№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1324335

1.

Какая наука изу­ча­ет стро­е­ние и рас­про­стра­не­ние древ­них папоротниковидных?

 

1) се­лек­ция

2) эко­ло­гия

3) физиология

4) палеонтология

2.

Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

 

1) вакуоль

2) митохондрия

3) ядро

4) комплекс Гольджи

3.

Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?

 

1) трутовики

2) подберёзовики

3) лисички

4) подосиновики

4.

Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?

5.

Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к двудольным?

 

1) Осоковые

2) Злаки

3) Бобовые

4) Лилейные

6.

К ка­ко­му клас­су бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных от­но­сит­ся прес­но­вод­ная планария?

 

1) Ресничные

2) Ленточные

3) Малощетинковые

4) Многощетинковые

7.

Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.

 

1) бесхвостыми земноводными

2) мелкими млекопитающими

3) летающими насекомыми

4) молодыми побегами

8.

Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

 

1) Срослись кости предплюсны.

2) Сформировались своды.

3) В большом пальце появились две фаланги.

4) Большой палец приобрёл подвижность.

9.

В каких про­цес­сах ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка участ­ву­ет тимус (вилочковая железа)?

 

1) регуляция водно-солевого обмена

2) регуляция мен­стру­аль­но­го цикла

3) переваривание липидов

4) выработка лимфоцитов

10.

В со­став ка­ко­го от­де­ла ске­ле­та вхо­дит изображённое кост­ное образование?

 

1) ос­но­ва­ния че­ре­па

2) по­зво­ноч­но­го стол­ба

3) груд­ной клетки

4) пояса сво­бод­ных ниж­них конечностей

11.

Пётр уже 3 ми­ну­ты сидит в парилке, тем­пе­ра­ту­ра в ко­то­рой 90°С. Какая тем­пе­ра­ту­ра у Петра в брюш­ной полости?

 

1) около 37°С

2) выше 37°С, но ниже 42°С

3) между 37°С и 90°С

4) почти 90°С

12.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на брюш­ная аорта?

13.

Секрет под­же­лу­доч­ной железы

 

1) ре­гу­ли­ру­ет водно-солевой обмен

2) уби­ва­ет бо­лез­не­твор­ные организмы

3) создаёт кис­лую среду в желудке

4) со­дер­жит пи­ще­ва­ри­тель­ные ферменты

14.

Наибольшее количество тепла в организме человека при своей работе выделяют(-ет)

 

1) мозг

2) желудок

3) скелетные мышцы

4) сердце

15.

К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?

 

1) жёлтый

2) оранжевый

3) зелёный

4) серый

16.

При формировании условного рефлекса у собаки на жест команды «Сидеть!» и подкреплении этой команды лакомством временная связь формируется между следующей парой нервных центров:

 

1) слуха и обоняния

2) зрения и пищеварения

3) слуха и осязания

4) равновесия и произвольных движений

17.

С какой целью медицинский работник накладывает давящую повязку на рану?

 

1) ускорить образование тромба

2) снять болевые ощущения

3) согреть место повреждения

4) уменьшить кровяное давление

18.

К каким факторам относят деятельность человека в природе?

 

1) антропогенным

2) ограничивающим

3) абиотическим

4) биотическим

19.

Наиболее ве­ро­ят­ны­ми предками пре­смы­ка­ю­щих­ся были древние

 

1) Кистепёрые рыбы

2) Млекопитающие

3) Земноводные

4) Двоякодышащие рыбы

20.

Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 5-го дня болезни?

 

1) медленно падает, а потом снижение становится резким

2) резко падает, достигая минимума, а потом плавно растёт

3) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

4) резко падает, а затем немного растёт, после чего резко падает

21.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ектПро­цесс
тРНКПе­ре­нос ами­но­кис­лот к месту сбор­ки
иРНК...

 

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) обеспечение клеток энергией

2) образование рибосом в клетке

3) перенос информации к рибосомам

4) регуляция роста и деления клеток.

22.

Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о грибах?

 

А. Ми­це­лий гриба спо­со­бен к бес­ко­неч­но­му росту.

Б. Все грибы об­ра­зу­ют пло­до­вые тела.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

23.

Из пред­ло­жен­но­го списка хи­ми­че­ских элементов вы­бе­ри­те макроэлементы.

 

1) цинк

2) селен

3) магний

4) хлор

5) фосфор

6) йод

24.

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Для протекания процесса используется энергия света.

2) Процесс происходит при наличии ферментов.

3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

25.

Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


  
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ ТИП КЛЕТКИ
А) 

выполняет питательную функцию

Б) 

воспринимает раздражения

В) 

составляет основную массу нервной ткани

Г) 

состоит из тела и отростков

Д) 

превращает раздражения в нервные импульсы

Е) 

проводит электрическое возбуждение к телу клетки и к другим клеткам

   
1) 

нейрон

2) 

клетка − спутник

26.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции тюль­па­на на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Лилиецветные

2) Растения

3) Цветковые, или Покрытосеменные

4) Лилейные

5) Однодольные

6) Тюльпан

27.

Вставьте в текст «Семейство Бобовые» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из предло¬женного перечня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся последо¬вательность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

Семейство Бобовые

Бобовые — семейство________(А) рас­те­ний по­ряд­ка Бобовоцветные, имеют очерёдное листорасположение. Ли­стья обыч­но слож­ные с прилистниками, реже простые. Со­цве­тие - кисть или головка. Цвет­ки с________(Б) ча­шеч­кой и венчиком, как пра­ви­ло —__________(В)-симметричные. У ти­пич­ных бо­бо­вых верх­ний круп­ный ле­пе­сток при­ня­то на­зы­вать па­ру­сом (флагом), бо­ко­вые ле­пест­ки — вёслами (крыльями), а два срос­ших­ся или слип­ших­ся ниж­них — лодочкой. Одногнёздный плод с рас­по­ло­жен­ны­ми в ряд се­ме­на­ми называется________(Г). Семена, как правило, — без эн­до­спер­ма с круп­ны­ми _____________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) стручок2) боб3) семядоля4) однодольный
5) пятичленный6) четырехчленный7) двудольный8) двусторонний

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

28.

Рассмотрите фотографию собаки породы хортая борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Пользуясь тек­стом «Развитие бы­чье­го цепня» и соб­ствен­ны­ми знаниями, опи­ши­те возможный путь па­ра­зи­та от боль­но­го животного, через тор­го­вую сеть, до места в теле человека, где взрос­лый червь может про­жить до 15 лет.


РАЗВИТИЕ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ

 

В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4—10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.

Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина — человека. Как и большинство других плоских червей, цепень — гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.

С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Выживание куропаток», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

Возраст, годыКоличество особейСмертность, %Доля самок в популяции
живых к на­ча­лу возрастапогибших в дан­ном возрасте
01000850850,50
211231280,46
45718320,32
6269350,23
8114350,27
1052350,20
1221500
13111000

 

1) Как из­ме­ня­ет­ся смертность (в %) ку­ро­па­ток в ин­тер­ва­ле 4–10 лет?

2) Чем можно объ­яс­нить высокую смерт­ность куропаток в пер­вый год жизни, если известно, что они гнез­дят­ся на земле и яв­ля­ют­ся осёдлыми пти­ца­ми большей части тер­ри­то­рии России, вплоть до Алтая и реки Оби? При­ве­ди­те два объяснения.

31.

Пётр и Ва­си­ли­са ре­ши­ли со­вер­шить ве­ло­си­пед­ную про­гул­ку до по­лян­ки в лесу, на ко­то­рой они со­бра­лись устро­ить пикник. Ехать на ве­ло­си­пе­де они со­бра­лись не спеша, так что до­ро­га до по­лян­ки и об­рат­но долж­на за­нять у них около 3 часов. Сколь­ко и каких про­дук­тов Вы по­ре­ко­мен­ду­е­те им взять с собой, чтобы вер­нуть­ся об­рат­но не голодными? Рас­пи­ши­те меню пик­ни­ка и свои расчёты.

 

 

Таблица 2

Таблица энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­тов питания,

на 100 г продукта

 

 

Таблица 3

Энергозатраты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности

32.

Пётр и Ва­си­ли­са ре­ши­ли со­вер­шить ве­ло­си­пед­ную про­гул­ку до по­лян­ки в лесу, на ко­то­рой они со­бра­лись устро­ить пикник. Ехать на ве­ло­си­пе­де они со­бра­лись не спеша, так что до­ро­га до по­лян­ки и об­рат­но долж­на за­нять у них около 3 часов.

Как Вы считаете, по­лез­но ли часто вы­ез­жать на такие пикники, как тот, что за­пла­ни­ро­ва­ли Пётр и Василиса? Ответ обоснуйте.

 

 

Таблица 3

Энергозатраты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности