№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1266038

1.

Это портрет члена Лондонского королевского общества, который первым увидел и описал микробов. Кто это?

 

1) Дж. Пристли

2) У. Гарвей

3) А. Везалий

4) А. Левенгук

2.

Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?

 

1) способностью синтезировать АТФ

2) постоянством формы

3) способностью синтезировать белок

4) избирательной проницаемостью

3.

Клетка гриба отличается от животной клетки наличием

 

1) клеточной стенки

2) митохондрий

3) пластид

4) ядра

4.

К какому отделу растений относится маршанция?

 

1) Бурые водоросли

2) Зелёные водоросли

3) Мхи

4) Папоротникообразные

5.

Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства розоцветные?

 

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

6.

Чем покрыто снаружи тело свободноживущих плоских червей?

 

1) клетками, на которые не действуют пищеварительные ферменты

2) более плотным слоем цитоплазмы

3) известковой раковиной

4) удлинёнными клетками с ресничками

7.

У птиц, в отличие от пресмыкающихся, быстро вырабатываются различные условные рефлексы, что связано с высоким развитием у них

 

1) обмена веществ

2) полушарий переднего мозга

3) продолговатого мозга

4) мозжечка

8.

Строение какого органа у человека и у медузы имеет наибольшее сходство?

 

1) дыхания

2) равновесия

3) пищеварения

4) кроветворения

9.

Какой тканью образованы сухожилия опорно-двигательного аппарата человека?

 

1) эпителиальной

2) соединительной

3) поперечнополосатой мышечной

4) гладкой мышечной

10.

Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?

 

1) свободных нижних конечностей

2) грудной клетки

3) свободных верхних конечностей

4) таза

11.

Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

 

1) белки фибрин и фибриноген

2) убитые возбудители заболевания

3) ослабленные возбудители заболевания

4) готовые антитела против возбудителя инфекции

12.

Что усиливает работу сердца?

 

1) парасимпатическая нервная система

2) ионы кальция

3) гормон роста

4) соматическая нервная система

13.

Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в

 

1) диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры

2) осуществлении вдоха и выдоха

3) выделении энергии при окислении органических веществ в клетках

4) присоединении кислорода к молекулам гемоглобина

14.

Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате протекания данной химической реакции?

 

глюкоза + кислород → углекислый газ + вода + ?

 

 

1) крахмал

2) АТФ

3) белок

4) ДНК

15.

В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей с нормальным зрением?

 

1) в области жёлтого пятна

2) перед сетчаткой

3) за сетчаткой

4) в области слепого пятна

16.

Примером инстинкта является

 

1) объедание гиенами трупа животного

2) движение рыбок к корму при постукивании по аквариуму

3) поджимание хвоста у собак при испуге

4) танец пчёл – способ обмена информацией

17.

Какова причина развития близорукости у человека?

 

1) ослабление ресничных мышц

2) гибель части палочек и колбочек

3) повреждение части нейронов зрительного нерва

4) помутнение хрусталика

18.

Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает ни вреда, ни пользы, наблюдаются при

 

1) квартиранстве

2) хищничестве

3) паразитизме

4) симбиозе

19.

Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов — производителей органических веществ)?

 

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.

3) Они используют энергию организма-хозяина.

4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

20.

Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см3).

В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см3 составит 24?

 

1) 20-й

2) 23-й

3) 27-й

4) 29-й

21.

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

ОБЪЕКТПРОЦЕСС
ядрохранение наследственной информации
митохондрия...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) хранение углеводов

2) клеточное дыхание

3) синтез белка

4) синтез РНК

22.

Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

 

А. Волокна сердечной мышцы имеют контактные участки, благодаря которым сигнал от одной клетки быстро передаётся соседним клеткам.

Б. Гладкая мышечная ткань обладает способностью к быстрому сокращению.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) является основной тканью растения

2) служит для проведения воды от корней к листьям

3) клетки имеют сильно вытянутую форму

4) в клетках есть хлоропласты

5) стенки клеток утолщены

6) клетки живые

24.

Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) ослабление сердечных сокращений

2) усиление желудочного сокоотделения

3) усиление сердечных сокращений

4) ослабление волнообразных движений кишечника

5) уменьшение потоотделения

6) учащение дыхательных движений

25.

Установите соответствие между примером и типом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИМЕР                       ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) потемнение кожи под воздействием солнечных лучей1) наследственная
Б) различия окраса между телятами одного приплода2) ненаследственная
В) увеличение массы тела при избыточном питании
Г) появление одного гигантского растения среди растений обычного размера   

того же вида

Д) появление уродливых форм растений и животных в районе Чернобыля

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

26.

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) двигательный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) спинной мозг

4) рецепторы сухожилия

5) четырёхглавая мышца бедра

27.

Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ХВОЩИ

Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) весенний2) семейные3) корневище4) насекомое
5) летний6) осенний7) вода8) споровые

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

Существует несколько вариантов классификации цветков и соцветий.

 

A. По сложности околоцветника цветки бывают:

1) с простым околоцветником (имеются только лепестки),

2) со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).

 

Соцветия делят по следующим признакам:

 

Б. По степени разветвления:

1) простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),

2) сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).

