№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324339

1.

Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

 

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

2.

Наличие ка­ко­го ор­га­но­и­да от­ли­ча­ет клет­ки рас­те­ний от кле­ток животных?

 

1) цен­траль­ная вакуоль

2) ядро

3) ап­па­рат Гольджи

4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

3.

К комплексным организмам относят

 

1) лишайники

2) шляпочные грибы

3) водоросли

4) плесневые грибы

4.

У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни

 

1) боковые

2) воздушные

3) придаточные

4) главные

5.

У по­кры­то­се­мен­ных растений, в от­ли­чие от голосеменных,

 

1) тело со­став­ля­ют ор­га­ны и ткани

2) опло­до­тво­ре­ние про­ис­хо­дит при на­ли­чии воды

3) в се­ме­ни фор­ми­ру­ет­ся зародыш

4) осу­ществ­ля­ет­ся двой­ное оплодотворение

6.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов от­сут­ству­ет у пред­став­лен­но­го на ри­сун­ке животного?

 

 

1) кро­ве­нос­ная

2) нерв­ная

3) мышечная

4) выделительная

7.

У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?

 

1) касатка

2) тритон

3) крокодил

4) горбуша

8.

Человек ра­зум­ный и шим­пан­зе обык­но­вен­ный от­но­сят­ся к разным

 

1) царствам

2) отрядам

3) классам

4) видам

9.

В каких про­цес­сах ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка участ­ву­ет гипоталамус?

 

1) ре­гу­ля­ция ра­бо­ты осталь­ных желёз

2) ре­гу­ля­ция мен­стру­аль­но­го цикла

3) усво­е­ние углеводов

4) вы­ра­бот­ка лимфоцитов

10.

Самой массивной костью скелета человека является

 

1) лучевая кость

2) плечевая кость

3) большая берцовая кость

4) бедренная кость

11.

К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных ниже по­ня­тий от­но­сит­ся под­дер­жа­ние по­сто­ян­ства тем­пе­ра­ту­ры тела человека?

 

1) транс­фор­ма­ция

2) ка­та­бо­лизм

3) гомеостаз

4) партеногенез

12.

В какую ка­ме­ру серд­ца по­сту­па­ет кровь из вен боль­шо­го круга кровообращения?

 

1) левое пред­сер­дие

2) левый же­лу­до­чек

3) пра­вое предсердие

4) пра­вый желудочек

13.

В чём заключается сущность дыхания?

 

1) в окислении органических веществ с выделением энергии

2) в поступлении кислорода в лёгкие и удалении углекислого газа

3) в создании органических соединений

4) в образовании кислорода в клетках

14.

Какой из перечисленных продуктов питания является лучшим источником углеводов?

 

1) шпинат

2) рыба

3) говядина

4) картофель

15.

Часть глаза, меняющая свою преломляющую способность в зависимости от степени удалённости рассматриваемого предмета, — это

 

1) хрусталик

2) передняя камера

3) роговица

4) зрачок

16.

Какому из четырёх типов тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ет описание: че­ло­век медлительный, невозмутимый, с устой­чи­вы­ми стрем­ле­ни­я­ми и более или менее по­сто­ян­ным настроением, со сла­бым внеш­ним вы­ра­же­ни­ем ду­шев­ных состояний.

 

1) флегматик

2) холерик

3) сангвиник

4) меланхолик

17.

При ранении лёгких в первую очередь необходимо

 

1) провести искусственное дыхание

2) плотно перевязать рану, зафиксировав грудную клетку на выдохе

3) провести непрямой массаж сердца

4) положить пострадавшего на ровную поверхность и согнуть ноги в коленях

18.

Интенсивность какого процесса у животных зависит от изменения длины светового дня?

 

1) выделение пота потовыми железами

2) частота дыхания

3) образование ферментов слюны

4) функционирование половых желёз

19.

К морфо-физиологическим до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции можно отнести

 

1) рас­про­стра­не­ние сум­ча­тых в ос­нов­ном в Австралии

2) сход­ство эм­бри­о­нов реп­ти­лий и птиц

3) об­на­ру­же­ние ока­ме­нев­ших остан­ков динозавров

4) сход­ное стро­е­ние ко­неч­но­стей че­ло­ве­ка и лягушки

20.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — использование гликогена от других источников энергии в клетке (в %)).

На какой минуте значение использования энергии гликогена будет составлять 40%?

 

1) 15-й мин.

2) 16-й мин.

3) 18-й мин.

4) 20-й мин.

21.

