№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1266041

1.

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

 

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

2.

Что имеют все организмы, обитающие на планете Земля?
   1) 

одинаковое строение клеток

   2) 

одинаковый химический состав клеток

   3) 

одни и те же органоиды

   4) 

одинаковый генетический код

3.

Растения по­треб­ля­ют кис­ло­род и вы­де­ля­ют уг­ле­кис­лый газ в процессе

 

1) ды­ха­ния толь­ко в темноте

2) ды­ха­ния на свету и в темноте

3) пе­ре­дви­же­ния ор­га­ни­че­ских веществ

4) фо­то­син­те­за на свету

4.

Какой про­цесс у рас­те­ний обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и ми­не­раль­ных ве­ществ из корня в стебель?

 

1) ды­ха­ние растений

2) ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние растений

3) об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских на свету

4) ис­па­ре­ние воды листьями

5.

Какую роль иг­ра­ет камбий?

 

1) способствует росту стеб­ля в длину

2) придаёт стеб­лю прочность и упругость

3) защищает сте­бель от повреждений

4) обеспечивает рост стеб­ля в толщину

6.

Кольчатые черви произошли от древних

 

1) паразитических плоских червей

2) свободноживущих круглых червей

3) свободноживущих плоских червей

4) кишечнополостных

7.

Какие ор­га­ны предо­хра­ня­ют птиц от пе­ре­гре­ва­ния в полёте?

 

1) кожа, по­кры­тая перьями

2) зоб и два от­де­ла желудка

3) воз­душ­ные мешки и лёгкие

4) четырёхкамерное серд­це и слож­ная сеть кро­ве­нос­ных сосудов

8.

Какой при­знак класса Мле­ко­пи­та­ю­щие свойствен человеку?

 

1) диафрагма

2) лёгочное дыхание

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кровеносная система

9.

Какую из перечисленных функций не выполняет спинной мозг?

 

1) проведение импульсов от головного мозга к скелетной мускулатуре

2) осуществление простейших двигательных рефлексов

3) проведение импульсов от скелетной мускулатуры к головному мозгу

4) управление произвольными движениями скелетных мышц

10.

Какой отдел позвоночника образует соединение с костями таза?

 

1) крестцовый

2) грудной

3) шейный

4) поясничный

11.

Если эритроцит человека поместить в раствор с большим содержанием соли, то он

 

1) набухнет

2) не изменится

3) сморщится

4) слипнется с другими

12.

Движение крови по сосудам обеспечивается

 

1) разной скоростью движения крови по сосудам

2) давлением, создаваемым желудочками сердца

3) большой разветвлённостью сосудов

4) работой створчатых клапанов сердца

13.

Какие мышцы че­ло­ве­ка ра­бо­та­ют при вы­до­хе после глу­бо­ко­го вдоха?

 

1) межрёберные мышцы выдоха

2) диафрагма

3) межрёберные мышцы вы­до­ха и диафрагма

4) межрёберные мышцы выдоха, диа­фраг­ма и мышцы гортани

14.

Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

 

1) извитой каналец

2) собирательная трубка

3) почечная артерия

4) капсула нефрона

15.

Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?

 

1) звук

2) свет

3) вкус

4) запах

16.

На рисунке изображена схема условного рефлекса у собаки. Какой цифрой на ней обозначен слюноотделительный центр продолговатого мозга?

17.

Что из перечисленного является самым распространённым способом коррекции близорукости?

 

1) приём лекарственных препаратов

2) двояковыпуклые линзы

3) специальные упражнения для глаз

4) двояковогнутые линзы

18.

Факторы среды, воздействующие на организм, называют

 

1) биологическими

2) социальными

3) ограничивающими

4) экологическими

19.

Участок территории или акватории, в пределах которого в целях обеспечения охраны определённых видов постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности, — это

 

1) заповедник

2) заказник

3) ботанический сад

4) зоопарк

20.

Рассмотрите гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти фо­то­син­те­за от температуры, при ко­то­рой шла реакция. При какой тем­пе­ра­ту­ре ско­рость фо­то­син­те­за со­ста­ви­ла 50% от максимальной?

