№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324343

1.

Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

 

1) описание

2) наблюдение

3) эксперимент

4) моделирование

2.

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

 

1) производят органические вещества из неорганических

2) запасают воду

3) синтезируют молекулы АТФ

4) контролируют жизнедеятельность

3.

В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

 

1) Их отношения взаимовыгодны.

2) Водоросль паразитирует на грибе.

3) Они конкурируют за свет и воду.

4) Их отношения нейтральны.

4.

К какой группе относится растение, фрагмент которого представлен на фотографии?

 

1) Водоросли

2) Мхи

3) Папоротникообразные

4) Голосеменные

5.

Какой из перечисленных признаков характерен для двудольных?

 

1) в проводящих пучках отсутствует камбий

2) жилкование листьев параллельное

3) число частей цветка кратно трём

4) корневая система стержневая

6.

У плоских червей в процессе эволюции появилась
   1) 

диффузная нервная система

   2) 

кровеносная система

   3) 

двусторонняя симметрия тела

   4) 

брюшная нервная цепочка

7.

У представителей какого класса хордовых газообмен происходит не только в лёгких?

 

1) Земноводные

2) Рептилии

3) Птицы

4) Млекопитающие

8.

Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

 

1) абстрактное мышление

2) членораздельная речь

3) способность создавать орудия труда

4) естественный отбор

9.

Органы какой системы вырабатывают ферменты?

 

1) пищеварительной

2) эндокринной

3) дыхательной

4) половой

10.

К механической функции костей скелета человека относят

 

1) движение

2) участие в иммунитете

3) обмен солей

4) кроветворение

11.

В образовании антител принимают участие

 

1) эритроциты

2) тромбоциты

3) фагоциты

4) лимфоциты

12.

Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

 

1) недостаток в пище поваренной соли

2) регулярное сужение просвета артерий

3) употребление в пищу клетчатки и животных белков

4) ограничение в питании животных жиров

13.

Какую функцию выполняют ворсинки эпителия в носовой полости человека?

 

1) защита от патогенов

2) регистрация запахов

3) грубая фильтрация воздуха

4) обогрев поступающего воздуха

14.

В ходе пластического обмена в организме человека происходит

 

1) расщепление белков

2) образование воды и углекислого газа из углеводов

3) образование жиров

4) расщепление гликогена до глюкозы

15.

Бинокулярное зрение означает, что
   1) 

человек страдает дальнозоркостью

   2) 

глаз человека различает красный, зелёный и синий цвета

   3) 

глаз человека способен оценить расстояние между предметами

   4) 

человек воспринимает мир глазами в совокупности с другими органами чувств

16.

Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени способствует развитию депрессии?

 

1) усталость

2) голод

3) непрочитанная книга

4) отсутствие возможности самореализации

17.

Иван болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой осторожностью?

 

1) яйца

2) молоко

3) фруктовый сок

4) говядина

18.

Между какими организмами устанавливаются симбиотические отношения?

 

1) человек и кишечная палочка

2) кит и мелкие ракообразные

3) человек и лямблии

4) виноград и улитка

19.

Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?

 

1) отпугивает хищников

2) привлекает особей другого пола

3) делает животных незаметными в окружающей среде

4) обостряет внутривидовую борьбу за существование

20.

Изучите график, отражающий зависимость продолжительности анестезии от времени посещения стоматолога, если врач использовал один и тот же препарат в одной и той же дозировке (по оси x отложено время суток (в ч), а по оси у — продолжительность анестезии (в мин.)).

Сколько пройдёт часов до того, как средняя продолжительность анестезии составит 30 минут?

 

1) 13 ч

2) 15 ч

3) 16 ч

4) 18 ч

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
ЦеллюлозаГлюкоза
Белок...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) хитин

2) рибоза

3) аминокислота

4) нуклеотид

22.

Верны ли следующие суждения о строении нервной системы человека?

 

А. Нервные узлы — это скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от органов чувств в спинной мозг.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) ядро

2) цитоплазма

3) эндоплазматическая сеть

4) плазматическая мембрана

5) рибосомы

6) пластиды

24.

Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.

3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.

4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.

5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность восстанавливается.

25.

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ЖИВОТНОЕ                       ТИП РАЗВИТИЯ
A) обыкновенный уж1) прямое
Б) заяц-беляк2) непрямое
В) майский жук   
Г) гребенчатый тритон
Д) бурый медведь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) цевка

2) кость голени

3) фаланги пальцев

4) бедренная кость

27.

Вставьте в текст «Прорастание семян» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН

Семена могут долго лежать в бумажных пакетиках, в мешках из ткани, в зернохранилищах, находясь в состоянии покоя и не прорастая. Прорастающие семена начинают активно дышать, поглощая ___________ (А) и выделяя ___________ (Б). Во время дыхания выделяется энергия. При прорастании семени фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (В), а при прорастании зерновки пшеницы зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) свет2) семядоля3) зародышевый корешок4) кислород
5) эндосперм6) углекислый газ7) органические вещества8) семенная кожура

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

Классификация бактерий — очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.

 

А. Форма клеток:

 

 

Б. Окраска по Граму:

1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)

2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мёртвых

 

В. По связи клеток друг с другом:

1. одиночные

2. колониальные

 

Г. По наличию жгутиков:

1. без жгутиков

2. с одним жгутиком

3. с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Escherichia coli и классифицируйте их по приведённым выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

29.

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Где образуются антитела при вакцинации?

2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?

3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?


СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

30.

Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?

На сколько см3 меняется минутный объём крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?

За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно?

 

Работа сердца тренированного и нетренированного человека

<
У тренированногоУ нетренированного
Частота пульса в минутуОбъём выбрасываемой

крови

Частота пульса в минутуОбъём выбрасываемой крови
За 1 сокращениеВ 1 минутуЗа 1 сокращениеВ 1 минуту

В покое8370 см34,76 л6060 см33,6 л
При работе86120 см310,32 л13370 см39,3 л

31.

Тренировка Дмитрия состояла из получасовой разминки в виде ритмической гимнастики и бега трусцой, который продолжался ровно час.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Дмитрию оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты.

При выборе учтите, что Дмитрий следит за содержанием в пище витамина С и любит бутерброд с курицей и вафельный рожок. В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество в нем жиров.

 

32.

Как воздействует на организм человека низкая двигательная активность — гиподинамия?