№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1266036

1.

Кого счи­та­ют создателем кле­точ­ной теории иммунитета?

 

1) Ч. Дарвина

2) И. П. Павлова

3) Л. Пастера

4) И. И. Мечникова

2.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных кле­точ­ных струк­тур при­сут­ству­ет и в клет­ках бактерий, и в клет­ках животных?

 

1) хромосома

2) кле­точ­ная стенка

3) лизосома

4) митохондрия

3.

Каково от­ли­чие выс­ших гри­бов от низших?

 

1) У них ми­це­лий разделён на от­дель­ные клетки.

2) Они бы­ва­ют толь­ко сапрофитами.

3) У них клет­ки не имеют кле­точ­ной стенки.

4) Они не об­ра­зу­ют пло­до­вое тело.

4.

Плод крестоцветного растения капусты огородной называют

 

1) бобом

2) коробочкой

3) костянкой

4) стручком

5.

Какому числу крат­но число ча­стей цвет­ка у рас­те­ний се­мей­ства лилейные?

 

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

6.

Чешуя щуки — это образование

 

1) эктодермы

2) энтодермы

3) мезодермы

4) паренхимы

7.

Какой пищей могут питаться животные, имеющие такой желудок?

 

1) зелёными побегами

2) твёрдыми плодами

3) мелкими позвоночными

4) разнообразными беспозвоночными

8.

На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?

 

1) питекантропов

2) кроманьонцев

3) неандертальцев

4) австралопитеков

9.

Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?

 

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рабочий орган

4) двигательный нейрон

10.

Функцию пи­та­ния и роста кости в тол­щи­ну выполняет

 

1) жёлтый кост­ный мозг

2) красный кост­ный мозг

3) надкостница

4) губчатое вещество

11.

Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей

 

1) фибриногена

2) тромбина

3) фибрина

4) разрушающихся тромбоцитов

12.

В какую ка­ме­ру серд­ца че­ло­ве­ка по­сту­па­ет кровь из верх­ней полой вены?

 

1) в левый же­лу­до­чек

2) в пра­вый же­лу­до­чек

3) в левое предсердие

4) в пра­вое предсердие

13.

Просветы главных бронхов не сужаются вследствие того, что имеют

 

1) утолщения соединительнотканной оболочки

2) хрящевые полукольца

3) кольца из хряща и плотной соединительной ткани

4) участки, образованные многослойным эпителием

14.

Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

 

1) собирательная трубка

2) почечная артерия

3) капсула нефрона

4) извитой каналец

15.

Что вос­при­мут изображённые на ри­сун­ке рецепторные клетки?

 

1) растворённое вещество

2) газообразное вещество

3) температуру

4) сухое вещество

16.

На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.

 

1) сангвиник

2) флегматик

3) меланхолик

4) холерик

17.

В каком случае используется промывание раны 1%-ным раствором уксусной кислоты?

 

1) ожог кислотой

2) термический ожог

3) ожог щёлочью

4) порез

18.

Какой фактор является сигналом к отлёту перелётных птиц?

 

1) короткий световой день

2) длительные дожди

3) низкие температуры

4) отсутствие листьев на деревьях

19.

Какая по­сле­до­ва­тель­ность из пред­ло­жен­ных правильно от­ра­жа­ет схему клас­си­фи­ка­ции растений?

 

1) вид → род → се­мей­ство → класс → отдел

2) вид → отдел → класс → род → семейство

3) вид → се­мей­ство → род → класс → отдел

4) вид → класс → отдел → род → семейство

20.

На гра­фи­ке пред­став­ле­на за­ви­си­мость кон­цен­тра­ции двух ве­ществ (танина и ци­а­но­ген­но­го гликозида) от воз­рас­та листа па­по­рот­ни­ка (вайи), про­би­ва­ю­ще­го­ся из-под земли весной.

 

 

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве приведённого графика?

 

1) Более мо­ло­дые ли­стья со­дер­жат вы­со­кую кон­цен­тра­цию ци­а­но­ген­но­го гли­ко­зи­да и низ­кую кон­цен­тра­цию танина.

2) Более ста­рые ли­стья со­дер­жат вы­со­кую кон­цен­тра­цию ци­а­но­ген­но­го гли­ко­зи­да и низ­кую кон­цен­тра­цию танина.

3) Более мо­ло­дые ли­стья со­дер­жат вы­со­кую кон­цен­тра­цию обоих веществ.

4) Более ста­рые ли­стья со­дер­жат вы­со­кую кон­цен­тра­цию обоих веществ.

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
...Тра­хеи
КрабЖабры

 

Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) улитка виноградная

2) планария белая

3) лягушка озёрная

4) жук майский

22.

Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?

 

А. Работа соматической нервной системы подчинена воле человека.

