№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324340

1.

Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

 

1) эволюционного учения

2) клеточной теории

3) рефлекторной теории

4) генной теории

2.

Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции:

 

 ?

 

1) хлорофилла

2) глюкозы

3) углекислого газа

4) кислорода

3.

Что такое гифы?

 

1) нити, со­став­ля­ю­щие тело гриба

2) ор­га­ны спо­ро­но­ше­ния гриба

3) ор­га­ны при­креп­ле­ния гриба к субстрату

4) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая часть лишайника

4.

При прорастании семени фасоли проросток первое время получает питательные вещества из

 

1) зародышевого корешка

2) эндосперма

3) почвы

4) семядолей

5.

Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к однодольным?

 

1) Бобовые

2) Лилейные

3) Сложноцветные

4) Крестоцветные

6.

Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?

 

1) наличие ротового отверстия

2) прикреплённый (сидячий) образ жизни

3) наличие раздельнополых особей

4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело

7.

На каком из рисунков изображён головной мозг млекопитающего?

8.

Какой орган у че­ло­ве­ка и каль­ма­ра схо­ден по строению?

 

1) сердце

2) желудок

3) ухо

4) глаз

9.

В продолговатом мозге находится нервный центр регуляции

 

1) кожного чувства

2) глотания

3) зрения

4) координации произвольных движений

10.

Какая кость из пе­ре­чис­лен­ных об­ра­зу­ет пояс верх­них ко­неч­но­стей человека?

 

1) коп­чик

2) гру­ди­на

3) ребро

4) лопатка

11.

Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?

 

1) кровеносный сосуд

2) лейкоцит

3) бактерия

4) нерв

12.

Чем обеспечивается движение крови по сосудам?

 

1) большой разветвлённостью сосудов

2) разностью давления в артериях и венах

3) разной скоростью движения крови по сосудам

4) работой створчатых клапанов сердца

13.

Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа?

 

1) учащение дыхательных движений

2) урежение дыхательных движений

3) раздражение дыхательных путей

4) сужение капилляров лёгочных пузырьков

14.

Где в организме человека происходит образование углекислого газа?
   1) 

мышечные волокна

   2) 

голосовая щель

   3) 

зрелые эритроциты

   4) 

межклеточное вещество

15.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на часть слу­хо­во­го анализатора, пре­вра­ща­ю­щая зву­ко­вые ко­ле­ба­ния в нерв­ный импульс?

16.

Что является примером условного рефлекса?

 

1) желание спать после бессонной ночи

2) зажмуривание при включении яркого света

3) использование столовых приборов во время еды

4) задержка дыхания во время проглатывания кусочка пищи

17.

Как называют людей, которым переливают кровь?

 

1) донорами

2) реципиентами

3) абонентами

4) индивидами

18.

Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит
в том, что у них
   1) 

прекращаются все процессы жизнедеятельности

   2) 

корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

   3) 

в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду

   4) 

устьица расположены на нижней части листа

19.

Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?

 

1) плоские черви

2) кишечнополостные

3) моллюски

4) круглые черви

20.

Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ак­тив­но­сти фермента, вы­де­лен­но­го из тер­мо­филь­ной бактерии, от тем­пе­ра­ту­ры и определите, какая тем­пе­ра­ту­ра оп­ти­маль­на для жизни этих бактерий? По оси X от­ло­же­на температура, а по оси Y — ак­тив­ность фер­мен­та в услов­ных единицах.

 

 

1) 55

2) 60

3) 65

4) 70

21.

Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:

 

Груп­па 1Груп­па 2
СояПа­по­рот­ник
Ря­би­наМох
СоснаХвощ

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

 

1) наличие вегетативных органов

2) наличие семян

3) местообитание

4) источник питания

22.

Верны ли суж­де­ния о стро­е­нии плос­ких и круг­лых червей?

 

А. Под кожей и мыш­ца­ми плос­ких и круг­лых чер­вей на­хо­дит­ся по­лость тела.

Б. Ки­шеч­ник у плос­ких и круг­лых чер­вей сквозной: на пе­ред­нем конце име­ет­ся ро­то­вое отверстие, на зад­нем конце — анальное.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

23.

