№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1266034

1.

Кого счи­та­ют создателем кле­точ­ной теории иммунитета?

 

1) Ч. Дарвина

2) И. П. Павлова

3) Л. Пастера

4) И. И. Мечникова

2.

В чём проявляется сходство клеток грибов, растений и животных?

 

1) в отсутствии лизосом

2) в наличии оформленного ядра

3) в наличии пластид

4) в отсутствии клеточной стенки

3.

На каком из ри­сун­ков пред­став­лен фраг­мент тела гриба подосиновика?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4.

По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам?

 

1) камбий

2) сердцевина

3) древесина

4) луб

5.

Какое растение размножается с помощью луковицы?

 

1) тюльпан

2) картофель

3) морковь

4) земляника

6.

Окончательным хо­зя­и­ном бы­чье­го цепня является

 

1) ко­ро­ва

2) овца

3) сви­нья

4) человек

7.

При низких температурах воздуха птицы распушают перья. Как такое поведение помогает пернатым?

 

1) Это уменьшает потери тепла.

2) Это защищает перья от повреждения.

3) Это увеличивает выработку тепла.

4) Это предохраняет их кожу от высыхания.

8.

Под каким номером изображена часть света, в которой были найдены останки австралопитеков?

9.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен тимус?

10.

К механической функции костей скелета человека относят

 

1) участие в кроветворении

2) обмен солей

3) защиту внутренних органов

4) участие в иммунитете

11.

На рисунке изображён фрагмент кровеносного капилляра. Какой процесс протекает в этот момент в кровеносном сосуде?

 

1) фагоцитоз

2) образования эритроцитов

3) образование антител

4) образование тромба

12.

Что усиливает работу сердца?

 

1) адреналин

2) ионы железа

3) соматическая нервная система

4) парасимпатическая нервная система

13.

Ферменты слюнных желёз расщепляют
   1) 

белки

   2) 

жиры

   3) 

углеводы

   4) 

нуклеиновые кислоты

14.

Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

 

1) почечная артерия

2) капсула нефрона

3) извитой каналец

4) собирательная трубка

15.

Какую функцию выполняет зрачок глаза?

 

1) преобразует энергию света в нервный импульс

2) регулирует световой поток

3) фокусирует изображение на сетчатку

4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС

16.

У человека формирование речи идёт параллельно с развитием

 

1) инстинктов

2) безусловных рефлексов

3) эмоциональной памяти

4) абстрактного мышления

17.

Какие меры не­об­хо­ди­мо при­ме­нить при за­кры­том пе­ре­ло­ме плеча?

 

1) по­ло­жить че­ло­ве­ка под наклоном, го­ло­вой вниз

2) на­ло­жить шину, за­фик­си­ро­вав пле­че­вой и лок­те­вой суставы

3) на­ло­жить жгут выше места перелома

4) на­ло­жить да­вя­щую по­вяз­ку на плечо

18.

Взаимоотношения личинок божьих коровок и тлей относят к

 

1) нахлебничеству

2) симбиозу

3) хищничеству

4) паразитизму

19.

Определите правильно составленную пищевую цепь
   1) 

полярная сова  мелкие певчие птицы  насекомые  растения

   2) 

растения  насекомые  мелкие певчие птицы  полярная сова

   3) 

растения  полярная сова  мелкие певчие птицы  насекомые

   4) 

насекомые  мелкие певчие птицы  растения  полярная сова

20.

Рассмотрите гра­фик за­ви­си­мо­сти роста эм­бри­о­на (в мм) от воз­рас­та этого эмбриона. На каком ме­ся­це бе­ре­мен­но­сти рост эм­бри­о­на со­став­ля­ет 250 мм?

 

 

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

21.

Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:

 

Груп­па 1Груп­па 2
СоснаЕль
БерёзаВет­ре­ни­ца
Оду­ван­чикКо­пы­тень

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

 

1) источник питания

2) способ размножения

3) требования к освещённости

4) строение цветка

22.

Верны ли суж­де­ния о тка­нях ор­га­низ­ма человека?

 

А. Обо­лоч­ки мышц, сухожилия, хрящи и кости об­ра­зо­ва­ны раз­лич­ны­ми ви­да­ми со­еди­ни­тель­ной ткани.

Б. Эпи­те­ли­аль­ные ткани об­ра­зу­ют железы: слюнные, потовые, слёзные и другие, их клет­ки вы­де­ля­ют раз­лич­ные жидкости.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

23.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных признаков ха­рак­тер­ны для кост­ных рыб? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) один круг кровообращения

2) сухая, оро­го­ве­ва­ю­щая кожа

3) трехкамерное сердце

4) наличие бо­ко­вой линии

5) органы ды­ха­ния — жабры

6) наличие пя­ти­па­лых конечностей

24.