Б. В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­тер­ны для флоэмы? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) слу­жит для про­ве­де­ния воды от кор­ней к листьям

2) яв­ля­ет­ся про­во­дя­щей тка­нью растения

3) клет­ки ли­ше­ны кле­точ­ной стенки

4) клет­ки со­дер­жат хлоропласты

5) клет­ки ли­ше­ны ядер

6) клет­ки имеют клетки-спутницы

24.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных свойств ха­рак­тер­ны для боль­шин­ства выс­ших растений? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) активно перемещаются

2) имеют ор­га­ны и ткани

3) органические ве­ще­ства по­лу­ча­ют путём фотосинтеза

4) поворачиваются в сто­ро­ну от солнца

5) могут фо­то­син­те­зи­ро­вать в темноте

6) в клет­ках име­ет­ся цел­лю­лоз­ная кле­точ­ная стен­ка

25.

Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ
A) берёт начало в левом желудочке1) малый круг
Б) из сердца вытекает артериальная кровь2) большой круг
В) кровь обогащается углекислым газом
Г) кровь из сердца попадает в лёгочную артерию
Д) берёт начало в правом желудочке   

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла па­по­рот­ни­ка орляка, на­чи­ная с оплодотворения. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) оплодотворение

2) развитие по­ло­вых клеток

3) развитие спо­ран­ги­ев на листьях

4) развитие корневища

5) развитие заростка

6) развитие спор в спорангиях

27.

Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вена2) артерия3) капилляр4) левый желудочек
5) правый желудочек6) правое предсердие7) артериальная кровь8) венозная кровь

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фо­то­гра­фию ло­ша­ди по­ро­ды эк­мур­ский пони. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его (её) внеш­не­му строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: по­ста­нов­ка головы, форма головы, форма спины, рас­по­ло­же­ние за­пя­стья пе­ред­ней конечности, по­ста­нов­ка зад­них конечностей. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Полезные бактерии» и свои знания, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) Что не­об­хо­ди­мо для про­из­вод­ства простокваши?

2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти мо­лоч­но­кис­лых бактерий?

3) В чём за­клю­ча­ют­ся раз­ли­чия между аэроб­ным и анаэ­роб­ным об­ме­ном веществ?


Полезные бактерии

 

Термин анаэробы ввёл Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. «Дышать без воздуха» (анаэробно) — непривычное словосочетание. Но именно так получают энергию для своих жизненных процессов многие бактерии. Они очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 кубическом сантиметре парного молока находится больше 3000 миллионов бактерий. При скисании молока коров, которых разводят на Балканском полуострове, получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием болгарская палочка, которая и совершила превращение молока в молочнокислый продукт.

Болгарская палочка известна во всём мире — она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Илья Ильич заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Он выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт, и выделил

в чистую культуру молочнокислую бактерию, а затем использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т. е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии превращают свежую капусту в квашеную, яблоки — в мочёные,

а огурцы — в кислосолёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара идёт на нужды бактерии. Процесс брожения у таких бактерий заменяет им процесс дыхания. Собственно говоря, это и есть их дыхание — освобождение энергии на свои нужды. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного — бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для своего дыхания.

30.

Однажды один очень до­тош­ный учёный решил пе­ре­про­ве­рить эксперимент

Эрвина Чаргаффа. Он вы­де­лил нук­ле­и­но­вую кис­ло­ту из це­ло­го ряда ор­га­низ­мов раз­ных групп и опре­де­лил со­дер­жа­ние аденина, гуанина, ти­ми­на и ци­то­зи­на в их ге­не­ти­че­ском материале. Ре­зуль­та­ты он занёс в таблицу.

 

 

Изучите таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. Правило Чар­гаф­фа гласит, что ко­ли­че­ство остат­ков аде­ни­на равно ко­ли­че­ству остат­ков ти­ми­на в ДНК, а ко­ли­че­ство ци­то­зи­на — ко­ли­че­ству гуанина. Под­твер­дил ли наш до­тош­ный учёный это правило?

2. Каково со­дер­жа­ние гу­а­ни­на у дрож­жей и у воз­бу­ди­те­ля туберкулёза (укажите еди­ни­цы измерения)?

3. Предложите объяснение, по­че­му у ви­ру­са по­лио­ми­е­ли­та учёный не об­на­ру­жил тимина

31.

Мария, ма­стер спор­та по бадминтону, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сборах, где каж­дый день в те­че­ние 4 часов (утром и вечером) ак­тив­но тре­ни­ру­ет­ся со сво­и­ми подругами. В сво­бод­ное время между двумя тре­ни­ров­ка­ми де­вуш­ки ре­ши­ли по­обе­дать в ре­сто­ра­не быст­ро­го питания.

Предложите Марии оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию бел­ков меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тренировки. При вы­бо­ре учтите, что Мария любит слад­кое и обя­за­тель­но за­ка­жет мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным наполнителем, а также слад­кий напиток. Однако тренер про­сил Марию по­треб­лять блюда с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем белка. В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты утрен­ней тренировки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём.

 

32.

Какие функ­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­пол­ня­ют по­сту­па­ю­щие с пищей белки? Ука­жи­те не менее двух функций.