№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1266045

1.

Систематика — это наука, изучающая

 

1) функции организмов в природе

2) родственные связи организмов

3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов

2.

Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы
   1) 

калия

   2) 

кальция

   3) 

железа

   4) 

магния

3.

Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из

 

1) волокон

2) клеток с волосками

3) сосудов

4) ситовидных трубок

4.

К ка­ко­му от­де­лу рас­те­ний от­но­сит­ся улотрикс?

 

1) Бурые водоросли

2) Зелёные водоросли

3) Мхи

4) Папоротникообразные

5.

Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке?

 

1) размножение с помощью листового черенка

2) размножение прививкой

3) размножение с помощью видоизменённого побега

4) размножение отводками

6.

У какой груп­пы в ходе эво­лю­ции впер­вые по­яви­лась кро­ве­нос­ная система?

 

1) Кишечнополостные

2) Плос­кие черви

3) Коль­ча­тые черви

4) Моллюски

7.

На каком рисунке изображён головной мозг птиц?

8.

Под каким номером изображена часть света, в которой были найдены останки австралопитеков?

9.

В про­дол­го­ва­том мозгу на­хо­дит­ся нерв­ный центр регуляции

 

1) слуха

2) ко­ор­ди­на­ции движений

3) зрения

4) слюноотделения

10.

Какой цифрой на рисунке обозначены мышцы, сгибающие и вращающие туловище вокруг продольной оси?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

11.

Если эритроцит человека поместить в физиологический раствор, то он

 

1) не изменится

2) слипнется с другими

3) набухнет

4) сморщится

12.

У какого отдела сердца самая толстая стенка?

 

1) левое предсердие

2) правое предсердие

3) левый желудочек

4) правый желудочек

13.

Кислород поступает из альвеол лёгких в кровь потому, что его давление в лёгочных пузырьках

 

1) равно его давлению в крови

2) постоянно меняется

3) больше его давления в крови

4) меньше его давления в крови

14.

В ре­гу­ля­ции уг­ле­вод­но­го об­ме­на при­ни­ма­ет участие

 

1) толстая кишка

2) тонкая кишка

3) вилочковая железа

4) поджелудочная железа

15.

Воспринимают изменения положения тела в пространстве рецепторы, которые расположены

 

1) на коже

2) в улитке

3) в области носоглотки

4) в области полукружных каналов

16.

Какому типу тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ют приведённая ниже кар­тин­ка и описание: «Сильный урав­но­ве­шен­ный по­движ­ный — живой тип»?

 

1) флегматик

2) холерик

3) сангвиник

4) меланхолик

17.

Ожог какой сте­пе­ни имеет сле­ду­ю­щие признаки: покраснение, отёчность, об­ра­зо­ва­ние круп­ных волдырей, на­пол­нен­ных бес­цвет­ной или жел­то­ва­той жидкостью?

 

1) I

2) II

3) III

4) IV

18.

К биотическим факторам среды относят влияние

 

1) состава воздуха на рост и развитие корней растений

2) органических веществ почвы на жизнедеятельность растений

3) структуры почвы на сохранение в ней влаги

4) личинок колорадских жуков на рост и развитие паслёновых растений

19.

Наибольшим преобразующим действием на планете обладает

 

1) колебание температур

2) живое вещество

3) колебание давления

4) смена дня и ночи

20.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси y — количество использованного гликогена (в %)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале 10–15 мин.?

 

1) резко нарастает, а затем снижение происходит плавно

2) резко снижается, а затем снижение происходит плавно

3) плавно снижается

4) не изменяется

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
Крах­мал Глю­ко­за
ДНК...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) хитин

2) аминокислота

3) глицерин

4) нуклеотид

22.

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

 

А. Внутренние мясистые и сочные листья луковицы лука содержат запасы воды и питательных веществ.

Б. На корневищах растений находятся плёнчатые чешуйки — видоизменённые листья.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) чихание

2) письмо

3) мигание

4) ходьба

5) мышление

6) подводное плавание

24.

Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) кора больших полушарий

2) мозжечок

3) двигательные нервы

4) чувствительные нервы

5) продолговатый мозг

6) нервные узлы

25.

Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
A) совокупность реакций синтеза органических веществ    1) пластический
Б) в процессе реакций энергия поглощается    2) энергетический
В) в процессе реакций энергия освобождается
Г) участвуют рибосомы
Д) реакции осуществляются в митохондриях
E) энергия запасается в молекулах АТФ

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Срежьте однолетний побег с куста смородины.

2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.

3) Обильно полейте почву.

4) Высадите проросшие черенки на новое место.

5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками.

27.

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) клетки-спутники2) нейроны3) нефроны4) дендрит
5) аксон6) серое вещество7) белое вещество8) нервный узел

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию листа клёна. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Пользуясь тек­стом «Хрящевые и кост­ные рыбы», от­веть­те на вопросы.

1) По­че­му скаты, лёжа на дне, про­пус­ка­ют воду через брызгальце, а не через жа­бер­ные щели?

2) Чем можно объ­яс­нить большую пло­до­ви­тость костных рыб по срав­не­нию с акулами?

3) По­че­му акулы долж­ны находиться в по­сто­ян­ном движении?


ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ РЫБЫ

Современные представители хрящевых рыб (акулы и скаты) утратили броню и костный скелет своих предков. Скаты имеют плоское тело и плавают у дна, питаясь, в основном, моллюсками. Акулы живут в открытом море, питаясь костными рыбами и иногда млекопитающими. Хрящевые рыбы получили своё название потому, что их внутренний скелет построен из хряща. Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные спереди по бокам тела или снизу. Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела.

Хрящевые рыбы – существа живородящие, яйцеживородящие и яйцекладущие. Зародыши развиваются долго – от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от вида. Плодовитость у живородящих и яйцеживородящих невелика. Акулята, вылупившиеся в чреве матери, могут съесть своих братьев и сестёр. Яйцекладущие откладывают от двух до нескольких десятков яиц. Полярная акула и некоторые скаты откладывают до 500 яиц. Яйца защищены крепкой капсулой, надёжно защищающей зародыш от врагов. Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка.

У костных рыб скелет в основном костный. Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры. Плавательный пузырь есть у большинства видов костных ыб. Встречаются рыбы и без плавательного пузыря, например, камбала. Оплодотворение у большинства внешнее, хотя встречаются иногда виды, у которых оплодотворение внутреннее. Икра развивается от нескольких часов до нескольких месяцев (у лососей). Плодовитость костных рыб различна. Некоторые африканские рыбки откладывают от 12до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна-рыба вымётывает до 300 млн. икринок.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Развитие и био­ло­гия насекомых-вредителей» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какие из на­зван­ных насекомых раз­ви­ва­ют­ся с не­пол­ным превращением?

2) В какой ста­дии развития на­но­сят вред рас­те­ни­ям капустная бе­лян­ка и ози­мая совка?

3) Какими ча­стя­ми растения пи­та­ет­ся капустная белянка?

31.

Евгений – 19-летний сту­дент пер­во­го курса в лет­ние ка­ни­ку­лы по­се­тил Владивосток. После про­дол­жи­тель­ной экс­кур­сии на ост­ров Рус­ский он решил по­ужи­нать в мест­ном кафе быст­ро­го питания. Мо­ло­дой че­ло­век за­ка­зал себе сле­ду­ю­щие блюда и напитки: омлет с ветчиной, кар­то­фель по-деревенски и ста­кан чая с са­ха­ром (одна чай­ная ложка). Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 2, 3 и 4, опре­де­ли­те ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность ужина для Евгения, если он пи­та­ет­ся че­ты­ре раза в день; ре­аль­ную энер­ге­ти­че­скую цен­ность за­ка­зан­но­го ужина, ко­ли­че­ство уг­ле­во­дов в блю­дах и напитках, а также от­но­ше­ние по­сту­пив­ших с пищей уг­ле­во­дов к его су­точ­ной норме. В от­ве­те укажите: ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность ужина, энер­ге­ти­че­скую цен­ность за­ка­зан­ных блюд, ко­ли­че­ство по­сту­пив­ших с пищей уг­ле­во­дов и от­но­ше­ние этого ко­ли­че­ства к их су­точ­ной норме.

 

 

Таблица энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

Блюда и напиткиЭнергетическая

ценность (ккал)

Белки

(г)

Жиры

(г)

Углеводы

(г)

Двойной Мак­Маффин (булочка, майонез,

салат, помидор, сыр, свинина)

425393341
Фреш Мак­Маффин (булочка, майонез,

салат, помидор, сыр, ветчина)

380191835
Чикен Фреш Мак­Маффин (булочка, майонез,

салат, помидор, сыр, курица)

355131542
Омлет с ветчиной350211435
Салат овощной603010
Салат «Цезарь» (курица,

салат, майонез, гренки)

250141215
Картофель по-деревенски31551638
Маленькая порция

картофеля фри

22531229
Мороженое с шо­ко­лад­ным наполнителем32561150
Вафельный рожок1353422
«Кока-Кола»1700042
Апельсиновый сок2252035
Чай без сахара0000
Чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки)680014

 

 

Суточные нормы пи­та­ния и энер­ге­ти­че­ская по­треб­ность детей и подростков

 

Возраст,

лет

Белки

(г/кг)

Жиры

(г/кг)

Углеводы

(г)

Энергетическая

потребность (ккал)

7–102,31,73302550
11–152,01,73752900
16 и старше1,91,04753100

 

 

Калорийность при четырёхразовом пи­та­нии (от общей ка­ло­рий­но­сти в сутки)

 

Первый завтракВторой завтракОбедУжин
14%18%50%18%

32.

Назовите два за­бо­ле­ва­ния ор­га­нов пищеварения. Ука­жи­те при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния каж­до­го из них.