№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1100878

1.

Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

 

1) агроном

2) зоотехник

3) селекционер

4) ветеринар

2.

Наследственная ин­фор­ма­ция в рас­ти­тель­ной клет­ке со­дер­жит­ся в

 

1) ци­то­плаз­ме

2) яд­рыш­ке

3) хромосоме

4) центриолях

3.

Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

 

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

4) нет грибов

4.

Плод паслёновых рас­те­ний кар­то­фе­ля и то­ма­та называют

 

1) клубнем

2) корнеплодом

3) корневищем

4) ягодой

5.

К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся зна­чи­тель­ная часть овощных растений?

 

1) Злаки

2) Паслёновые

3) Розоцветные

4) Сложноцветные

6.

Возбудителем ма­ля­рии является

 

1) ма­ля­рий­ный комар

2) ма­ля­рий­ный плаз­мо­дий

3) человек, боль­ной малярией

4) гни­лост­ный воздух

7.

Какой орган у лягушки участвует в дыхании?

 

1) кожа

2) сердце

3) почки

4) желудок

8.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для че­ло­ве­ка как пред­ста­ви­те­ля приматов?

 

1) на­ли­чие че­ты­рех­ка­мер­но­го сердца

2) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов

3) рас­по­ло­же­ние глаз по бокам головы

4) вместо когтей ногти

9.

Борозды и извилины мозга человека находятся в

 

1) мосте

2) промежуточном мозге

3) больших полушариях

4) среднем мозге

10.

Какой циф­рой на рент­ге­но­грам­ме от­ме­чен лок­те­вой сустав?

 

11.

Рассмотрите схему воспалительного процесса.

Что на ней обозначено под цифрой 1?

 

1) бактерия

2) лейкоцит

3) капилляр

4) нерв

12.

Какая система органов осуществляет постоянный приток кислорода и необходимых питательных веществ к клеткам и тканям организма?

 

1) кровеносная

2) выделительная

3) дыхательная

4) покровная

13.

Поджелудочный сок, вырабатываемый одноимённой железой, по протокам поступает в

 

1) мочеточник

2) желудок

3) двенадцатиперстную кишку

4) печень

14.

В ре­гу­ля­ции уг­ле­вод­но­го об­ме­на при­ни­ма­ет участие

 

1) толстая кишка

2) тонкая кишка

3) вилочковая железа

4) поджелудочная железа

15.

Какое из свойств органа зрения проверяется с помощью представленной таблицы?

 

1) адаптация

2) цветовое восприятие

3) бинокулярность

4) острота

16.

С точки зре­ния со­вре­мен­ной науки, какой фак­то­р не влияет на за­клад­ку основ по­ве­де­ния человека?

 

1) поведение родителей

2) генетические закономерности

3) воспитание

4) номер года рождения

17.

При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он

 

1) обезвреживает попавшие в организм вирусы

2) является составной частью антител

3) уничтожает яды, производимые микробами

4) способствует повышению иммунитета

18.

Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит
в том, что у них
   1) 

прекращаются все процессы жизнедеятельности

   2) 

корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

   3) 

в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду

   4) 

устьица расположены на нижней части листа

19.

Доказательство действия биологических факторов эволюции в современном человеческом обществе — это

 

1) изменения в лексике, развитие науки и культуры у народов

2) увеличение частоты наследственных заболеваний у человека

3) рождение в популяциях человека метисов и мулатов

4) расселение людей по всей планете

20.

Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
   1) 

3,4

   2) 

2,8

   3) 

2,5

   4) 

2,0

21.

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

ЦелоеЧасть
Пи­ще­ва­ри­тель­ный канал че­ло­ве­каПи­ще­вод
Био­це­ноз...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) воздух

2) биосфера

3) почва

4) бактерии

22.

Верны ли следующие суждения о размножении и развитии земноводных?

 

А. После зимней спячки все земноводные скапливаются в укромных местах под корягами и корнями деревьев, там происходит их размножение.

Б. На личиночной стадии развития земноводные имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го образует внут­рен­нюю среду ор­га­низ­ма человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) органы брюш­ной полости

2) кровь

3) содержимое пи­ще­ва­ри­тель­но­го канала

4) лимфа

5) тканевая жидкость

6) кровеносная и ды­ха­тель­ная системы

24.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных свойств ха­рак­тер­ны для пред­ста­ви­те­лей типа круг­лые черви? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) тело не раз­де­ле­но на сегменты

2) не имеют кро­ве­нос­ной системы

3) все жи­вот­ные обоеполые

4) нерв­ная си­сте­ма состоит из нескольких продольных стволов

5) имеют вто­рич­ную по­лость тела

6) пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма замкнута

25.

Установите соответствие между примером и типом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИМЕР                       ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) потемнение кожи под воздействием солнечных лучей1) наследственная
Б) различия окраса между телятами одного приплода2) ненаследственная
В) увеличение массы тела при избыточном питании
Г) появление одного гигантского растения среди растений обычного размера   

того же вида

Д) появление уродливых форм растений и животных в районе Чернобыля

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

26.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла па­по­рот­ни­ка орляка, на­чи­ная с оплодотворения. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) оплодотворение

2) развитие по­ло­вых клеток

3) развитие спо­ран­ги­ев на листьях

4) развитие корневища

5) развитие заростка

6) развитие спор в спорангиях

27.

Вставьте в текст «Дождевой червь» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя дня этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

Дождевой червь

Дождевые черви — под­от­ряд ма­ло­ще­тин­ко­вых чер­вей из типа ________(А) черви. Число сег­мен­тов изменчиво: от 80 до 300. Кро­ве­нос­ная си­сте­ма у червей_____________(Б), до­ста­точ­но хо­ро­шо развита, кровь имеет крас­ный цвет. Ды­ха­ние осу­ществ­ля­ет­ся через бо­га­тую чув­стви­тель­ны­ми клет­ка­ми кожу, ко­то­рая по­кры­та за­щит­ной слизью. Нерв­ная си­сте­ма дож­де­вых чер­вей со­сто­ит из брюш­ной це­поч­ки нервных_________(В). Дож­де­вые черви яв­ля­ют­ся ___________(Г), каж­дая по­ло­возре­лая особь об­ла­да­ет жен­ской и муж­ской по­ло­вой системой. Раз­мно­же­ние про­ис­хо­дит через ________________(Д), внут­ри ко­то­ро­го яйца опло­до­тво­ря­ют­ся и развиваются.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) круглые

2) кольчатые

3) узел

4) перемычка

5) поясок

6) незамкнутый

7) замкнутый

8) гермафродит

9) раздельнополое

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

28.

Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Происхождение живых существ», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какое обо­ру­до­ва­ние ис­поль­зо­вал в своем экс­пе­ри­мен­те Ф. Реди?

2) Что было объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния в опы­тах Л. Пастера?

3) Как на мясе в от­кры­тых бан­ках могли по­явить­ся черви?


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Расход энер­гии у взрос­ло­го человека, при сред­ней тем­пе­ра­ту­ре и влаж­но­сти по­верх­но­сти окру­жа­ю­щей среды и обыч­ных нагрузках» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) В каких усло­ви­ях от­да­ча тепла про­ис­хо­дит в ос­нов­ном за счёт испарения?

2) На какой про­цесс тра­тит­ся боль­ше всего энергии?

3) Почему в по­хо­дах не ре­ко­мен­ду­ет­ся спать на земле без ков­ри­ка или под­стил­ки из травы или хвои?

31.

Используя дан­ные таб­лиц 1, 2, 3, рас­счи­тай­те ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность обеда для 16-летнего Юрия, если он пи­та­ет­ся че­ты­ре раза в день. Пред­ло­жи­те Юрию оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и напитков.

При вы­бо­ре учтите, что Юрий любит шо­ко­лад­ное мо­ро­жен­ное и апель­си­но­вый сок.

В от­ве­те ука­жи­те ка­ло­рий­ность обеда при че­ты­рех­ра­зо­вом питании, за­ка­зан­ные блюда, ко­то­рые не долж­ны повторяться, их энер­ге­ти­че­скую ценность, ко­то­рая не долж­на пре­вы­шать ре­ко­мен­до­ван­ную ка­ло­рий­ность обеда, и ко­ли­че­ство бел­ков в нем.

 

32.

Какие функ­ции вы­пол­ня­ет кровь человека? На­зо­ви­те не менее 2 функций.