№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1100876

1.

На ри­сун­ке изоб­ражён ве­ли­кий рус­ский и со­вет­ский есте­ство­ис­пы­та­тель, мыс­ли­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель XX в., из­вест­ный тем, что со­здал

 

1) уче­ние о до­ми­нан­те

2) кле­точ­ную тео­рию

3) уче­ние о био­сфе­ре

4) тео­рию воз­ник­но­ве­ния че­ло­ве­ка

2.

На­ли­чие ка­ко­го ор­га­но­и­да от­ли­ча­ет клет­ки рас­те­ний от кле­ток жи­вот­ных?

 

1) цен­траль­ная ва­ку­оль

2) ядро

3) ап­па­рат Голь­д­жи

4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

3.

Во­лок­но как осо­бый вид ме­ха­ни­че­ской ткани силь­но раз­ви­то в стеб­ле

 

1) льна-дол­гун­ца

2) ку­ку­ру­зы

3) то­ма­та

4) тюль­па­на

4.

Ука­жи­те ри­су­нок, на ко­то­ром изоб­ражён сухой мно­го­се­мян­ной плод.

5.

Какое рас­те­ние раз­мно­жа­ет­ся с по­мо­щью лу­ко­ви­цы?

 

1) тюль­пан

2) кар­то­фель

3) мор­ковь

4) зем­ля­ни­ка

6.

Воз­бу­ди­те­лем ма­ля­рии яв­ля­ет­ся

 

1) ма­ля­рий­ный комар

2) ма­ля­рий­ный плаз­мо­дий

3) че­ло­век, боль­ной ма­ля­ри­ей

4) гни­лост­ный воз­дух

7.

На каком из ри­сун­ков изоб­ражён го­лов­ной мозг мле­ко­пи­та­ю­ще­го?

8.

Какой при­знак ха­рак­те­рен для мон­го­ло­ид­ной расы че­ло­ве­ка?

 

1) узкий вы­сту­па­ю­щий нос

2) чёрный цвет кожи

3) чёрные кур­ча­вые во­ло­сы

4) плос­кое ши­ро­кое лицо

9.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных функ­ций ре­гу­ли­ру­ет­ся ви­лоч­ко­вой же­ле­зой?

 

1) со­дер­жа­ние са­ха­ра в крови

2) сер­деч­ная де­я­тель­ность

3) функ­ци­о­ни­ро­ва­ние им­мун­ной си­сте­мы

4) водно-со­ле­вой обмен

10.

Что не вхо­дит в со­став ске­ле­та пояса верх­ней ко­неч­но­сти и сво­бод­ной верх­ней ко­неч­но­сти?

 

1) клю­чи­ца

2) лок­те­вая кость

3) ло­пат­ка

4) бед­рен­ная кость

11.

Если эрит­ро­цит че­ло­ве­ка по­ме­стить в фи­зио­ло­ги­че­ский рас­твор, то он

 

1) не из­ме­нит­ся

2) слип­нет­ся с дру­ги­ми

3) на­бух­нет

4) смор­щит­ся

12.

В каком из пе­ре­чис­лен­ных со­су­дов кро­ве­нос­ной си­сте­мы на­блю­да­ет­ся наи­боль­шая ско­рость крови?

 

1) ка­пил­ляр аль­ве­о­лы

2) сон­ная ар­те­рия

3) ниж­няя полая вена

4) пе­че­ноч­ная вена

13.

Какой орган пи­ще­ва­ри­тель­но­го ка­на­ла об­ла­да­ет функ­ци­я­ми пе­ре­ва­ри­ва­ния пищи?

 

1) пря­мая кишка

2) пи­ще­вод

3) глот­ка

4) же­лу­док

14.

Если че­ло­век дли­тель­но на­хо­дит­ся в жар­ком по­ме­ще­нии, то

 

1) в ор­га­низ­ме умень­ша­ет­ся число лей­ко­ци­тов

2) в кро­ве­нос­ные со­су­ды кожи по­сту­па­ет боль­ше крови

3) сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра тела

4) по­вы­ша­ет­ся обмен ве­ществ

15.

Какое из свойств ор­га­на зре­ния про­ве­ря­ет­ся с по­мо­щью пред­став­лен­ной таб­ли­цы?

 

1) адап­та­ция

2) цве­то­вое вос­при­я­тие

3) би­но­ку­ляр­ность

4) остро­та

16.

Рас­су­доч­ное по­ве­де­ние ха­рак­тер­но для от­дель­ных пред­ста­ви­те­лей

 

1) мле­ко­пи­та­ю­щих

2) реп­ти­лий

3) рыб

4) на­се­ко­мых

17.

Что пер­вым делом не­об­хо­ди­мо сде­лать с по­стра­дав­шим при пе­ре­охла­жде­нии?

 

1) на­по­ить тёплым чаем

2) от­не­сти в тепло

3) по­ло­жить на живот

4) из­ме­рить тем­пе­ра­ту­ру

18.

Фак­то­ры, вы­хо­дя­щие за гра­ни­цы вы­нос­ли­во­сти мак­си­му­ма или ми­ни­му­ма, на­зы­ва­ют

 

1) оп­ти­маль­ны­ми

2) нор­мой ре­ак­ции

3) зо­на­ми угне­те­ния

4) огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми

19.

На ри­сун­ке изоб­ра­жен от­пе­ча­ток ар­хео­пте­рик­са. Мно­гие учёные счи­та­ют его ис­ко­па­е­мой пе­ре­ход­ной фор­мой между древни­ми

 

1) пти­ца­ми и мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

2) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и пти­ца­ми

3) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

4) зем­но­вод­ны­ми и пти­ца­ми

20.

Изу­чи­те гра­фик, от­ра­жа­ю­щий за­ви­си­мость про­дол­жи­тель­но­сти ане­сте­зии от вре­ме­ни по­се­ще­ния сто­ма­то­ло­га, если врач ис­поль­зо­вал один и тот же пре­па­рат в одной и той же до­зи­ров­ке (по оси x от­ло­же­но время суток (в ч), а по оси у — про­дол­жи­тель­ность ане­сте­зии (в мин.)).

Сколь­ко пройдёт часов до того, как сред­няя про­дол­жи­тель­ность ане­сте­зии со­ста­вит 30 минут?

 

1) 13 ч

2) 15 ч

3) 16 ч

4) 18 ч

21.

Между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­цов при­ведённой ниже таб­ли­цы име­ет­ся опре­делённая связь:

 

Целое Часть
Ба­боч­ка апол­лонТра­хеи
Кам­чат­ский краб...

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

 

1) кожа

2) лёгкие

3) тра­хеи

4) жабры

22.

Верны ли суж­де­ния о тка­нях ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка?

 

А. Обо­лоч­ки мышц, су­хо­жи­лия, хрящи и кости об­ра­зо­ва­ны раз­лич­ны­ми ви­да­ми со­еди­ни­тель­ной ткани.

Б. Эпи­те­ли­аль­ные ткани об­ра­зу­ют же­ле­зы: слюн­ные, по­то­вые, слёзные и дру­гие, их клет­ки вы­де­ля­ют раз­лич­ные жид­ко­сти.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

23.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных симп­то­мов ха­рак­тер­ны для за­ра­же­ния гель­мин­та­ми? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ху­до­ба

2) вос­па­лен­ные глаза

3) ка­шель

4) вы­па­де­ние волос

5) по­вы­шен­ный ап­пе­тит

6) диа­рея

24.

Какие струк­ту­ры от­но­сят к цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) кора боль­ших по­лу­ша­рий

2) моз­же­чок

3) дви­га­тель­ные нервы

4) чув­стви­тель­ные нервы

5) про­дол­го­ва­тый мозг

6) нерв­ные узлы

25.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и видом клет­ки, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

                            ПРИ­ЗНАК                       ВИД КЛЕТ­КИ
A) на­ли­чие кле­точ­ной стен­ки из хи­ти­на1) рас­ти­тель­ная клет­ка
Б) на­ли­чие пла­стид2) гриб­ная клет­ка
В) на­ли­чие кле­точ­ной стен­ки из цел­лю­ло­зы
Г) на­ли­чие за­пас­но­го ве­ще­ства в виде крах­ма­ла
Д) на­ли­чие за­пас­но­го ве­ще­ства в виде гли­ко­ге­на   

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

26.

