№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1206177

1.

На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

 

1) рефлекторную теорию

2) теорию эволюции

3) клеточную теорию

4) теорию иммунитета

2.

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

 

1) контролируют жизнедеятельность

2) поглощают энергию солнечного света

3) хранят наследственную информацию

4) запасают воду

3.

Выберите верное утверждение.

 

1) у одноклеточного растения нет способности к половому размножению

2) одноклеточные растения неспособны к активному движению

3) у многоклеточного растения не бывает дифференциации на органы и ткани

4) у многоклеточного растения объём тела потенциально не ограничен

4.

При прорастании семени проросток гороха первое время получает питательные вещества из

 

1) эндосперма

2) зародышевого корешка

3) семядолей

4) почвы

5.

Плод арахиса, гороха, сои, фасоли, давший название всему семейству, —

 

1) орех

2) семянка

3) боб

4) стручок

6.

У зародышей каких организмов впервые появился третий слой клеток?

 

1) кишечнополостные

2) кольчатые черви

3) членистоногие

4) плоские черви

7.

Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно

 

1) наружное оплодотворение

2) разделение тела на голову, туловище и хвост

3) развитие с образованием личинки

4) внутреннее оплодотворение

8.

Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

 

1) нервная система узлового типа

2) жаберные щели в стенке глотки зародыша

3) лёгкие, состоящие из альвеол

4) волосяной покров

9.

Полушария, борозды и извилины имеются в строении
   1) 

мозжечка

   2) 

спинного мозга

   3) 

моста

   4) 

среднего мозга

10.

Какой сустав изображён на рентгеновских снимках?

 

1) голеностопный

2) тазобедренный

3) локтевой

4) коленный

11.

Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

 

1) красными кровяными клетками крови

2) клетками нефронов почек

3) клетками альвеол лёгких

4) белыми кровяными клетками крови

12.

Какой кровеносный сосуд обозначен на рисунке цифрой 1?

 

1) лёгочная артерия

2) нижняя полая вена

3) аорта

4) лёгочная вена

13.

На рисунке представлена формула вещества. В каком отделе пищеварительной системы человека всасывается это вещество?

 

1) тонкий кишечник

2) толстый кишечник

3) желудок

4) ротовая полость

14.

Гемоглобин — вещество, образующееся в организме человека в результате обмена

 

1) белков

2) жиров

3) витаминов

4) углеводов

15.

Пигмент, который определяет цвет передней части сосудистой оболочки глаза человека, расположен в

 

1) белочной оболочке

2) радужке

3) хрусталике

4) роговице

16.

Какой из факторов, с точки зрения современной биологии, не влияет на формирование характера человека?

 

1) генетическая программа

2) положение звёзд при рождении

3) воспитание

4) поведение сверстников

17.

При каком типе кровотечения кровь имеет тёмную окраску и вытекает непрерывно, но медленно?

 

1) капиллярном

2) артериальном

3) венозном

4) внутреннем

18.

Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени ограничивает рост численности зайцев зимой?

 

1) большое количество хищников

2) малое количество еды

3) низкая температура

4) чистота воздуха

19.

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то его кровеносная система должна иметь

 

1) двухкамерное сердце и один круг кровообращения

2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения

3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения

4) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения

20.

Изучите график зависимости объёма запомненной информации (в %) от времени (по оси x отложено время (в часах), а по оси y — количество запомненной информации (в %)).

Через сколько часов объём запомненной информации составит 30%?

 

1) 20 ч.

2) 25 ч.

3) 30 ч.

4) 35 ч.

21.

Между биологическими объектами и функциями, которые они выполняют, существует определённая связь.

 

ОБЪЕКТФУНКЦИЯ
хромосома...
гемоглобинтранспорт газов

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?

 

1) транспорт питательных веществ

2) фотосинтез

3) хранение наследственной информации

4) биосинтез белка

22.

Верны ли суждения о признаках пресмыкающихся?

А. Тело пресмыкающихся покрыто тонкой голой кожей, выделяющей слизь.

Б. У змей и некоторых ящериц веки срослись и стали прозрачными.
   1) 

верно только А

   2) 

верно только Б

   3) 

верны оба суждения

   4) 

оба суждения неверны

23.

Какие насекомые развиваются с неполным превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) постельный клоп

2) медведка

3) оса

4) бабочка крапивница

5) кузнечик

6) жук-олень

24.

Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, — крупное полуводное травоядное млекопитающее. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Масса крупных самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 1,65 м. Ноздри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой.

2) Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу только ночью на несколько часов для кормежки.

3) Шкура бегемота имеет серо-коричневый цвет с розоватым оттенком и достигает толщины 4 см.

4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что позволяет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений.

5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%.

6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца, каждый из которых оканчивается подобием копытца.

25.

Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ

А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.

Б) Подавляющее большинство представителей — хищники.

В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.

Г) Способны поглощать только жидкую пищу.

Д) Имеют четыре пары ходильных ног.

Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза.

 

1) Насекомые

2) Паукообразные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) биоценоз

2) популяция

3) нейрон

4) многоклеточный организм

5) биосфера

27.

Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ

Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) полость кишки2) ротовое отверстие3) анальное отверстие4) желудок
5) поверхность тела6) глотка7) симбионт8) хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Опыт Миллера и Юри», ответьте на следующие вопросы.

 

1. Что имитировали Миллер иЮри в своём эксперименте?

2. Какие вещества удалось синтезировать в аппарате Миллера иЮри?

3. Какое количество углерода в исходном эксперименте перешло в состав

органических веществ?


Опыт Миллера и Юри.

 

Эксперимент Миллера−Юри — известный классический эксперимент, в котором имитировались гипотетические условия раннего периода развития Земли для проверки возможности химической эволюции. Фактически это был экспериментальный тест гипотезы, высказанной ранее Александром Опариным и Джоном Холдейном, о том, что условия, существовавшие на примитивной Земле, способствовали химическим реакциям, которые могли привести к синтезу органических молекул из неорганических. Опыт был проведён в 1953 году Стэнли Миллером и Гарольдом Юри.

Собранный аппарат представлял собой две колбы, соединённые стеклянными трубками в цикл. Заполнявший систему газ представлял собой смесь из метана, аммиака, водорода и монооксида углерода (CO). Одна колба была наполовину заполнена водой, которая при нагревании испарялась, и водяные пары попадали в верхнюю колбу, куда с помощью электродов подавались электрические разряды, имитирующие разряды молний на ранней Земле. По охлаждаемой трубке конденсировавшийся пар возвращался в нижнюю колбу, обеспечивая постоянную циркуляцию.

После одной недели непрерывного цикла Миллер и Юри обнаружили, что 10−15 % углерода перешло в органическую форму. Около 2 % углерода оказались в виде аминокислот, причём глицин оказался наиболее распространённой из них. Были также обнаружены сахара, липиды и предшественники нуклеиновых кислот. Эксперимент повторялся несколько раз

в 1953−1954 годах.

Миллер и Юри основывались в своих экспериментах на представлениях 1950-х годов о возможном составе земной атмосферы. После их экспериментов многие исследователи проводили подобные опыты в различных модификациях. Было показано, что даже небольшие изменения условий протекания процесса и состава газовой смеси (например, добавление азота или кислорода) могли привести к очень существенным изменениям образующихся органических молекул и повлиять на эффективность самого процесса их синтеза. В настоящее время вопрос о возможном составе первичной земной атмосферы остаётся открытым.

30.

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 4 л?

2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

31.

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной.

В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

Блюда и напиткиЭнергетическая ценность (ккал)Белки (г)Жиры (г)Углеводы (г)
Двойной МакМаффин

булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425393341
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380191835
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355131542
Омлет с ветчиной350211435
Салат овощной603010
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250141215
Картофель по-деревенски31551638
Маленькая порция картофеля фри22531229
Мороженое с шоколадным наполнителем32561150
Вафельный рожок1353422
«Кока-Кола»1700042
Апельсиновый сок2252035
Чай без сахара0000
Чай с сахаром (две чайные ложки)680014

 

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

32.

Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов