№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1002211

1.

Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

 

1) методом микроскопирования

2) методом наблюдения

3) экспериментальным методом

4) гибридологическим методом

2.

Наличие ка­ко­го ор­га­но­и­да от­ли­ча­ет клет­ки жи­вот­ных от кле­ток растений?

 

1) ядро

2) кле­точ­ный центр

3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

4) митохондрии

3.

К ка­ко­му цар­ству от­но­сит­ся организм, схема стро­е­ния клет­ки ко­то­ро­го изоб­ра­же­на на рисунке?

 

1) Бактерии

2) Растения

3) Грибы

4) Животные

4.

При прорастании семени проросток гороха первое время получает питательные вещества из

 

1) эндосперма

2) зародышевого корешка

3) семядолей

4) почвы

5.

Папоротник, произрастающий в тенистых зарослях леса, — это поколение, на котором образуются

 

1) заростки

2) половые клетки

3) споры

4) предростки

6.

Чем по­кры­то сна­ру­жи тело сво­бод­но­жи­ву­щих плос­ких червей?

 

1) более плот­ным слоем цитоплазмы

2) удлинёнными клет­ка­ми с ресничками

3) клетками, на ко­то­рые не дей­ству­ют пи­ще­ва­ри­тель­ные ферменты

4) из­вест­ко­вой раковиной

7.

У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?

 

1) касатка

2) тритон

3) крокодил

4) горбуша

8.

К рудиментам человека относят

 

1) развитие хвостового отдела

2) развитие густого шерстного покрова

3) околоушные мышцы

4) многососковость

9.

Нервные узлы в нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка от­но­сят к её

 

1) пе­ри­фе­ри­че­ско­му отделу

2) цен­траль­но­му отделу

3) коре боль­ших полушарий

4) под­кор­ко­вым ядрам

10.

Какой цифрой обозначена лобная кость черепа человека?

11.

Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

 

1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

2) выработку ими антител

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) выработку ими фибриногена

12.

Что урежает, тормозит работу сердца?

 

1) адреналин

2) ионы кальция

3) симпатическая нервная система

4) парасимпатическая нервная система

13.

Переваривание бел­ков в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка начинается под действием

 

1) веществ, име­ю­щих­ся в самой пище

2) выделений бак­те­рий тол­стой кишки

3) ферментов желудка

4) ферментов ки­шеч­но­го сока

14.

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен кор­ко­вый слой почки?

15.

Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?

 

1) звук

2) свет

3) вкус

4) запах

16.

На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.

 

1) сангвиник

2) холерик

3) меланхолик

4) флегматик

17.

Как на­зы­ва­ет­ся кровотечение, при ко­то­ром кровь вы­де­ля­ет­ся со всей по­верх­но­сти ранения?

 

1) капиллярное

2) артериальное

3) венозное

4) внутреннее

18.

При выращивании растений в теплицах недостаток света в осенне-зимний период можно компенсировать

 

1) поддерживанием высокой влажности почвы

2) биологической борьбой с вредителями

3) повышением в воздухе содержания углекислого газа

4) регулярной подкормкой растворами азотных и калийных солей

19.

Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,

 

1) проводится для создания новых сортов растений

2) способствует формированию полезных для человека признаков

3) происходит в живой природе постоянно

4) используется для улучшения пород животных

20.

Изучите график зависимости частоты сердечных сокращений от интенсивности физической работы (по оси х отложена интенсивность физической работы человека (кг/мин.), а по оси у — частота сердечных сокращений (уд/мин.)).

Какую по интенсивности работу совершает человек при частоте пульса в 160 уд/мин.?

 

1) 900 кг/мин.

2) 800 кг/мин.

3) 700 кг/мин.

4) 600 кг/мин.

21.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ектПро­цесс
Гор­тань...
Чув­стви­тель­ный ней­ронПро­ве­де­ние нерв­но­го им­пуль­са в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) образование АТФ

2) звукообразование

3) определение качества вдыхаемого воздуха

4) газообмен между атмосферой и кровью

22.

Укажите, какие из приведённых суж­де­ний верны.

 

A. Корневое дав­ле­ние не вли­я­ет на транс­порт воды к ли­стьям растения.

Б. Транспорт воды по стеб­лю снизу вверх обес­пе­чи­ва­ет­ся ре­гу­ли­ру­е­мым ис­па­ре­ни­ем воды (транспирацией).

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

23.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных экологических фак­то­ров являются биотическими? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) влажность и температура

2) количество хищников

3) количество видов конкурентов

4) количество паразитов

5) распашка земель

6) посадка ку­стар­ни­ков и деревьев

24.

Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) иРНК

2) строительный материал — глюкоза

3) рибосомы

4) клеточный центр

5) молекулы АТФ

6) молекулы хлорофилла

25.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми се­мей­ства и его названием. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

ПРИЗНАК СЕ­МЕЙ­СТВА   НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА

А) плод зерновка

Б) плод семянка

В) со­цве­тие колос

Г) со­цве­тие корзинка

Д) пе­стик имеет пе­ри­стое рыльце

Е) цвет­ки языч­ко­вые и трубчатые

 

1) Злаки

2) Сложноцветные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

26.

Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2) стекание из почек мочи по мочеточникам

3) поступление мочи в мочевой пузырь

4) прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи

27.

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) почва2) вода3) лес4) неполное превращение5) полное превращение
6) куколка7) гусеница8) яйцо9) личинка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

28.

Рассмотрите фотографию листа клёна. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое

 

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

29.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Пчеловодство», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какой тип улья поз­во­лял ча­стич­но со­хра­нить пче­ли­ную семью?

2) Какое устрой­ство имел улей типа «борти»?

3) Почему ра­моч­ный раз­бор­ный улей ока­зал­ся более эко­но­ми­че­ски выгодным, чем улей-колода?


ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

30.

Пользуясь таб­ли­цей «Максимальная про­дол­жи­тель­ность жизни не­ко­то­рых видов позвоночных», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы и вы­пол­ни­те задание.

1) Какое из пред­став­лен­ных в таб­ли­це пре­смы­ка­ю­щих­ся имеет наи­боль­шую про­дол­жи­тель­ность жизни?

2) Какая рыба живет доль­ше всего?

3) Зависит ли про­дол­жи­тель­ность жизни жи­вот­но­го от его уров­ня об­ме­на веществ?

31.

Алексей ехал на дачу на ве­ло­си­пе­де со ско­ро­стью 16 км/ч 1 час 40 минут.

Используя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Алек­сею оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти меню, поз­во­ля­ю­щее ему ком­пен­си­ро­вать энер­ге­ти­че­ские затраты.

При вы­бо­ре учтите, что Алек­сей любит бу­тер­брод со свининой. В от­ве­те ука­жи­те энер­ге­ти­че­ские затраты, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство в нем углеводов.

 

32.

Объем мочи, вы­де­ля­е­мый телом че­ло­ве­ка за сутки, не равен объ­е­му вы­пи­той за то же время жидкости. Ука­жи­те не менее двух при­чин этого явления.