 

 

1) 11

2) 14

3) 17

4) 20

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
Цве­токПе­стик
Вид...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) популяция

2) род

3) ареал

4) сообщество

22.

Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб?

 

А. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь.

Б. Жаберные щели костных рыб покрыты жаберными крышками.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Какие пре­вра­ще­ния веществ могут про­ис­хо­дить в ор­га­низ­ме человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) гликогена в глюкозу

2) жиров в белки

3) гормонов в ферменты

4) жиров в углеводы

5) гормонов в витамины

6) углеводов в жиры

24.

Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей

2) имеется внутреннее ухо и среднее ухо

3) головной мозг разделён на пять отделов

4) имеется плавательный пузырь

5) сердце трёхкамерное

6) один круг кровообращения

25.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом нейрона, для ко­то­ро­го он характерен: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАК   ТИП НЕЙРОНА

А) тела и от­рост­ки рас­по­ло­же­ны в сером ве­ще­стве спин­но­го мозга

Б) осу­ществ­ля­ет связь между чув­стви­тель­ным и ис­пол­ни­тель­ным нейронами

В) передаёт нерв­ные им­пуль­сы к ске­лет­ной мышце

Г) вос­при­ни­ма­ет нерв­ные им­пуль­сы от чув­стви­тель­но­го ней­ро­на в трёхнейронной ре­флек­тор­ной дуге

Д) передаёт нерв­ные им­пуль­сы к железам

 

1) двигательный

2) вставочный

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) замена жаберного дыхания лёгочным

2) откладка икры самкой в воду

3) развитие жабр, мускулатуры и скелета

4) оплодотворение икры самцами

5) появление личинки

27.

Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя2) внутренняя3) фермент4) гормон
5) антитело6) селезёнка7) надпочечник8) поджелудочная железа

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фо­то­гра­фию листа пальмы. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа, жил­ко­ва­ние листа, форма листа, тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части, по форме края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты Вам по­мо­гут ли­ней­ка и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Кто из людей подвергается иммунизации с помощью сыворотки?

2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью вакцины?

3) Какова заслуга Л. Пастера в борьбе с эпидемиями?


СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и зна­ни­я­ми курса биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

 

 

1) Для чего нужны устьи­ца растениям?

2) У каких рас­те­ний число устьиц на обеих по­верх­но­стях примерно оди­на­ко­во и чем это можно объяснить?

3) На какой сто­ро­не листа рас­по­ло­же­ны устьица у кув­шин­ки и почему?

31.

Сергей и Даша по­еха­ли в вы­ход­ные ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­дах за город. На об­рат­ном пути после трех­ча­со­вой не­быст­рой про­гул­ки они ре­ши­ли за­ехать пе­ре­ку­сить в один из ре­сто­ра­нов быст­ро­го питания. Какое меню Вы им предложите, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты, если Даша ста­ра­ет­ся есть толь­ко рас­ти­тель­ную пищу и курицу и огра­ни­чи­ва­ет себя в сладком, а Сер­гей любит мяс­ные блюда?

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской ценностью.

 

 

Таблица 2. Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

 

 

Таблица 3. Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности

 

32.

Сергей и Даша по­еха­ли в вы­ход­ные ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­дах за город. На об­рат­ном пути после трех­ча­со­вой не­быст­рой про­гул­ки они ре­ши­ли за­ехать пе­ре­ку­сить в один из ре­сто­ра­нов быст­ро­го питания. Даша ста­ра­ет­ся есть толь­ко рас­ти­тель­ную пищу и курицу и огра­ни­чи­ва­ет себя в сладком, а Сер­гей любит мяс­ные блюда.

У мо­ло­дых людей раз­ная стра­те­гия под­дер­жа­ния себя в спор­тив­ной форме. Как Вы думаете, кому будет проще со­хра­нять строй­ность и спортивность? Ответ обоснуйте.

 

Таблица 2. Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

 

 

Таблица 3. Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности