№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1100868

1.

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

 

1) экспериментальным

2) генеалогическим

3) наблюдения

4) гибридологическим

2.

Какая ткань обеспечивает рост растения?
   1) 

образовательная

   2) 

запасающая

   3) 

проводящая

   4) 

покровная

3.

Выберите вер­ное утверждение.

 

1) у од­но­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма нет спо­соб­но­сти к по­ло­во­му размножению

2) у од­но­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма все функ­ции вы­пол­ня­ет одна клетка

3) у мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма нет диф­фе­рен­ци­а­ции на ор­га­ны и ткани

4) у мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма все­гда есть би­ла­те­раль­ная симметрия

4.

Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

5.

Какой тип плода у пшеницы?

 

1) ко­стян­ка

2) зер­нов­ка

3) колос

4) орех

6.

На каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином бычьего цепня?

7.

К теп­ло­кров­ным жи­вот­ным не относится

 

1) варан

2) тукан

3) крылан

4) орлан

8.

Какой признак отличает Человека разумного от животных?

 

1) развитие периферической нервной системы

2) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

3) наличие двух кругов кровообращения

4) развитие S-образной формы позвоночника

9.

Избыток или не­до­ста­ток гор­мо­нов в крови воспринимается

 

1) центрами спин­но­го мозга

2) надпочечниками

3) гипоталамусом

4) мозжечком

10.

Что из перечисленного не входит в состав скелета свободной верхней конечности?

 

1) локтевая кость

2) плечевая кость

3) большая берцовая кость

4) лучевая кость

11.

Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

 

1) участвуют в её свёртывании

2) переносят питательные вещества

3) переносят конечные продукты обмена веществ

4) участвуют в фагоцитозе

12.

В каком из перечисленных сосудов кровеносной системы наблюдается наименьшая скорость крови?

 

1) нижняя полая вена

2) сонная артерия

3) аорта

4) капилляр альвеолы

13.

В каком от­де­ле пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы на­чи­на­ет­ся рас­щеп­ле­ние крахмала?

 

1) же­луд­ке

2) тон­кой кишке

3) сле­пой кишке

4) ро­то­вой полости

14.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на по­чеч­ная лоханка?

15.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра глаза, на­ру­ше­ние в ко­то­рой может стать одной из при­чин раз­ви­тия близорукости?

16.

Мать гу­ля­ет с ребёнком и вдруг видит, что к ним бежит боль­шая собака. Мать берёт ребёнка на руки. Что яв­ля­ет­ся при­чи­ной та­ко­го по­ве­де­ния матери?

 

1) страх за свою жизнь

2) ма­те­рин­ский ин­стинкт

3) за­щит­ный рефлекс

4) осо­бен­но­сти воспитания

17.

Как на­зы­ва­ют повреждение, обо­зна­чен­ное на рент­ге­нов­ском сним­ке бук­вой А?

 

 

1) перелом

2) ушиб

3) вывих

4) гематома

18.

Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает ни вреда, ни пользы, наблюдаются при

 

1) квартиранстве

2) хищничестве

3) паразитизме

4) симбиозе

19.

В пищевой цепи: листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел — под знаком «?» находится

 

1) полевая мышь

2) обыкновенный стриж

3) обыкновенный ёж

4) ястреб перепелятник

20.

Известно, что мо­мент линь­ки зай­цев за­ви­сит от двух факторов: длины све­то­во­го дня и на­ли­чия снега в лесу. На гра­фи­ке пред­став­ле­но ко­ли­че­ство сме­нив­ших окрас­ку (белых) зай­цев по чис­лам ноября. По оси X от­ло­же­ны дни (числа ноября), по оси Y — про­цент сме­нив­ших окрас­ку зайцев.

 

 

Определите, в каких чис­лах шёл обиль­ный снег?

 

1) с 5 по 10 ноября

2) с 10 по 15 ноября

3) с 15 по 20 ноября

4) с 20 по 25 ноября

21.

Между био­ло­ги­че­ски­ми объ­ек­та­ми и процессами, ука­зан­ны­ми в столб­цах приведённой ниже таблицы, име­ет­ся определённая связь.

 

ОБЪЕКТПРОЦЕСС
...синтез белка
ли­зо­со­мараз­ру­ше­ние по­ли­мер­ных мо­ле­кул

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таблице?

 

1) рибосома

2) ап­па­рат Гольджи

3) глад­кая ЭПС

4) митохондрия

22.

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.

Б. Дыхание происходит только на свету.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но только для кле­ток эукариот? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) плазматическая мембрана

2) эндоплазматическая сеть

3) жгутики

4) митохондрии

5) ядерная мембрана

6) рибосомы

24.

Известно, что ав­стра­лий­ская ехидна — яй­це­кла­ду­щее млекопитающее, до­бы­ва­ю­щее термитов и му­ра­вьев своим длин­ным языком. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 

1) Ехидна весит до 5 кг и имеет раз­ме­ры до 50 см.

2) Ехидну впер­вые описали в 1792 году, оши­боч­но причислив к муравьедам.

3) Первую ехид­ну обнаружили в муравейнике, где она своим длин­ным липким языком, вы­тя­ги­ва­ю­щим­ся на 18 см из узкой вы­тя­ну­той морды, ло­ви­ла муравьев.

