№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1045187

1.

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния стро­е­ния клет­ки рас­те­ний?

 

1) ги­бри­ди­за­ция

2) вскры­тие

3) мик­ро­ско­пия

4) экс­пе­ри­мент

2.

Из чего, со­глас­но кле­точ­ной теории, со­сто­ят и растения, и животные?

 

1) органоидов

2) тканей

3) синцитиев

4) клеток

3.

Для какого организма гибель его клетки равносильна смерти?
   1) 

вируса СПИДа

   2) 

гриба трутовика

   3) 

пресноводного полипа гидры

   4) 

инфузории-туфельки

4.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ча­стей пла­у­на бу­ла­во­вид­но­го от­но­сит­ся к гаметофиту?

 

1) лист

2) стро­бил

3) сте­бель

4) заросток

5.

Поступление воды в растение зависит от

 

1) скорости оттока питательных веществ из листьев

2) корневого давления и испарения воды листьями

3) процесса деления и роста клеток корня

4) скорости роста и развития растения

6.

У каких жи­вот­ных впер­вые в ходе эво­лю­ции по­яви­лась по­лость тела?

 

1) Ки­шеч­но­по­лост­ные

2) Плос­кие черви

3) Круг­лые черви

4) Коль­ча­тые черви

7.

Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов

 

1) кровообращения

2) пищеварения

3) дыхания

4) выделения

8.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся из эн­то­дер­мы?

 

1) вы­де­ли­тель­ная

2) ды­ха­тель­ная

3) кро­ве­нос­ная

4) по­кров­ная

9.

В продолговатом мозгу находится нервный центр

 

1) координации спинной мускулатуры

2) кожно-мышечного чувства

3) сосудодвигательный

4) слуха

10.

Какой циф­рой на рент­ге­но­грам­ме от­ме­чен ко­лен­ный су­став?

 

11.

Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт

 

1) выростов клеток

2) наличия одного ядра

3) двояковогнутой формы

4) ложноножек

12.

В какую ка­ме­ру серд­ца по­сту­па­ет кровь из вен боль­шо­го круга кровообращения?

 

1) левое пред­сер­дие

2) левый же­лу­до­чек

3) пра­вое предсердие

4) пра­вый желудочек

13.

Одной из функ­ций но­со­вой по­ло­сти является

 

1) увлаж­не­ние воздуха

2) обо­га­ще­ние крови кислородом

3) охла­жде­ние воздуха

4) осу­ше­ние воздуха

14.

Где в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние вто­рич­ной мочи?

 

1) в мо­че­ис­пус­ка­тель­ном канале

2) в мо­че­вом пузыре

3) в мочеточниках

4) в почках

15.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на часть слу­хо­во­го анализатора, пе­ре­да­ю­щая зву­ко­вые ко­ле­ба­ния от на­руж­не­го к сред­не­му уху?

16.

Становление второй сигнальной системы у человека связано с

 

1) изменением климата на Земле

2) регулярной трудовой деятельностью

3) возникновением объёмного зрения

4) хождением на двух ногах

17.

Что способствует развитию кариеса у человека?

 

1) употребление продуктов, содержащих сахар

2) отсутствие в рационе супов, щей

3) употребление овощей и фруктов

4) плохое пережёвывание пищи

18.

Для форели биотическим фактором будет являться

 

1) наличие планктона

2) температура воды

3) понижение уровня воды в водоёме

4) концентрация кислорода в воде

19.

Как получают энергию продуценты (производители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они питаются мёртвыми организмами.

20.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования жира как источника энергии в клетке (в %)).

Какова величина энергозатрат на 20-й минуте интенсивной физической работы?

 

1) 26%

2) 36%

3) 46%

4) 56%

21.

В таб­ли­це при­ве­де­ны ткани рас­те­ний и их функции.

 

ТКАНЬФУНКЦИЯ
...проведение веществ к корням
эпидермисзащита нижележащих тканей

 

Какой тер­мин не­об­хо­ди­мо впи­сать на место пропуска?

 

1) пробка

2) ксилема

3) флоэма

4) камбий

22.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о нерв­ной ткани человека?

 

А. Ко­рот­кие отростки — аксоны — силь­но ветвятся.

Б. Дви­га­тель­ные нейроны пе­ре­да­ют нервные им­пуль­сы от спин­но­го и го­лов­но­го мозга к мыш­цам и внут­рен­ним органам.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

23.

Среди приведённых ниже черт вы­бе­ри­те ха­рак­тер­ные для жи­вот­ных от­ря­да скорпионов. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) клеш­ни на педипальпах

2) жа­бер­ное дыхание

3) гиб­кое брюшко, с ядо­ви­той же­ле­зой на конце

4) де­сять хо­диль­ных ног

5) не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная система

6) не­сег­мен­ти­ро­ван­ное тело

24.

Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) спинно-мозговой нерв

2) нервные узлы

3) продолговатый мозг

4) нервные сплетения

5) спинной мозг

6) мозжечок

25.

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ОРГАНИЗМЫ                       ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) жук-плавунец и малёк рыбы1) паразит — хозяин
Б) щука и карась2) хищник — жертва
В) человек и чесоточный зудень   
Г) лисица и мышь
Д) свинья и свиной цепень
Е) бактерия и бактериофаг

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) соединительная ткань

2) ион железа

3) эритроциты

4) гемоглобин

5) форменные элементы

6) кровь

27.

Вставь­те в текст «Эво­лю­ци­он­ное уче­ние» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

Эво­лю­ци­он­ное уче­ние

Ос­но­во­по­лож­ни­ком со­вре­мен­но­го эво­лю­ци­он­но­го уче­ния был ________(А). До него уже вы­ска­зы­ва­лись идеи об из­ме­ня­е­мо­сти мира. Од­на­ко имен­но Дар­ви­ну при­над­ле­жит уче­ние о ________(Б) и вы­жи­ва­нии наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ных к ________(В) ор­га­низ­мов. Чарльз Дар­вин и од­но­вре­мен­но с ним Аль­фред Уо­л­лес объ­яс­ни­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ________(Г) ор­га­ни­че­ско­го мира.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

 

1) раз­но­об­ра­зие

2) Ч. Дар­вин

3) есте­ствен­ный отбор

4) при­спо­соб­лен­ность

5) со­тво­ре­ние мира

6) усло­вия среды

7) са­мо­за­рож­де­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографии собаки породы джек рассел терьер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Происхождение живых существ», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какое обо­ру­до­ва­ние ис­поль­зо­вал в своем экс­пе­ри­мен­те Ф. Реди?

2) Что было объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния в опы­тах Л. Пастера?

3) Как на мясе в от­кры­тых бан­ках могли по­явить­ся черви?


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

30.

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке

Доля выживших птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32


1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

 

31.

Александр, из­вест­ный футболист, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сборах, где ак­тив­но утром и ве­че­ром тре­ни­ру­ет­ся перед чем­пи­о­на­том мира 2018 года.

Используя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Алек­сан­дру оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню, поз­во­ля­ю­щее ему ком­пен­си­ро­вать энер­ге­ти­че­ские за­тра­ты после двух фут­боль­ных тай­мов по 45 минут.

При вы­бо­ре учтите, что Алек­сандр обя­за­тель­но за­ка­жет лю­би­мый апель­си­но­вый сок.

В от­ве­те ука­жи­те энер­ге­ти­че­ские затраты, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нем.

 

32.

Почему люди, упо­треб­ля­ю­щие много углеводов, при­бав­ля­ют в весе? Ука­жи­те не менее двух причин.