№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324342

1.

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью наблюдения?

 

1) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

2) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

3) половое по­ве­де­ние земноводных

4) эволюцию млекопитающих

2.

Как на­зы­ва­ют клетку, в со­став ко­то­рой вхо­дит изображённое кле­точ­ное образование?

 

1) про­ка­ри­от­ная

2) эу­ка­ри­от­ная

3) автотрофная

4) гетеротрофная

3.

Какие грибы размножаются почкованием?

 

1) опята

2) пеницилл

3) дрожжи

4) мукор

4.

Почка — это

 

1) конус нарастания

2) зачаточный побег

3) зачаточное растение

4) пазуха листа

5.

Какой признак позволяет распределять покрытосеменные растения по семействам?

 

1) число семядолей в семени

2) строение цветка

3) жилкование листьев

4) тип корневой системы

6.

К ка­ко­му клас­су чле­ни­сто­но­гих от­но­сит­ся пред­став­лен­ное на фо­то­гра­фии животное?

 

1) Многоножки

2) Ракообразные

3) Паукообразные

4) Насекомые

7.

К теп­ло­кров­ным жи­вот­ным не относится

 

1) варан

2) тукан

3) крылан

4) орлан

8.

Какой признак характерен для монголоидной расы человека?

 

1) узкий выступающий нос

2) чёрный цвет кожи

3) чёрные курчавые волосы

4) плоское широкое лицо

9.

Какой гормон вырабатывают железы внутренней секреции, обозначенные на рисунке цифрой 1?

 

1) глюкагон

2) адреналин

3) инсулин

4) тироксин

10.

Какие из перечисленных химических соединений придают костям твёрдость?

 

1) соли кальция

2) белки

3) жиры

4) углеводы

11.

Пострадавшему от укуса бе­ше­ной со­ба­ки сле­ду­ет ввести

 

1) лекарства, ослаб­ля­ю­щие боль от укуса

2) антибиотики

3) ослаб­лен­ных воз­бу­ди­те­лей болезни

4) го­то­вые антитела

12.

Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

 

1) употребление в пищу клетчатки и животных белков

2) ограничение в питании животных жиров

3) недостаток в пище поваренной соли

4) повышенное содержание адреналина в крови

13.

Одной из функ­ций но­со­вой по­ло­сти является

 

1) увлаж­не­ние воздуха

2) обо­га­ще­ние крови кислородом

3) охла­жде­ние воздуха

4) осу­ше­ние воздуха

14.

Где в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной мочи?

 

1) в почках

2) в мочеточниках

3) в мо­че­вом пузыре

4) в мо­че­ис­пус­ка­тель­ном канале

15.

Какой циф­рой на ри­сун­ке от­ме­че­на зона языка, от­ве­ча­ю­щая за рас­по­зна­ва­ние горь­ко­го вкуса?

16.

Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?

 

1) сильный, уравновешенный

2) сильный, неуравновешенный

3) слабый, неуравновешенный

4) сильный, инертный

17.

Раствором какого вещества необходимо обработать кожу при ожоге кислотой после промывания места ожога водой?

 

1) уксуса

2) соды

3) пищевой соли

4) йода

18.

К био­ти­че­ским эко­ло­ги­че­ским фак­то­рам относится

 

1) парниковый эффект

2) кислотный дождь

3) полёт в космос

4) смена сообщества

19.

Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­вал­ся го­лов­ной мозг, изображённый на рисунке, то его кро­ве­нос­ная си­сте­ма долж­на иметь

 

1) двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кровообращения

2) трёхкамерное серд­це и один круг кровообращения

3) трёхкамерное серд­це и два круга кровообращения

4) четырёхкамерное серд­це и два круга кровообращения

20.

Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 14 по 22 день развития личинки насекомого?

 

1) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста

2) равномерно растёт в течение всего времени

3) не изменяет своих размеров

4) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается

21.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ектПро­цесс
Ре­цеп­торПре­об­ра­зо­ва­ние внеш­не­го

раз­дра­жи­те­ля в нерв­ный им­пульс

Чув­стви­тель­ный ней­рон...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) проведение нервного импульса в ЦНС

2) обработка поступающей информации

3) непосредственное выполнение команды

4) проведение нервного импульса от ЦНС

22.

Укажите, какие из приведённых суж­де­ний верны.

 

A. Корневое дав­ле­ние не вли­я­ет на транс­порт воды к ли­стьям растения.

Б. Транспорт воды по стеб­лю снизу вверх обес­пе­чи­ва­ет­ся ре­гу­ли­ру­е­мым ис­па­ре­ни­ем воды (транспирацией).

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

23.

Среди приведённых ниже черт вы­бе­ри­те ха­рак­тер­ные для жи­вот­ных от­ря­да скорпионов. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) клеш­ни на педипальпах

2) жа­бер­ное дыхание

3) гиб­кое брюшко, с ядо­ви­той же­ле­зой на конце

4) де­сять хо­диль­ных ног

5) не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная система

6) не­сег­мен­ти­ро­ван­ное тело

24.

Известно, что пше­ни­ца — тра­вя­ни­стое однолетнее рас­те­ние — яв­ля­ет­ся ведущей зер­но­вой культурой. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 

1) Однолетнее тра­вя­ни­стое растение 30−150 см высотой.

2) Температурой, не­об­хо­ди­мой для про­рас­та­ния семян пшеницы, яв­ля­ет­ся + 3 °С.

3) По дан­ным на 2012 год, пло­щадь посевов пше­ни­цы в мире со­став­ля­ет 215,5 млн га — это самая боль­шая площадь среди всех сельскохозяйственных куль­тур (на вто­ром месте ку­ку­ру­за — 177,4 млн га, на тре­тьем рис — 163,2 млн га).

4) Цветки пше­ни­цы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5) Соцветие пше­ни­цы — слож­ный колос.

6) Получаемая из зерен пше­ни­цы мука ис­поль­зу­ет­ся для вы­пе­ка­ния хлеба, про­из­вод­ства макаронных и кон­ди­тер­ских изделий.

25.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и видом изменчивости, для ко­то­ро­го он характерен. Для этого к каж­до­му элементу пер­во­го столбца под­бе­ри­те позицию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) воз­ни­ка­ет под пря­мым влиянием внеш­ней среды1) наследственная
Б) из­ме­ня­ет­ся генотип2) ненаследственная
В) воз­ни­ка­ет у от­дель­ной особи   
Г) может про­яв­лять­ся у всех осо­бей вида одновременно
Д) имеет слу­чай­ный характер   

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ро­маш­ки на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Двудольные

2) Ромашка

3) Растения

4) Астроцветные

5) Цветковые, или Покрытосеменные

6) Астровые, или Сложноцветные

27.

Вставьте в текст «Ламаркизм» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

Ламаркизм

Ламаркизм — эво­лю­ци­он­ная концепция, ос­но­вы­ва­ю­ща­я­ся на теории, вы­дви­ну­той в на­ча­ле XIX века _________(А) в трак­та­те «Философия зоологии».

В ши­ро­ком смыс­ле к ла­мар­кист­ским от­но­сят раз­лич­ные эво­лю­ци­он­ные теории, воз­ник­шие в XIX — пер­вой трети XX веков, в ко­то­рых в ка­че­стве основной____________(Б) силы эво­лю­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся внут­рен­нее стрем­ле­ние к__________(В). Как правило, боль­шое зна­че­ние в таких тео­ри­ях придаётся и влиянию__________(Г) ор­га­нов на эво­лю­ци­он­ные судь­бы организмов, по­сколь­ку предполагается, что по­след­ствия упраж­не­ния и не­упраж­не­ния могут пе­ре­да­вать­ся по_________________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) стабилизирующий

2) движущий

3) наследство

4) упражнение

5) прогресс

6) Ламарк

7) Линней

8) Дарвин

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

28.

