№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324338

1.

На ри­сун­ке изображён фраг­мент эн­це­фа­ло­грам­мы человека. Рас­шиф­ро­вать её поз­во­лят зна­ния в области

 

 

1) анатомии

2) физиологии

3) генетики

4) гигиены

2.

Старая рас­ти­тель­ная клет­ка от­ли­ча­ет­ся от мо­ло­дой тем, что она

 

1) имеет более круп­ное ядро

2) со­дер­жит боль­шую ва­ку­оль

3) за­пол­не­на цитоплазмой

4) со­дер­жит хлоропласты

3.

Каково от­ли­чие низ­ших гри­бов от высших?

 

1) У них ми­це­лий разделён на от­дель­ные клетки.

2) Они не об­ра­зу­ют пло­до­вое тело.

3) У них клет­ки не имеют кле­точ­ной стенки.

4) Они бы­ва­ют толь­ко паразитами.

4.

Какой из изображённых органов является видоизменённым побегом?

5.

Какой тип плода у паслёна?

 

1) ко­ро­боч­ка

2) орех

3) ко­стян­ка

4) ягода

6.

Почему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?

 

1) обладает большой прочностью

2) предохраняет тело от потери воды

3) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц

4) защищает тело от механических и химических воздействий

7.

Мускульный отдел желудка образовался у птиц в связи с

 

1) питанием сочными ягодами

2) уменьшением длины толстой кишки

3) отсутствием зубов

4) наличием клоаки

8.

И у гориллы, и у со­вре­мен­но­го человека

 

1) одна кость в предплечье

2) сужен­ный таз

3) 12 пар рёбер в груд­ной клетке

4) плос­кая стопа

9.

Какой элемент соматической рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?

 

1) двигательный нейрон

2) вставочный нейрон

3) рецептор

4) рабочий орган

10.

Какой сустав изображён на рентгеновских снимках?

 

1) голеностопный

2) тазобедренный

3) локтевой

4) коленный

11.

Лейкоциты, в от­ли­чие от дру­гих фор­мен­ных эле­мен­тов крови, способны

 

1) со­хра­нять форму сво­е­го тела

2) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с кислородом

3) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с уг­ле­кис­лым газом

4) вы­хо­дить из ка­пил­ля­ров в меж­кле­точ­ное пространство

12.

Какой кро­ве­нос­ный сосуд обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 2?

 

1) лёгочная артерия

2) аорта

3) лёгочная вена

4) ниж­няя полая вена

13.

Какую функ­цию вы­пол­ня­ют желч­ные кислоты?

 

1) участ­ву­ют в эмульгировании жиров

2) уби­ва­ют бо­лез­не­твор­ные организмы

3) ре­гу­ли­ру­ют водно-солевой обмен

4) со­зда­ют кис­лую среду в желудке

14.

Гемоглобин — вещество, образующееся в организме человека в результате обмена

 

1) белков

2) жиров

3) витаминов

4) углеводов

15.

Рецепторы слу­хо­во­го ана­ли­за­то­ра рас­по­ло­же­ны в

 

1) ба­ра­бан­ной перепонке

2) пе­ре­пон­ке оваль­но­го окна

3) сред­нем ухе

4) улитке

16.

Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён к условно-рефлекторной?

 

1) соблюдение привычного режима дня

2) отдёргивание руки от горячего предмета

3) поворот человеком головы на незнакомый звук

4) написание живописной картины художником

17.

Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение

 

1) артериальное, и необходимо наложить жгут

2) венозное, и необходимо наложить жгут

3) венозное, и необходимо наложить тугую повязку

4) артериальное, и необходимо наложить тугую повязку

18.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен кон­су­мент вто­ро­го порядка?

19.

Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади?

 

1) крылья стрекозы

2) ласты пингвина

3) щупальца осьминога

4) клешни краба

20.

Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ак­тив­но­сти фермента, вы­де­лен­но­го из ци­то­плаз­мы бактерий, от кис­лот­но­сти среды, в ко­то­рой он работает, и определите, ка­ко­ва кис­лот­ность (в еди­ни­цах pH) ци­то­плаз­мы этих бактерий. По оси X от­ло­же­ны еди­ни­цы pH, а по оси Y — ак­тив­ность фер­мен­та в услов­ных единицах.

 

 

1) 6

2) 7

3) 8

4) 9

21.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ектПро­цесс
Тра­хея...
Чув­стви­тель­ный ней­ронПро­ве­де­ние нерв­но­го им­пуль­са в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) звукообразование

2) образование АТФ

3) проведение воздуха

4) газообмен

22.

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.

Б. Дыхание происходит только на свету.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

В чём сход­ство по­кры­то­се­мен­ных и го­ло­се­мен­ных растений? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) спо­соб­ны об­ра­зо­вы­вать об­шир­ные леса

2) ха­рак­те­ри­зу­ют­ся мно­го­об­ра­зи­ем жиз­нен­ных форм

3) раз­мно­жа­ют­ся семенами

4) опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми и птицами

5) имеют хо­ро­шо раз­ви­тые ве­ге­та­тив­ные органы

6) об­ра­зу­ют соч­ные и сухие плоды

24.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к абиотическим? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) освещённость

2) влажность

3) наличие пар­ни­ко­вых газов

4) температура воздуха

5) поедание жи­вот­ны­ми друг друга

6) наличие дороги

25.

Установите со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми жи­вот­ных и животными, к ко­то­рым они относятся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ЖИВОТНОЕ

A) имеет один круг кро­во­об­ра­ще­ния

Б) продукт вы­де­ле­ния — мо­че­ви­на

В) ды­ха­ние кожно-лёгочное

Г) имеет чешую

Д) имеет чётко вы­ра­жен­ные пояса ко­неч­но­стей и сво­бод­ные ко­неч­но­сти

Е) имеет бо­ко­вую линию

 

1) пресноводный окунь

2) зелёная лягушка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3) Присыпьте побег землёй.

4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

27.

Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя среда2) кровь3) полость тела4) лёгочные мешки
5) трахея6) жабра7) дыхательное отверстие8) ротовое отверстие

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию листа смородины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Строение цветка» и зна­ния курса, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1) Какая часть око­ло­цвет­ни­ка при­вле­ка­ет насекомых-опылителей?

2) По­че­му ты­чин­ки и пе­сти­ки счи­та­ют­ся глав­ны­ми ча­стя­ми цветка?

3) Цвет­ки вишни и цвет­ки то­ма­та имеют по од­но­му пестику. Од­на­ко в об­ра­зу­ю­щих­ся пло­дах вишни раз­ви­ва­ет­ся по од­но­му семени, а в пло­дах то­ма­та – по многу семян. С чем это связано?


СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

 

Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части

цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.

30.

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Пищевая ценность некоторых рыб

 

1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

31.

Используя дан­ные таб­лиц 1, 2, 3, рас­счи­тай­те ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность ужина для 10-летней Натальи, если де­воч­ка пи­та­ет­ся че­ты­ре раза в день. Пред­ло­жи­те На­та­лье оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и напитков.

При вы­бо­ре учтите, что На­та­лья пьет чай с одной лож­кой са­ха­ра и любит ва­фель­ные рожки.

В от­ве­те ука­жи­те ка­ло­рий­ность ужина при че­ты­рех­ра­зо­вом питании, за­ка­зан­ные блюда, ко­то­рые не долж­ны повторяться, их энер­ге­ти­че­скую ценность, ко­то­рая не долж­на пре­вы­шать ре­ко­мен­до­ван­ную ка­ло­рий­ность ужина, и ко­ли­че­ство уг­ле­во­дов в нем.

 

32.

Какую функ­цию в ор­га­низ­ме вы­пол­ня­ет со­ля­ная кислота, вы­ра­ба­ты­ва­е­мая в желудке?