Между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­цов приведённой ниже таб­ли­цы име­ет­ся определённая связь:

 

Целое Часть
ЛистЧе­ре­шок
...Био­це­ноз

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таблице?

 

1) почва

2) животные

3) ареал

4) биосфера

22.

Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

 

А. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток.

Б. Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го считается па­ле­он­то­ло­ги­че­ски­ми доказательствами эволюции? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) скелет археоптерикса

2) окаменевшие остат­ки древних моллюсков

3) схожесть эм­бри­о­нов позвоночных жи­вот­ных на ран­них стадиях, развития

4) отпечатки па­по­рот­ни­ков в пла­стах угля

5) схожесть стро­е­ния клеток эу­ка­ри­о­ти­че­ских организмов

6) общий план стро­е­ния всех по­зво­ноч­ных животных

24.

Какие струк­ту­ры относят к пе­ри­фе­ри­че­ской нервной си­сте­ме человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) спинно-мозговой нерв

2) нерв­ный узел

3) про­ме­жу­точ­ный мозг

4) черепно-мозговой нерв

5) спин­ной мозг

6) сред­ний мозг

25.

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       ТИП КЛЕТОК КРОВИ
A) не имеют постоянной формы тела1) эритроциты
Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин2) лейкоциты
В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела   
Г) обеспечивают иммунитет
Д) в зрелом состоянии имеют ядро   

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) развитие зародышей внутри яиц

2) выход молодых ящериц

3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов

4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки

5) откладка самкой яиц

27.

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное2) вода3) корень4) корневое
5) побег6) ситовидная трубка7) сосуд8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

У чле­ни­сто­но­гих су­ще­ству­ет не­сколь­ко ос­нов­ных мор­фо­ло­ги­че­ских признаков, по ко­то­рым их делят на круп­ные так­со­но­ми­че­ские группы.

 

А. Рас­чле­нен­ность тела:

1. тело со­сто­ит из боль­шо­го числа оди­на­ко­вых члеников,

2. тело де­лит­ся на не­сколь­ко чётко раз­ли­чи­мых от­де­лов (тагм).

 

Б. Ко­ли­че­ство круп­ных от­де­лов (тагм):

1. тагм нет,

2. две тагмы (головогрудь и брюшко),

3. три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

В. Ко­ли­че­ство хо­диль­ных ко­неч­но­стей (конечностей на груд­ном сегменте), включая видоизменённые:

1. три пары,

2. че­ты­ре пары,

3. пять пар,

4. боль­ше пяти пар.

 

Г. Устрой­ство глаз:

1. есть два слож­ных (фасеточных) глаза,

2. есть не­сколь­ко про­стых глаз.

 

Д. На­ли­чие крыльев:

1. кры­лья есть,

2. кры­льев нет.

 

Внимательно рас­смот­ри­те кар­тин­ку и определите, какие при­зна­ки (по приведённой выше классификации) име­ют­ся у изображённого на ри­сун­ке животного.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?

2) Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?

3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?


КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ

 

Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.

 

У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.

 

Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.

 

Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.

 

Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.

 

Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.

30.

Пользуясь таб­ли­цей 1 «Некоторые ха­рак­те­ри­сти­ки ли­сто­вых пла­сти­нок цвет­ко­вых растений», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

 

1) Для ка­ко­го рас­те­ния из числа приведённых ха­рак­тер­на наи­боль­шая ли­сто­вая пластинка?

2) Какие осо­бен­но­сти рас­по­ло­же­ния устьиц на листе ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных растений, пред­став­лен­ных в таблице?

3) Ка­ко­во на­зна­че­ние устьиц в ды­ха­нии растений?

31.

Ольга, ма­стер спор­та по боль­шо­му теннису, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сборах, где каж­дый день в те­че­ние четырёх часов (утром и вечером) ак­тив­но тре­ни­ру­ет­ся со сво­и­ми подругами. В сво­бод­ное время между двумя тре­ни­ров­ка­ми де­вуш­ки ре­ши­ли по­обе­дать в ре­сто­ра­не быст­ро­го питания. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Ольге оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию бел­ков меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тренировки.

При вы­бо­ре учтите, что Ольга любит слад­кое и обя­за­тель­но за­ка­жет мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным наполнителем, а также слад­кий напиток. Од­на­ко тре­нер про­сил Ольгу по­треб­лять блюда с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем белка. В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты утрен­ней тренировки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём.

 

32.

Какую роль в пи­ще­ва­ре­нии иг­ра­ет со­ля­ная кислота? Ука­жи­те не менее двух её функций.