Рассмотрите фо­то­гра­фию ло­ша­ди по­ро­ды ольденбургская. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его (её) внеш­не­му строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: по­ста­нов­ка головы, форма головы, форма спины, рас­по­ло­же­ние за­пя­стья пе­ред­ней конечности, по­ста­нов­ка зад­них конечностей. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2) Какая среда в желудке здорового человека?

3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Ранувокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

30.

Проанализируйте таблицу, в ко­то­рой отражён эко­ло­ги­че­ский след (Количество гек­та­ров Земли, не­об­хо­ди­мое для под­дер­жа­ние жизни од­но­го человека. Эта ве­ли­чи­на включает тер­ри­то­рию и ак­ва­то­рию , не­об­хо­ди­мую для про­из­вод­ства продуктов питания, товаров, энергии). Изу­чи­те таблицу и от­веть­те на вопросы.

 

 

 

1) Оцените де­фи­цит земли в России.

2) Чем объ­яс­ня­ет­ся дефицит земли в России?

3) Чем объ­яс­нят­ся дефицит земли в Японии?

31.

Спортсменка На­та­лья каж­дый день во время утрен­ней тре­ни­ров­ки час за­ни­ма­ет­ся бегом со ско­ро­стью 8 км/ч, потом час идёт про­гу­лоч­ным шагом со ско­ро­стью 5,5 км/ч. После тре­ни­ров­ки она ино­гда обе­да­ет в ре­сто­ра­не быст­ро­го питания. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 2 и 3, пред­ло­жи­те де­вуш­ке оп­ти­маль­ное по калорийности, с мак­си­маль­ным со­дер­жа­ни­ем уг­ле­во­дов меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тренировки.

При вы­бо­ре учтите, что На­та­лья любит «Кока-Колу».

В от­ве­те укажите: энер­го­за­тра­ты спортсменки; за­ка­зан­ные блюда, ко­то­рые не долж­ны повторяться; ка­ло­рий­ность обеда, ко­то­рая не долж­на пре­вы­шать энер­го­за­тра­ты во время тренировки, и ко­ли­че­ство уг­ле­во­дов в нём.

 

 

Таблица энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

Блюда и напиткиЭнергетическая

ценность (ккал)

Белки

(г)

Жиры

(г)

Углеводы

(г)

Двойной Мак­Маффин (булочка, майонез,

салат, помидор, сыр, свинина)

425393341
Фреш Мак­Маффин (булочка, майонез,

салат, помидор, сыр, ветчина)

380191835
Чикен Фреш Мак­Маффин (булочка, майонез,

салат, помидор, сыр, курица)

355131542
Омлет с ветчиной350211435
Салат овощной603010
Салат «Цезарь» (курица,

салат, майонез, гренки)

250141215
Картофель по-деревенски31551638
Маленькая порция

картофеля фри

22531229
Мороженое с шо­ко­лад­ным наполнителем32561150
Вафельный рожок1353422
«Кока-Кола»1700042
Апельсиновый сок2252035
Чай без сахара0000
Чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки)680014

 

 

Энергозатраты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности

 

Виды фи­зи­че­ской активностиЭнергетическая стоимость
Прогулка – 5 км/ч; езда на ве­ло­си­пе­де – 10 км/ч; волейбол

любительский; стрель­ба из лука; греб­ля народная

4,5 ккал/мин
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на ве­ло­си­пе­де – 13 км/ч;

настольный теннис; боль­шой тен­нис (парный)

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика; про­гул­ка – 6,5 км/ч; езда на

велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; вер­хо­вая езда –

быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые конь­ки – 15 км/ч; прогулка/бег – 8 км/ч; езда на

велосипеде – 17,5 км/ч; бад­мин­тон – соревнования;

большой тен­нис – оди­ноч­ный разряд; лёгкий спуск с горы

на лыжах; вод­ные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой; езда на ве­ло­си­пе­де – 19 км/ч; энергичный

спуск с горы на лыжах; баскетбол; хок­кей с шайбой;

футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин

32.

Каким об­ра­зом можно из­бе­жать из­быт­ка жиров и хо­ле­сте­ри­на в пище? Ука­жи­те два способа.