№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1045187

1.

Какой метод Вы бы использовали для изучения строения клетки растений?

 

1) гибридизация

2) вскрытие

3) микроскопия

4) эксперимент

2.

Из чего, согласно клеточной теории, состоят и растения, и животные?

 

1) органоидов

2) тканей

3) синцитиев

4) клеток

3.

Для какого организма гибель его клетки равносильна смерти?
   1) 

вируса СПИДа

   2) 

гриба трутовика

   3) 

пресноводного полипа гидры

   4) 

инфузории-туфельки

4.

Какая из перечисленных частей плауна булавовидного относится к гаметофиту?

 

1) лист

2) стробил

3) стебель

4) заросток

5.

Поступление воды в растение зависит от

 

1) скорости оттока питательных веществ из листьев

2) корневого давления и испарения воды листьями

3) процесса деления и роста клеток корня

4) скорости роста и развития растения

6.

У каких животных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?

 

1) Кишечнополостные

2) Плоские черви

3) Круглые черви

4) Кольчатые черви

7.

Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов

 

1) кровообращения

2) пищеварения

3) дыхания

4) выделения

8.

Какая из перечисленных систем органов человека развивается из энтодермы?

 

1) выделительная

2) дыхательная

3) кровеносная

4) покровная

9.

В продолговатом мозгу находится нервный центр

 

1) координации спинной мускулатуры

2) кожно-мышечного чувства

3) сосудодвигательный

4) слуха

10.

Какой цифрой на рентгенограмме отмечен коленный сустав?

 

11.

Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт

 

1) выростов клеток

2) наличия одного ядра

3) двояковогнутой формы

4) ложноножек

12.

В какую камеру сердца поступает кровь из вен большого круга кровообращения?

 

1) левое предсердие

2) левый желудочек

3) правое предсердие

4) правый желудочек

13.

Одной из функций носовой полости является

 

1) увлажнение воздуха

2) обогащение крови кислородом

3) охлаждение воздуха

4) осушение воздуха

14.

Где в организме человека происходит накопление вторичной мочи?

 

1) в мочеиспускательном канале

2) в мочевом пузыре

3) в мочеточниках

4) в почках

15.

Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, передающая звуковые колебания от наружнего к среднему уху?

16.

Становление второй сигнальной системы у человека связано с

 

1) изменением климата на Земле

2) регулярной трудовой деятельностью

3) возникновением объёмного зрения

4) хождением на двух ногах

17.

Что способствует развитию кариеса у человека?

 

1) употребление продуктов, содержащих сахар

2) отсутствие в рационе супов, щей

3) употребление овощей и фруктов

4) плохое пережёвывание пищи

18.

Для форели биотическим фактором будет являться

 

1) наличие планктона

2) температура воды

3) понижение уровня воды в водоёме

4) концентрация кислорода в воде

19.

Как получают энергию продуценты (производители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они питаются мёртвыми организмами.

20.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования жира как источника энергии в клетке (в %)).

Какова величина энергозатрат на 20-й минуте интенсивной физической работы?

 

1) 26%

2) 36%

3) 46%

4) 56%

21.

В таблице приведены ткани растений и их функции.

 

ТКАНЬФУНКЦИЯ
...проведение веществ к корням
эпидермисзащита нижележащих тканей

 

Какой термин необходимо вписать на место пропуска?

 

1) пробка

2) ксилема

3) флоэма

4) камбий

22.

Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека?

 

А. Короткие отростки — аксоны — сильно ветвятся.

Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.

Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда скорпионов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) клешни на педипальпах

2) жаберное дыхание

3) гибкое брюшко, с ядовитой железой на конце

4) десять ходильных ног

5) незамкнутая кровеносная система

6) несегментированное тело

24.

Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) спинно-мозговой нерв

2) нервные узлы

3) продолговатый мозг

4) нервные сплетения

5) спинной мозг

6) мозжечок

25.

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ОРГАНИЗМЫ                       ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) жук-плавунец и малёк рыбы1) паразит — хозяин
Б) щука и карась2) хищник — жертва
В) человек и чесоточный зудень   
Г) лисица и мышь
Д) свинья и свиной цепень
Е) бактерия и бактериофаг

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) соединительная ткань

2) ион железа

3) эритроциты

4) гемоглобин

5) форменные элементы

6) кровь

27.

Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Эволюционное учение

Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) разнообразие

2) Ч. Дарвин

3) естественный отбор

4) приспособленность

5) сотворение мира

6) условия среды

7) самозарождение

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографии собаки породы джек рассел терьер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

30.

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.

 

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

 

Число яиц в кладке Доля выживших

птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

 

1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

 

31.

Александр, известный футболист, находится на тренировочных сборах, где активно утром и вечером тренируется перед чемпионатом мира 2018 года.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Александру оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты после двух футбольных таймов по 45 минут.

При выборе учтите, что Александр обязательно закажет любимый апельсиновый сок.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нем.

 

32.

Почему люди, употребляющие много углеводов, прибавляют в весе? Укажите не менее двух причин.