Среди приведённых ниже черт вы­бе­ри­те ха­рак­тер­ные для жи­вот­ных от­ря­да де­ся­ти­но­гих раков. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) имеют за­мкну­тую кро­ве­нос­ную систему

2) тело раз­де­ле­но на голову, грудь и брюшко

3) дышат с по­мо­щью жабр

4) имеют фа­се­точ­ные глаза

5) не имеют ко­неч­но­стей на брюшке

6) имеют клеш­ни на кон­цах хо­диль­ных конечностей

24.

Известно, что ши­пов­ник майский яв­ля­ет­ся листопадным кустарником, не­тре­бо­ва­тель­ным к почве. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 

1) Шиповник имеет не­сколь­ко стволиков, от­хо­дя­щих от об­ще­го основания. Все они по­кры­ты острыми шипами, ко­то­рые защищают рас­те­ние от по­еда­ния травоядными животными.

2) Может про­из­рас­тать на ска­ли­стых и гли­ни­стых обрывах.

3) Дикорастущие ши­пов­ни­ки морозоустойчивы и засухоустойчивы.

4) Листья ши­пов­ни­ка непарноперистые, с 5−7 ли­сто­вы­ми пластинками, осе­нью желтеют и опадают.

5) Корневая си­сте­ма проникает на глу­би­ну до 5 м.

6) Шиповник яв­ля­ет­ся предком всех куль­тур­ных сортов роз, его масло ис­поль­зу­ет­ся в ме­ди­ци­не и парфюмерии, плоды ши­пов­ни­ка являются ис­точ­ни­ком витамина С.

25.

Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       КРИТЕРИЙ ВИДА
A) личинка развивается в воде1) морфологический
Б) раковина образована двумя створками2) экологический
В) тело покрыто мантией
Г) питается водными организмами
Д) кровеносная система незамкнутая   
Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах   

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность био­ло­ги­че­ских си­стем в по­ряд­ке услож­не­ния их организации. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) клетка

2) ткань

3) ген

4) орган

5) ядро

27.

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница2) личинка3) куколка4) яйцо
5) неполное превращение6) полное превращение7) взрослое насекомое8) чешуекрылое

 

AБВГ
28.

Рассмотрите фо­то­гра­фию листа инжира. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии работы ис­поль­зуй­те линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части

 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста "Свет как эко­ло­ги­че­ский фактор", от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1) Какое вли­я­ние ко­рот­кие уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи ока­зы­ва­ют на растения?

2) Какая часть сол­неч­но­го спек­тра осо­бен­но важна для фо­то­троф­ных организмов?

3) Как жи­вот­ные ор­га­низ­мы ис­поль­зу­ют ви­ди­мые лучи?


СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.

Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра

выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.

Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Расход энер­гии у взрос­ло­го человека, при сред­ней тем­пе­ра­ту­ре и влаж­но­сти по­верх­но­сти окру­жа­ю­щей среды и обыч­ных нагрузках» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) В каких усло­ви­ях от­да­ча тепла про­ис­хо­дит в ос­нов­ном за счёт испарения?

2) На какой про­цесс тра­тит­ся боль­ше всего энергии?

3) Почему в по­хо­дах не ре­ко­мен­ду­ет­ся спать на земле без ков­ри­ка или под­стил­ки из травы или хвои?

31.

Александр, из­вест­ный футболист, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сборах, где ак­тив­но утром и ве­че­ром тре­ни­ру­ет­ся перед чем­пи­о­на­том мира 2018 года.

Используя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Алек­сан­дру оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню, поз­во­ля­ю­щее ему ком­пен­си­ро­вать энер­ге­ти­че­ские за­тра­ты после двух фут­боль­ных тай­мов по 45 минут.

При вы­бо­ре учтите, что Алек­сандр обя­за­тель­но за­ка­жет лю­би­мый апель­си­но­вый сок.

В от­ве­те ука­жи­те энер­ге­ти­че­ские затраты, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нем.

 

32.

Почему люди, упо­треб­ля­ю­щие много углеводов, при­бав­ля­ют в весе? Ука­жи­те не менее двух причин.