№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1266033

1.

На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII — начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

 

1) хромосомную теорию

2) теорию эволюции живого мира

3) клеточную теорию

4) теорию иммунитета

2.

Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут

 

1) аппарат Гольджи и вакуоли

2) лизосомы и ЭПС

3) рибосомы и центриоли

4) митохондрии и хлоропласты

3.

Пеницилл отличается от мукора тем, что

 

1) пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб

2) пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет

3) пеницилл размножается спорами, а мукор — грибницей

4) пеницилл — гетеротроф, а мукор — автотроф

4.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ча­стей па­по­рот­ни­ка щи­тов­ни­ка от­но­сит­ся к спорофиту?

 

1) ри­зо­и­ды

2) за­ро­сток

3) вайя

4) яйцеклетка

5.

По каким признакам моховидных отличают от других растений?

 

1) имеют листья, стебель и ризоиды

2) способны к фотосинтезу

3) размножаются спорами

4) в процессе их развития происходит чередование поколений

6.

У каких жи­вот­ных впер­вые в ходе эво­лю­ции по­яви­лась по­лость тела?

 

1) Кишечнополостные

2) Плос­кие черви

3) Круг­лые черви

4) Коль­ча­тые черви

7.

Лёгочное ды­ха­ние у зем­но­вод­ных осу­ществ­ля­ет­ся благодаря

 

1) сердечным сокращениям

2) растягиванию горла

3) глотательным движениям

4) изменению объёма груд­ной по­ло­сти тела

8.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся из эктодермы?

 

1) пищеварительная

2) дыхательная

3) кровеносная

4) нервная

9.

Чем образовано серое вещество спинного мозга?

 

1) аксонами нейронов

2) телами нейронов и их дендритами

3) сократительными волокнами

4) соединительной тканью

10.

Соединение ча­стей ске­ле­та обеспечивают

 

1) сухожилия

2) связки

3) мы­шеч­ные волокна

4) хрящи

11.

Белок фибриноген входит в состав
   1) 

эритроцитов

   2) 

лейкоцитов

   3) 

тромбоцитов

   4) 

плазмы крови

12.

Какой фактор обеспечивает движение крови в венах?

 

1) большая разветвлённость сосудов

2) сокращение близлежащих скелетных мышц

3) разная скорость движения крови по сосудам

4) работа створчатых клапанов сердца

13.

На ри­сун­ке пред­став­ле­на фор­му­ла вещества. В каком от­де­ле пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка вса­сы­ва­ет­ся это вещество?

 

1) тон­кий кишечник

2) тол­стый кишечник

3) желудок

4) ро­то­вая полость

14.

В процессе пластического обмена в организме человека

 

1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ

2) из глюкозы образуется гликоген

3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты

4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака

15.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на часть органа слу­ха, уси­ли­ва­ю­щая зву­ко­вые колебания?

16.

Рассмотрите экс­пе­ри­мент с мышами. Под­опыт­ная мышь (внизу) по­лу­ча­ет слабый удар током и при этом слы­шит звуковой сигнал. Кон­троль­ная мышь (вверху) не по­лу­ча­ет болевых стимулов, и зву­ко­вой сигнал её со­вер­шен­но не пугает. Чем яв­ля­ет­ся электрический ток для под­опыт­ной мыши?

 

1) внешним торможением

2) условным раздражителем

3) внутренним торможением

4) безусловным раздражителем

17.

С какой целью спасатель ритмично надавливает ладонями рук на нижнюю половину грудины пострадавшего?

 

1) поддержать кровообращение

2) привести пострадавшего в сознание

3) обеспечить доступ кислорода в лёгкие

4) удалить из дыхательных путей инородные предметы

18.

Какова роль раз­ру­ши­те­лей в эко­ло­ги­че­ских сообществах?

 

1) обес­пе­чи­ва­ют про­из­во­ди­те­лей ми­не­раль­ным питанием

2) син­те­зи­ру­ют глю­ко­зу из не­ор­га­ни­че­ских веществ

3) по­еда­ют рас­ти­тель­ные организмы

4) слу­жат до­пол­ни­тель­ным ис­точ­ни­ком энер­гии для агроценозов

19.

Организмы, как правило, приспосабливаются

 

1) к не­сколь­ким наи­бо­лее важ­ным эко­ло­ги­че­ским факторам

2) к од­но­му наи­бо­лее су­ще­ствен­но­му фактору

3) в ос­нов­ном к абио­ти­че­ским факторам

4) в ос­нов­ном к био­ти­че­ским факторам

20.

На гра­фи­ке пред­став­ле­на за­ви­си­мость ко­ли­че­ства по­гло­ща­е­мых во­лос­ко­вы­ми клет­ка­ми корня ионов от рас­сто­я­ния между этими клет­ка­ми и вер­ши­ной корня.

 

 

На ос­но­ва­нии этого гра­фи­ка можно сде­лать вывод о том, что наи­боль­шее ко­ли­че­ство ионов поглощается

 

1) мо­ло­ды­ми клет­ка­ми корня летом

2) мо­ло­ды­ми клет­ка­ми корня зимой

3) ста­ры­ми диф­фе­рен­ци­ро­ван­ны­ми клет­ка­ми летом

4) ста­ры­ми диф­фе­рен­ци­ро­ван­ны­ми клет­ка­ми зимой

21.

Между био­ло­ги­че­ски­ми объ­ек­та­ми и процессами, ука­зан­ны­ми в столб­цах приведённой ниже таблицы, име­ет­ся определённая связь.

 

ОБЪЕКТПРОЦЕСС
рибосома...
хлоропластфотосинтез

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таблице?

 

1) хра­не­ние углеводов

2) кле­точ­ное дыхание

3) син­тез белка

4) син­тез РНК

22.

Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности животных?

 

А. В сократительных вакуолях простейших скапливаются непереваренные остатки пищи, которые удаляются во внешнюю среду.

Б. Вокруг частиц пищи у простейших образуются пищеварительные вакуоли.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных симп­то­мов ха­рак­тер­ны для за­ра­же­ния гельминтами? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) худоба

2) воспаленные глаза

3) кашель

4) выпадение волос

5) повышенный аппетит

6) диарея

24.

Какие функции регулирует соматический отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) непроизвольные движения стенок желудка

2) интенсивность обмена веществ

3) сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей

4) работу почек

5) восприятие кожи к прикосновениям

6) сокращение скелетной мускулатуры верхних конечностей

25.

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

              ПРИЗНАК         СЛОЙ КОЖИ
A) расположены рецепторы1) эпидермис
Б) расположены сальные и потовые железы     2) дерма
В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин
Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются
Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими

сосудами

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Расставьте цифры в со­от­вет­ствии с по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­по­ло­же­ния слоёв стеб­ля сосны, на­чи­ная с на­руж­но­го слоя. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) пробка

2) кожица

3) камбий

4) луб

5) древесина

6) сердцевина

27.

Вставьте в текст «Семейство Сложноцветные» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

Семейство Сложноцветные

Сложноцветные — одно из самых боль­ших се­мейств ______________(А) растений.

Главный от­ли­чи­тель­ный при­знак этого се­мей­ства со­сто­ит в том, что у него цветы —________(Б), пред­став­ля­ю­щие на самом деле целое со­цве­тие из мел­ких цве­точ­ков —______________(В). Эти цве­точ­ки сидят на общем цве­то­ло­же и окру­же­ны общей чашечкой, со­сто­я­щей из од­но­го или не­сколь­ких рядов _______________(Г) (маленьких листочков, рас­по­ло­жен­ных на цветоножке) — по­лу­ча­ет­ся нечто на­по­до­бие корзиночки. От­дель­ные цве­точ­ки обыч­но со­всем мелкие. Вен­чик сростнолепестный, по форме силь­но различается, но вы­де­ля­ют два наи­бо­лее распространённых типа: труб­ча­тый и ___________(Д), причём все пять его долей срас­та­ют­ся в одну пластинку, ото­гну­тую в одну сторону.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) прицветник2) прилистник3) корзинка4) двудольный
5) однодольный6) язычковый7) сложный8) составной

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

28.

Рассмотрите фотографию листа подорожника большого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Какова роль белка лизоцима?

2) Какой фермент содержится в желудочном соке?

3) Объясните, почему при поступлении пищи в ротовую полость в желудке начинает выделяться желудочный сок.


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Ранувокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Сравнительные раз­ме­ры эритроцитов че­ло­ве­ка и дру­гих животных» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) У кого из пред­ста­ви­те­лей млекопитающих самая боль­шая площадь по­верх­но­сти эритроцита?

2) Почему у ля­гуш­ки эритроциты боль­ше по раз­ме­рам и пло­ща­ди поверхности, чем у млекопитающих?

3) Что об­ще­го у эрит­ро­ци­тов млекопитающих животных?

31.

14-летний Артём в зим­ние каникулы по­се­тил Сочи. Перед на­ча­лом экскурсии по олим­пий­ским объектам он по­зав­тра­кал в мест­ном кафе быст­ро­го питания. Под­ро­сток заказал себе на вто­рой завтрак сле­ду­ю­щие блюда и напитки: Чикен Фреш Маффин, омлет с ветчиной, ма­лень­кую порцию кар­то­фе­ля фри и ста­кан «Кока-Колы».

Используя дан­ные таблиц 1, 2 и 3, определите: ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность второго завтрака, если Артём пи­та­ет­ся четыре раза в день; ре­аль­ную энер­ге­ти­че­скую ценность за­ка­зан­но­го второго завтрака; ко­ли­че­ство углеводов в блю­дах и напитках, а также от­но­ше­ние поступивших с пищей уг­ле­во­дов к их су­точ­ной норме.

 

 

Таблица 1

Таблица энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

Блюда и напиткиЭнергетическая цен­ность (ккал)Белки (г)Жиры (г)Углеводы (г)
Двойной Мак­Маффин

булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425393341
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380191835
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355131542
Омлет с ветчиной350211435
Салат овощной603010
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250141215
Картофель по-деревенски31551638
Маленькая пор­ция кар­то­фе­ля фри22531229
Мороженое с шо­ко­лад­ным наполнителем32561150
Вафельный рожок1353422
«Кока-Кола»1700042
Апельсиновый сок2252035
Чай без сахара0000
Чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки)680014

 

Таблица 2

Суточные нормы пи­та­ния и энер­ге­ти­че­ская по­треб­ность детей и подростков

 

Возраст, летБелки, г/кгЖиры г/кгУглеводы, гЭнергетическая потребность, ккал
7−102,31,73302550
11−152,01,73752900
Старше 161,91,04753100

 

Таблица 3

 

Калорийности при че­ты­рех­ра­зо­вом пи­та­нии (от общей ка­ло­рий­но­сти в сутки)

 

Первый завтракВторой завтракОбедУжин
14%18%50%18%

32.

В хи­ми­че­ский со­став клет­ки че­ло­ве­ка вхо­дят белки, жиры и углеводы. В пище че­ло­ве­ка долж­ны со­дер­жать­ся эти вещества. Укажите, какие из них могут пре­вра­щать­ся друг в друга, а какие нет.