Рас­ставь­те цифры в со­от­вет­ствии с по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­по­ло­же­ния слоёв стеб­ля сосны, на­чи­ная с на­руж­но­го слоя. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) проб­ка

2) ко­жи­ца

3) кам­бий

4) луб

5) дре­ве­си­на

6) серд­це­ви­на

27.

Вставь­те в текст «Про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти листа» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

Про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти листа

В про­цес­се ды­ха­ния рас­те­ния, как и все про­чие ор­га­низ­мы, по­треб­ля­ют ___________ (А), а вы­де­ля­ют ___________ (Б) и пары воды. Од­но­вре­мен­но в ли­стьях осу­ществ­ля­ет­ся про­цесс ___________ (В), при ко­то­ром также об­ра­зу­ет­ся га­зо­об­раз­ное ве­ще­ство. Все газы уда­ля­ют­ся через ___________ (Г) ли­стьев. Ли­стья обес­пе­чи­ва­ют ис­па­ре­ние. Они пре­пят­ству­ют пе­ре­гре­ва­нию ли­сто­вой пла­стин­ки.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

 

1) жилка

2) кис­ло­род

3) ко­жи­ца

4) по­гло­ще­ние

5) уг­ле­кис­лый газ

6) устьи­ца

7) фо­то­син­тез

8) че­че­вич­ка

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

28.

Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние со­ко­ла-дерб­ни­ка. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие внеш­не­му стро­е­нию дерб­ни­ка, по сле­ду­ю­ще­му плану: форма клюва, длина клюва, длина ниж­них ко­неч­но­стей (цевки), форма ког­тей, опе­рен­ность ног.

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

29.

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Борь­ба за су­ще­ство­ва­ние» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

 

1) В чём осо­бен­ность внут­ри­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние?

2) Что яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том меж­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние?

3) Ка­ко­во эво­лю­ци­он­ное зна­че­ние борь­бы с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми окру­жа­ю­щей среды?


БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.

 

Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.

 

Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана.

 

Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.

 

Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.

 

Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.

30.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Рас­сто­я­ние, ко­то­рое может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Рас­сто­я­ние, ко­то­рое может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не

 

Тем­пе­ра­ту­ра, °CРас­сто­я­ние, км, при за­па­се воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколь­ко ки­ло­мет­ров может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не, если тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха со­став­ля­ет 32°C, а запас воды у пут­ни­ка — 4 л?

2) Со­блю­де­ние каких до­пол­ни­тель­ных усло­вий при пе­ре­дви­же­нии по пу­сты­не по­мо­жет пут­ни­ку успеш­но пре­одо­леть ука­зан­ное в таб­ли­це рас­сто­я­ние?

31.

Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1, 2, 3, рас­счи­тай­те ре­ко­мен­ду­е­мую ка­ло­рий­ность ужина для 10-лет­ней На­та­льи, если де­воч­ка пи­та­ет­ся че­ты­ре раза в день. Пред­ло­жи­те На­та­лье оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков.

При вы­бо­ре учти­те, что На­та­лья пьет чай с одной лож­кой са­ха­ра и любит ва­фель­ные рожки.

В от­ве­те ука­жи­те ка­ло­рий­ность ужина при че­ты­рех­ра­зо­вом пи­та­нии, за­ка­зан­ные блюда, ко­то­рые не долж­ны по­вто­рять­ся, их энер­ге­ти­че­скую цен­ность, ко­то­рая не долж­на пре­вы­шать ре­ко­мен­до­ван­ную ка­ло­рий­ность ужина, и ко­ли­че­ство уг­ле­во­дов в нем.

 

32.

Какую функ­цию в ор­га­низ­ме вы­пол­ня­ет со­ля­ная кис­ло­та, вы­ра­ба­ты­ва­е­мая в же­луд­ке?