4) Передние лапы ехид­ны укорочены, паль­цы снабжены мощ­ны­ми плоскими когтями, при­спо­соб­лен­ны­ми для раз­ла­мы­ва­ния стенок тер­мит­ни­ков и рытья земли.

5) Ехидна пе­ре­ме­ща­ет яйцо из кло­аки в вы­вод­ко­вую сумку, где име­ют­ся млечные же­ле­зы без сосков, по­это­му детеныши сли­зы­ва­ют молоко с шер­сти матери.

6) При опас­но­сти ехидна сво­ра­чи­ва­ет­ся в шар, пряча живот и вы­став­ляя наружу колючки.

25.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и клас­са­ми животных, для ко­то­рых эти при­зна­ки характерны: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ

А) У части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки.

Б) По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники.

В) Тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка.

Г) Спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу.

Д) Имеют че­ты­ре пары хо­диль­ных ног.

Е) На го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза.

 

1) Насекомые

2) Паукообразные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) паук

2) сова

3) цветущее растение

4) муха

5) жаба

27.

Вставьте в текст «Газообмен у человека» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр

(по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

Газообмен у человека

В га­зо­об­ме­не у че­ло­ве­ка участ­ву­ют две системы: ды­ха­тель­ная и _____(А). Ат­мо­сфер­ный воз­дух по­па­да­ет в ор­га­низм че­ло­ве­ка через но­со­вую или ро­то­вую полость, от­ку­да по­сту­па­ет в гор­тань и далее через _____(Б) и брон­хи в лёгкие. В лёгких про­ис­хо­дит га­зо­об­мен между воз­ду­хом и _____(В), в ре­зуль­та­те чего кровь на­сы­ща­ет­ся кислородом. С током крови _____(Г) по­сту­па­ет к ор­га­нам и тканям, где снова про­ис­хо­дит газообмен. Из крови в ткани по­сту­па­ет кислород, а из тка­ней в кровь — уг­ле­кис­лый газ. _____(Д) будет удалён из крови при га­зо­об­ме­не в лёгких.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) кислород

2) уг­ле­кис­лый газ

3) кровеносная

4) покровная

5) трахея

6) глотка

7) кровь

8) лимфа

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

28.

У чле­ни­сто­но­гих су­ще­ству­ет не­сколь­ко ос­нов­ных мор­фо­ло­ги­че­ских признаков, по ко­то­рым их делят на круп­ные так­со­но­ми­че­ские группы.

 

А. Рас­чле­нен­ность тела:

1. тело со­сто­ит из боль­шо­го числа оди­на­ко­вых члеников,

2. тело де­лит­ся на не­сколь­ко чётко раз­ли­чи­мых от­де­лов (тагм).

 

Б. Ко­ли­че­ство круп­ных от­де­лов (тагм):

1. тагм нет,

2. две тагмы (головогрудь и брюшко),

3. три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

В. Ко­ли­че­ство хо­диль­ных ко­неч­но­стей (конечностей на груд­ном сегменте), включая видоизменённые:

1. три пары,

2. че­ты­ре пары,

3. пять пар,

4. боль­ше пяти пар.

 

Г. Устрой­ство глаз:

1. есть два слож­ных (фасеточных) глаза,

2. есть не­сколь­ко про­стых глаз.

 

Д. На­ли­чие крыльев:

1. кры­лья есть,

2. кры­льев нет.

 

Внимательно рас­смот­ри­те кар­тин­ку и определите, какие при­зна­ки (по приведённой выше классификации) име­ют­ся у изображённого на ри­сун­ке животного.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Синдром Дауна», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1. С чем свя­за­но воз­ник­но­ве­ние син­дро­ма Дауна у ребёнка?

2. Что вли­я­ет на ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с син­дро­мом Дауна?

3. Воз­мож­но ли пре­одо­леть от­ста­ва­ние в ум­ствен­ном раз­ви­тии ребёнка с син­дро­мом Дауна?


Синдром Дауна

 

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

 

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических

классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

 

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

 

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

 

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

 

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен.. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

 

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

30.

В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные из­ме­не­ния сухой массы насекомых(в миллиграммах) в те­че­ние года в эко­си­сте­ме ку­стар­ни­ков в Аргентине. Эти же дан­ные от­ра­же­ны на графике. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. С ка­ки­ми про­цес­са­ми свя­за­ны ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти насекомых?

2. На какие ме­ся­цы при­хо­дят­ся пики размно­жения насекомых?

3. Объясните, по­че­му имен­но так, как отраже­но в таб­ли­це и на графике, ко­леб­лет­ся био­масса насекомых.

 

 

31.

По пути с двух­ча­со­вых со­рев­но­ва­ний по большому тен­ни­су Си­гиз­мунд и Йозеф ре­ши­ли перекусить.

Какое меню Вы им предложите, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты, если Си­гиз­мунд любит жир­ные мяс­ные блюда, а Йозеф не ест свинину?

32.

Ваня и Федя 2 часа охо­ти­лись с луком (7,5 ккал/мин), безуспешно. По пути домой, они решили

перекусить.Какое меню Вы им предложите, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты, если Ваня не ест рыбу, а Федя боль­шой фанат япон­ской кухни.