 

B. По наличию цветоножки у каждого цветка:

1) с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),

2) с цветками, имеющими цветонос.

 

Г. По очерёдности раскрытия цветков:

1) ботрические (снизу вверх),

2) цимозные (сверху вниз).

 

Д. По наличию цветка на верхушке:

1) открытые (нет цветка на верхушке),

2) закрытые (есть цветок на верхушке).

 

Классифицируйте приведённое на рисунке соцветие по всем пяти вариантам классификации.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

29.

Пользуясь текстом «Простейшие − возбудители болезней человека» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:

 

1) Почему борьба с природно-очаговыми заболеваниями сложнее, чем с антропонозами?

2) К каким систематическим группам относятся возбудители малярии и сонной болезни?

3) Кто является переносчиками малярии и сонной болезни?


Простейшие — возбудители болезней человека Среди простейших организмов многие представляют опасность для человека. Дизентерийные амёбы вызывают расстройства кишечника, трипаносомы — сонную болезнь, малярийный плазмодий — малярию.

Эпидемии некоторых из этих болезней приносят множество бед человечеству. В прошлые века, да и сегодня в ряде стран возникает проблема борьбы с этими тяжёлыми заболеваниями. Дело в том, что эти заболевания могут передаваться как от человека к человеку, так и от животного-переносчика к человеку.

Заболевания, которые переносятся к человеку животными, называются природно-очаговыми. Они существовали и существуют в природе всегда. Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку, называются антропонозами (антропо — человек). Примерами таких заболеваний служат оспа, СПИД, грипп.

Природно-очаговое заболевание представляет собой сложную систему, состоящую из возбудителя, хозяина и переносчика. К этим заболеваниям относятся малярия, чума, клещевой энцефалит.

Антропонозы победить можно. Достаточно вылечить всех, кто болеет или привить людей от конкретного заболевания. Так победили оспу, полиомиелит. А вот амёбиазы, вызываемые амёбной дизентерией, победить пока не удаётся. Хотя, казалось бы, это достаточно просто. Если не пить воду из стоячих, непроверенных водоёмов, хорошо мыть фрукты и овощи, а также руки перед едой, то опасность заболеть амёбной дизентерией сводится к минимуму. При этом надо знать, что амёбная дизентерия переносится только от человека к человеку при непосредственных контактах.

Как же предупредить инфекционные природно-очаговые заболевания? Уничтожить всех мух цеце, которые переносят возбудителей сонной болезни или, всех малярийных комаров — невозможно. Прививок от малярии пока нет. Однако способы борьбы с ними существуют. На сегодня самым эффективным методом борьбы с переносчиками малярии и лихорадкой, от которых страдает ежегодно до 50 миллионов человек в тропических странах, является ДДТ — инсектицид, синтезированный ещё в XIX веке и активно используемый для борьбы с насекомыми в XX веке. Но ДДТ очень медленно разлагается и накапливается в растениях, организмах животных и человека, а также в окружающей среде. Сегодня использование ДДТ практически запрещено во всём мире, но для африканских стран, например Танзании, использование ДДТ разрешено, поскольку этот инсектицид является единственным эффективным методом борьбы с малярийными комарами.

30.

Осмос – это явление, при котором молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворённого вещества в область повышенной концентрации. Например, при погружении кожицы лука в концентрированный раствор соли наблюдается отслаивание цитоплазмы клетки от оболочки (плазмолиз) из-за того, что вода из цитоплазмы уходит в раствор.

Ученики одной из московских школ решили использовать явление осмоса для определения концентрации сахарозы в клубнях картофеля. Они поместили кусочки картофеля известной массы в пробирки с разной концентрацией сахарозы, выдержали там эти кусочки двое суток, после чего снова измерили их массу. Если концентрация сахарозы в картофеле выше, чем в растворе, то вода должна поступать в картофель и его масса должна увеличиваться. Если же концентрация в картофеле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По результатам своей работы ученики составили следующую таблицу.

 

Концентрация сахарозы, моль/лИзменение массы картофеля, гсреднее, г
повтор 1повтор 2повтор 3повтор 4повтор 5
0,10,300,300,400.400,400,38
0,20,100,100,100,100,100,10
0,30,000,890,040,340,040,26
0,4–0,75–0,65–0,45–0,65–0,40–0,58
0,5–0,15–0,15–0,25–0,20–0,20–0,25

 

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

 

1. Какова, по Вашему мнению, концентрация сахарозы в изучаемом картофеле, использованном для эксперимента? Ответ поясните.

2. Каждый ученик выполнял эксперимент при одной из приведённых выше концентраций сахарозы. Все ли ученики добросовестно записали свои результаты? Ответ поясните.

31.

Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Рассчитайте, что стоит съесть каждой из них, чтобы компенсировать их энергозатраты. При выборе учтите, что Таня очень любит сладкое и предпочитает не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жирные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки.

В ответе укажите энергозатраты катания и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.

 

 

Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания

 

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

32.

Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. (задание 31 № 1413) Таня любит сладкое и предпочитает не есть мясо, а Маша любит есть жирные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки. Как Вы думаете, кому из них будет легче следить за фигурой? Ответ обоснуйте.

 

Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания

 

 

Энергозатраты при различных видах физической активности