я­ла из по­лу­ча­со­вой раз­мин­ки в виде рит­ми­че­ской гим­на­сти­ки и бега трусцой, ко­то­рый про­дол­жал­ся ровно час.

Используя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Дмит­рию оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню, поз­во­ля­ю­щее ему ком­пен­си­ро­вать энер­ге­ти­че­ские затраты.

При вы­бо­ре учтите, что Дмит­рий сле­дит за со­дер­жа­ни­ем в пище ви­та­ми­на С и любит бу­тер­брод с ку­ри­цей и ва­фель­ный рожок. В от­ве­те ука­жи­те энер­ге­ти­че­ские затраты, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство в нем жиров.

 

32.

Как воз­дей­ству­ет на ор­га­низм че­ло­ве­ка низ­кая дви­га­тель­ная ак­тив­ность — гиподинамия?