№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1266047

1.

Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

 

1) измерения

2) описания

3) сравнения

4) эксперимента

2.

Какой химический элемент входит в состав жизненно важных органических соединений клетки?

 

1) фтор

2) углерод

3) медь

4) калий

3.

Ягель (олений мох) по своему строению относится к

 

1) грибам

2) лишайникам

3) моховидным

4) травянистым растениям

4.

Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?

 

1) рыхление

2) окучивание

3) пасынкование

4) пикировка

5.

Представители ка­ко­го от­де­ла цар­ства Рас­те­ния изоб­ра­же­ны на рисунке?

 

1) Покрытосеменные

2) Моховидные

3) Голосеменные

4) Папоротниковидные

 

6.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов от­сут­ству­ет у пред­став­лен­но­го на ри­сун­ке животного?

 

 

1) мы­шеч­ная

2) кро­ве­нос­ная

3) нервная

4) выделительная

7.

Для ка­ко­го клас­са хор­до­вых ха­рак­тер­но на­ли­чие двой­но­го дыхания?

 

1) Рыбы

2) Земноводные

3) Рептилии

4) Птицы

8.

Отличия че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обезьян, свя­зан­ные с его тру­до­вой деятельностью, про­яв­ля­ют­ся в строении

 

1) свод­ча­той стопы

2) кисти

3) гортани

4) S-образного позвоночника

9.

Сколько из пе­ре­чис­лен­ных ниже желёз от­но­сят только к же­ле­зам смешанной секреции?

 

Железы: семенник, печень, слюнная, поджелудочная, надпочечник.

 

1) четыре

2) две

3) пять

4) три

10.

К механической функции скелета человека относят

 

1) кроветворение

2) обмен минеральных солей

3) смягчение ударов при ходьбе

4) участие в иммунитете

11.

Лимфатическая система служит для
   1) 

переноса веществ из крови в тканевую жидкость

   2) 

возврата веществ из тканевой жидкости в кровь

   3) 

снабжения органов кислородом

   4) 

обеспечения иммунного ответа на заражение

12.

В каком из перечисленных сосудов кровеносной системы наблюдается наименьшее давление крови?

 

1) нижняя полая вена

2) капилляр альвеолы

3) капилляр клубочка нефрона

4) сонная артерия

13.

Какую функ­цию вы­пол­ня­ют вор­син­ки мер­ца­тель­но­го эпи­те­лия трахей?

 

1) уда­ле­ние пыли из лёгких

2) за­щи­та от па­то­ге­нов

3) осу­ше­ние по­сту­па­ю­ще­го воздуха

4) обо­грев по­сту­па­ю­ще­го воздуха

14.

В одном эксперименте на чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы, оставляя животное на некоторое время. Мышь активно перемещается по чаше весов. Опыт продолжается около 40 минут. Что в конце эксперимента могли наблюдать учёные?

 

1) В момент, когда мышь замирала, чаша поднималась.

2) В момент, когда мышь двигалась, чаша опускалась.

3) Чаша с мышью стала легче.

4) Чаша с мышью стала тяжелее.

15.

Слуховая труба среднего уха обеспечивает

 

1) колебания жидкости в улитке внутреннего уха

2) защиту от попадания в полость среднего уха микроорганизмов

3) выравнивание давления по разные стороны барабанной перепонки

4) передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки к слуховым косточкам среднего уха

16.

Укажите при­мер услов­но­го торможения.

 

1) не­воль­ник забыл род­ной язык

2) спортс­мен после со­рев­но­ва­ний идёт спать

3) в ответ на удар боксёр ата­ку­ет соперника

4) при виде яб­ло­ка вы­де­ля­ет­ся слюна

17.

Какие меры не­об­хо­ди­мо при­ме­нить при про­ни­ка­ю­щем ра­не­нии в об­ла­сти груд­ной клетки?

 

1) положить че­ло­ве­ка под наклоном, го­ло­вой вниз

2) наложить жгут выше об­ла­сти ранения

3) наложить да­вя­щую по­вяз­ку на грудь

4) зафиксировать по­стра­дав­ше­го в си­дя­чем положении

18.

Какой фактор оказывал наибольшее влияние на формирование кроны сосен, изображённых на рисунке?

 

1) освещённость

2) температура воздуха

3) влажность воздуха

4) влажность почвы

19.

Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображённое на рисунке, то органами дыхания животного, скорее всего, будут

 

1) жабры

2) кожа

3) трахеи

4) лёгкие

20.

Известно, что мо­мент рас­пус­ка­ния почек на де­ре­вьях за­ви­сит от двух факторов: длины све­то­во­го дня и сред­ней су­точ­ной температуры. На гра­фи­ке пред­став­ле­но ко­ли­че­ство деревьев, на ко­то­рых рас­пу­сти­лось боль­шин­ство (больше 50%) почек, по чис­лам апреля. По оси X от­ло­же­ны дни (числа апреля), по оси Y — про­цент де­ре­вьев с рас­пу­стив­ши­ми­ся почками.

 

 

Определите, в каких чис­лах резко потеплело?

 

1) с 5 по 10 апреля

2) с 10 по 15 апреля

3) с 15 по 20 апреля

4) с 20 по 25 апреля

21.

Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:

 

Груп­па 1Груп­па 2
ДятелКряк­ва
Ряб­чикЦапля
Те­те­ревВыпь

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

 

1) условия обитания

2) размер клюва

3) способность плавать

4) источник питания

22.

Верны ли следующие суждения о сходстве птиц и пресмыкающихся?

 

А. У птиц и пресмыкающихся имеется хорошо развитый киль.

Б. У птиц, так же как и у пресмыкающихся, кишечник, мочеточники и органы размножения открываются в клоаку.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Какие на­се­ко­мые раз­ви­ва­ют­ся с не­пол­ным превращением? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) по­стель­ный клоп

2) медведка

3) оса

4) ба­боч­ка крапивница

5) кузнечик

6) жук-олень

24.

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) спинно-мозговые нервы

2) передний мозг

3) нервные узлы

4) спинной мозг

5) черепно-мозговые нервы

6) продолговатый мозг

25.

Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

          РАСТЕНИЕ            СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ
A) рожь1) насекомыми
Б) мак2) ветром
В) ландыш   
Г) орешник
Д) дуб

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в пра­виль­ном порядке пунк­ты инструкции по ве­ге­та­тив­но­му размножению прививкой, после от­бо­ра нужного подвоя. В от­ве­те запишите со­от­вет­ству­ю­щую последовательность цифр.

 

1) Возь­ми­те привой — од­но­лет­ний побег с двумя-тремя поч­ка­ми или одну почку с ча­стью древесины.

2) Плот­но обвяжите место прививки.

3) Под­бе­ри­те подходящий под­вой — взрос­лое растение-сеянец.

4) При­кре­пи­те привой к подвою.

5) Сде­лай­те надрез на под­вое до камбия.

27.

Вставьте в текст «Типы клеток» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия по­яви­лись организмы, име­ю­щие мел­кие клет­ки с про­стой организацией, — _________(А). Эти до­ядер­ные клет­ки не имеют оформленного_________(Б). В них вы­де­ля­ет­ся лишь ядер­ная зона, содержащая_________(В) ДНК. Такие клет­ки есть у современных_________(Г) и синезелёных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромосома2) прокариотные3) цитоплазма4) кольцевая молекула
5) ядро6) одноклеточное животное7) бактерия8) эукариотные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию листа берёзы повислой. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?

2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?

3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и манёвренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Сравнительный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма человека», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

Сравнительный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка (в %)

 

Составные

вещества

Плазма кровиПервичная мочаВторичная моча
Белки, жиры,

гликоген

7–9ОтсутствуютОтсутствуют
Глюкоза0,10,1Отсутствует
Натрий (в составе

солей)

0,30,30,4
Хлор (в составе

солей)

0,370,370,7
Калий (в составе

солей)

0,020,020,15
Мочевина0,030,032,0
Мочевая кислота0,0040,0040,05

 

1) Кон­цен­тра­ция какого ве­ще­ства максимально воз­рас­та­ет по мере пре­вра­ще­ния плазмы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какие ве­ще­ства и по­че­му отсутствуют в со­ста­ве первичной мочи здо­ро­во­го человека?

31.

Бо­ро­мир и Фауст ка­та­ют­ся на ве­ло­си­пе­де по БАКу (Большому ад­рон­но­му кол­лай­де­ру ), дли­ной в 27 км. В Ло­зан­не есть от­лич­ное местечко, где они могут пе­ре­ку­сить и вос­ста­но­вить силы, ре­сто­ран «Наци-ком пауер». Учтите, что ре­бя­та ка­та­лись всего один час и Бо­ро­мир хочет съесть суп, мясо и мо­лоч­ный продукт. Фауст напротив, не ест первое, а сразу ку­ша­ет мяс­ные блюда и пе­ре­хо­дит к напитку.

 

32.

Выбор ка­ко­го из дру­зей ока­зал­ся более пра­виль­ным и полезным? Обос­нуй­те свой ответ, ука­жи­те не менее двух причин.

(Вопрос к заданию 31 № 1652)