№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ Готово, можно копировать.
Вариант № 1266039

1.

За­ко­ны на­сле­до­ва­ния при­зна­ков ор­га­низ­ма уста­но­вил

 

1) И. П. Пав­лов

2) И. И. Меч­ни­ков

3) Г. Мен­дель

4) Ч. Дар­вин

2.

Какую кле­точ­ную струк­ту­ру можно об­на­ру­жить и в клет­ках бак­те­рий, и в клет­ках гри­бов?

 

1) ли­зо­со­му

2) ми­то­хон­дрию

3) ядро

4) ри­бо­со­му

3.

Что пред­став­ля­ет собой ми­ко­ри­за?

 

1) гри­бо­ко­рень

2) гриб­ни­цу, раз­рос­шу­ю­ся в почве

3) от­дель­ные нити гриба, об­ра­зу­ю­щие пло­до­вое тело

4) моч­ко­ва­тую кор­не­вую си­сте­му рас­те­ния

4.

Усики го­ро­ха по­сев­но­го — это ви­до­из­менённые

 

1) ли­сточ­ки слож­но­го листа

2) бо­ко­вые по­бе­ги

3) при­лист­ни­ки

4) вы­ро­сты по­бе­га

5.

Па­по­рот­ник, про­из­рас­та­ю­щий в те­ни­стых за­рос­лях леса, — это по­ко­ле­ние, на ко­то­ром об­ра­зу­ют­ся

 

1) за­рост­ки

2) по­ло­вые клет­ки

3) споры

4) пред­рост­ки

6.

У каких жи­вот­ных впер­вые в ходе эво­лю­ции по­яви­лась вто­рич­ная по­лость тела?

 

1) Ки­шеч­но­по­лост­ные

2) Плос­кие черви

3) Круг­лые черви

4) Коль­ча­тые черви

7.

Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма жи­вот­но­го, изоб­ражённого на ри­сун­ке, пред­став­ле­на

 

1) зелёными же­ле­за­ми

2) маль­пи­ги­е­вы­ми со­су­да­ми

3) пе­че­нью

4) пар­ны­ми поч­ка­ми

8.

Пер­вы­ми на­учи­лись поль­зо­вать­ся огнём

 

1) кро­ма­ньон­цы

2) не­ан­дер­таль­цы

3) пи­те­кан­тро­пы

4) ав­стра­ло­пи­те­ки

9.

Спин­но­моз­го­вые нервы в нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка от­но­сят­ся к её

 

1) цен­траль­но­му от­де­лу

2) под­кор­ко­вым ядрам

3) пе­ри­фе­ри­че­ско­му от­де­лу

4) коре боль­ших по­лу­ша­рий

10.

Какой бук­вой на ри­сун­ке обо­зна­че­на лу­че­вая кость?

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г

11.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го вхо­дит в со­став плаз­мы крови че­ло­ве­ка?

 

1) тром­бо­ци­ты

2) крас­ные клет­ки крови

3) сы­во­рот­ка

4) белые клет­ки крови

12.

В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в стро­е­нии лим­фа­ти­че­ских со­су­дов и вен?

 

1) со­дер­жат створ­ча­тые кла­па­ны

2) стен­ка об­ра­зо­ва­на одним слоем кле­ток

3) имеют по­лу­лун­ные кла­па­ны

4) стен­ка об­ра­зо­ва­на раз­ви­тым мы­шеч­ным слоем

13.

Ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды в пи­ще­ва­ри­тель­ном ка­на­ле че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит в

 

1) пря­мой кишке

2) же­луд­ке

3) тон­кой кишке

4) тол­стой кишке

14.

Что про­ис­хо­дит в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка в про­цес­се пла­сти­че­ско­го об­ме­на?

 

1) по­гло­ще­ние кис­ло­ро­да

2) об­ра­зо­ва­ние из крах­ма­ла глю­ко­зы

3) окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ

4) пре­вра­ще­ние ами­но­кис­лот в белки

15.

В глаз­ном яб­ло­ке че­ло­ве­ка за ро­го­ви­цей сразу сле­ду­ет

 

1) стек­ло­вид­ное тело

2) пе­ред­няя ка­ме­ра

3) хру­ста­лик

4) сет­чат­ка

16.

Что слу­жит при­ме­ром услов­но­го тор­мо­же­ния?

 

1) за­держ­ка ды­ха­ния при по­гру­же­нии в хо­лод­ную воду

2) пре­кра­ще­ние пережёвы­ва­ния пищи при вне­зап­ной встре­че с дру­гом

3) по­те­ря на­вы­ка ка­та­ния на ро­ли­ко­вых конь­ках

4) отдёрги­ва­ние руки от остро­го лез­вия ножа

17.

Какое за­бо­ле­ва­ние воз­ни­ка­ет у детей, ис­пы­ты­ва­ю­щих не­до­ста­ток солей каль­ция и фос­фо­ра в пи­та­нии?

 

1) цинга

2) ги­по­ди­на­мия

3) ма­ло­кро­вие

4) рахит

18.

Оби­лие пищи уве­ли­чи­ва­ет устой­чи­вость птиц к низ­кой тем­пе­ра­ту­ре — это при­мер

 

1) пре­де­ла вы­нос­ли­во­сти

2) нормы ре­ак­ции при­зна­ков

3) дей­ствия ан­тро­по­ген­но­го фак­то­ра

4) вза­и­мо­дей­ствия фак­то­ров

19.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к аро­мор­фо­зам в эво­лю­ции рас­ти­тель­но­го мира?

 

1) по­яв­ле­ние дре­вес­ных форм

2) по­яв­ле­ние ко­лю­чек

3) по­яв­ле­ние семян

4) по­яв­ле­ние хвои

20.

Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ от длины бе­го­вой ди­стан­ции, в ко­то­рой участ­ву­ет лег­ко­ат­лет (по оси х от­ло­же­на длина ди­стан­ции (в м), а по оси у — ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ (в кВт)).

Ка­ко­ва ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ у лег­ко­ат­ле­та, фи­ни­ши­ру­ю­ще­го на ди­стан­ции 400 м?

 

1) 3 кВт

2) 6 кВт

3) 10 кВт

4) 14 кВт

21.

В таб­ли­це при­ве­де­ны ткани рас­те­ний и их функ­ции.

 

ТКАНЬФУНК­ЦИЯ
столб­ча­тая ткань листа...
кси­ле­мапро­ве­де­ние воды к ли­стьям

 

Какой тер­мин не­об­хо­ди­мо впи­сать на место про­пус­ка?

 

1) фо­то­син­тез

2) за­щи­та ни­же­ле­жа­щих тка­ней

3) га­зо­об­мен

4) за­па­са­ние ве­ществ

22.

Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния?

 

А. Энер­гия пе­ре­хо­дит с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой без по­терь.

Б. Аг­ро­це­но­зы не спо­соб­ны су­ще­ство­вать без уча­стия че­ло­ве­ка.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утвер­жде­ния

4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

23.

Что ха­рак­те­ри­зу­ет энер­ге­ти­че­ский обмен в клет­ке? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) по своим ре­зуль­та­там про­ти­во­по­ло­жен био­син­те­зу

2) идёт с по­гло­ще­ни­ем энер­гии

3) за­вер­ша­ет­ся в ми­то­хон­дри­ях

4) за­вер­ша­ет­ся в ри­бо­со­мах

5) со­про­вож­да­ет­ся син­те­зом мо­ле­кул АТФ

6) за­вер­ша­ет­ся об­ра­зо­ва­ни­ем кис­ло­ро­да и уг­ле­во­дов

24.

Какие струк­ту­ры от­но­сят к цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) спин­но-моз­го­вой нерв

2) нерв­ные узлы

3) про­дол­го­ва­тый мозг

4) нерв­ные спле­те­ния

5) спин­ной мозг

6) моз­же­чок

25.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом раз­мно­же­ния, ко­то­рый он ил­лю­стри­ру­ет. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

                            ПРИ­МЕР                       ТИП РАЗ­МНО­ЖЕ­НИЯ
A) поч­ко­ва­ние дрож­жей1) бес­по­лое
Б) об­ра­зо­ва­ние спор у па­по­рот­ни­ка2) по­ло­вое
В) вы­ра­щи­ва­ние тра­де­скан­ции из че­рен­ков    
Г) об­ра­зо­ва­ние деток у лука
Д) об­ра­зо­ва­ние пло­дов и семян у вишни   
Е) по­яв­ле­ние от­прыс­ков у сливы   

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ
      

26.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции кле­ве­ра, на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) отдел По­кры­то­се­мен­ные

2) се­мей­ство Бо­бо­вые

3) по­ря­док Бо­бо­во­цвет­ные

4) цар­ство Рас­те­ния

5) класс Дву­доль­ные

6) род Кле­вер

27.

Вставь­те в текст «ДНК» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ДНК

Мо­ле­ку­ла ДНК — био­по­ли­мер, мо­но­ме­ра­ми ко­то­ро­го слу­жат __________(А). В со­став мо­но­ме­ра вхо­дят оста­ток фос­фор­ной кис­ло­ты, пя­ти­уг­ле­род­ный сахар — __________(Б) и азо­ти­стое ос­но­ва­ние. Азо­ти­стых ос­но­ва­ний всего че­ты­ре: аде­нин, гу­а­нин, ци­то­зин и __________(В). Бóльшая часть ДНК со­сре­до­то­че­на в ядре, а не­боль­шие её ко­ли­че­ства на­хо­дят­ся в ми­то­хон­дри­ях и __________(Г).

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

 

1) ри­бо­за

2) ами­но­кис­ло­та

3) ри­бо­со­ма

4) ура­цил

5) нук­лео­тид

6) дез­ок­си­ри­бо­за

7) пла­сти­да

8) тимин

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

28.

Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа тро­пи­че­ской ало­ка­зии. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый2) си­дя­чий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное2) ду­го­вид­ное
3) паль­ча­тое4) пе­ри­стое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части

 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та)

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

29.

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Му­хо­мор» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

 

1) Каким об­ра­зом могут рас­про­стра­нять­ся споры му­хо­мо­ра и дру­гих гри­бов? Ука­жи­те все воз­мож­ные спо­со­бы.

2) Что ис­поль­зу­ют ор­га­низ­мы, об­ра­зу­ю­щие ми­ко­ри­зу?

3) По­че­му грибы вы­де­ля­ют в от­дель­ное цар­ство?


МУХОМОР

 

Красный мухомор – крупный гриб высотой до 10–25 см. Шляпка гриба до 20 см в диаметре, сначала шаровидная, позже плоская ярко-красного или оранжево-красного цвета, обычно с белыми или желтоватыми «пятнами» – остатками покрывала. Ножка довольно тонкая, белая, с белым кольцом и вздутием у основания. Белая мякоть почти без запаха и вкуса, ядовитая. Мухомор можно встретить с июля до заморозков по всем хвойным и лиственным лесам, особенно под берёзой, елью и сосной.

 

По характеру питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения. Гриб живёт за счёт разлагающихся растительных остатков, поэтому самая главная часть гриба и не попадает вам в руки, а остаётся в земле в виде разветвлённых белых нитей. А то, что вы держите в руках, есть только часть гриба, его орган размножения, называемый плодовым телом.

 

Под микроскопом видно, что всё плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий.

 

Красный мухомор относится к группе грибов, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуя микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. Здесь гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел.

 

Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя.

30.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­мно­же­ние рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Раз­мно­же­ние рыб

 

На­зва­ние

рыбы

Ко­ли­че­ство

ик­ри­нок,

тыс.

Сред­ний

диа­метр

ик­ри­нок, мм

Сред­нее время

на­ступ­ле­ния

по­ло­возре­ло­сти,

лет

Сред­ний

воз­раст рыб,

вы­лов­лен­ных

ры­ба­ка­ми

в раз­ных

водоёмах, лет

Щука обык­но­вен­ная302,73–45
Нор­веж­ская сельдь2001,32–78
Трес­ка бал­тий­ская100015–93
Сазан150015–68
Ко­люш­ка

трёхиг­лая

0,1–11,812

 

1) Какой вид рыб имеет наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок?

2) Пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го вида рыб ры­ба­ки вы­лав­ли­ва­ют в не­по­ло­возре­лом воз­расте?

3) По­че­му при вы­со­кой пло­до­ви­то­сти чис­лен­ность боль­шин­ства не­про­мыс­ло­вых видов остаётся от­но­си­тель­но по­сто­ян­ной?

31.

Ве­ло­ту­рист Вла­ди­слав про­ехал на ве­ло­си­пе­де 3 часа со ско­ро­стью 19 км/ч.

Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Вла­ди­сла­ву оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню, поз­во­ля­ю­щее ему ком­пен­си­ро­вать энер­ге­ти­че­ские за­тра­ты.

При вы­бо­ре учти­те, что Вла­ди­слав обя­за­тель­но за­ка­жет лю­би­мый апель­си­но­вый сок и шо­ко­лад­ное мо­ро­же­ное.

В от­ве­те ука­жи­те энер­ге­ти­че­ские за­тра­ты, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность ужина и ко­ли­че­ство бел­ков в нем.

 

32.

Чем можно объ­яс­нить, что фер­мен­ты слюны ак­тив­ны в ро­то­вой по­ло­сти, а в же­луд­ке те­ря­ют свою ак­тив­ность?