Известно, что обык­но­вен­ный бегемот, или гиппопотам, — круп­ное полувод­ное травоядное млекопитающее. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 

1) Масса круп­ных самцов до­сти­га­ет 4 тонн, длина тела 3 метра, вы­со­та в пле­чах до 1,65 м. Ноздри, глаза и уши не­сколь­ко приподняты, что поз­во­ля­ет бегемоту дышать, смот­реть и слышать, оста­ва­ясь почти пол­но­стью под водой.

2) Характерной осо­бен­но­стью бегемота яв­ля­ет­ся его по­лу­вод­ный образ жизни — боль­шую часть вре­ме­ни он про­во­дит в воде, вы­хо­дя на сушу толь­ко ночью на не­сколь­ко часов для кормежки.

3) Шкура бе­ге­мо­та имеет серо-коричневый цвет с ро­зо­ва­тым оттенком и до­сти­га­ет толщины 4 см.

4) Общая длина пи­ще­ва­ри­тель­но­го тракта (желудок и кишечник) со­став­ля­ет 60 метров, что поз­во­ля­ет бегемоту зна­чи­тель­но полнее усва­и­вать клетчатку из растений.

5) Половой ди­мор­физм выражен слабо, самки мень­ше самцов на 10%.

6) Бегемот от­но­сит­ся к от­ря­ду парнокопытных, так как его ко­неч­но­сти имеют че­ты­ре пальца, каж­дый из ко­то­рых оканчивается по­до­би­ем копытца.

25.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и клас­сом животных, для ко­то­ро­го он характерен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       КЛАСС
A) у части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки    1) Насекомые
Б) по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники    2) Паукообразные
В) тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка
Г) спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу
Д) 4 пары хо­диль­ных ног
E) на го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.

2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

27.

Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание2) испарение3) лейкопласт4) питание
5) свет6) фотосинтез7) хлоропласт8) хлорофилл

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию листа берёзы повислой. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Прочитайте текст «Жан Ба­тист Ламарк» и от­веть­те на вопросы.

1. Что Ла­марк пред­ло­жил пер­вым в ис­то­рии науки?

2. Какие тер­ми­ны пер­вым ввёл Ламарк?

3. Каково прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие «ламаркизма» от «дарвинизма»?


Жан Батист Ламарк

 

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк  — французский учёный- естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».

Ламарк был большим знатоком как в области зоологии, так и в области ботаники. С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Помимо термина «беспозвоночные», Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым, — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным F.P. Тревиранусом и независимо от него. Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Наследование групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

 

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у родителей? (Укажите любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов ответа.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным реципиентом?

31.

Студенка ин­сти­ту­та физкультуры Ма­ри­на занимается кон­ным спортом. Каж­дый день после ин­сти­ту­та она за­ни­ма­ет­ся верховой ездой по 95 минут. После тре­ни­ров­ки девушка за­хо­дит перекусить в ре­сто­ран быстрого питания. Ис­поль­зуя данные таб­ли­цы 1 и 2, пред­ло­жи­те студентке оп­ти­маль­ное по калорийности, с мак­си­маль­ным содержанием бел­ков меню из пе­реч­ня предложенных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать энергозатраты тренировки. При вы­бо­ре учтите, что Ма­ри­на всегда за­ка­зы­ва­ет омлет с ветчиной.

В от­ве­те укажите: энер­го­за­тра­ты спортсменки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ко­то­рые не долж­ны повторяться; ко­ли­че­ство белков; ка­ло­рий­ность обеда, ко­то­рая не долж­на превышать энер­го­за­тра­ты во время тренировки.

 

Таблица 1

Таблица энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

Блюда и напиткиЭнергетическая цен­ность (ккал)Белки (г)Жиры (г)Углеводы (г)
Двойной Мак­Маффин

булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425393341
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380191835
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355131542
Омлет с ветчиной350211435
Салат овощной603010
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250141215
Картофель по-деревенски31551638
Маленькая пор­ция кар­то­фе­ля фри22531229
Мороженое с шо­ко­лад­ным наполнителем32561150
Вафельный рожок1353422
«Кока-Кола»1700042
Апельсиновый сок2252035
Чай без сахара0000
Чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки)680014

 

 

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности

32.

Почему че­ло­ве­ку следует огра­ни­чи­вать себя в по­треб­ле­нии сахара? При­ве­ди­те не менее двух аргументов