СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости


Варианты заданий

Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Без метода (60 шт.)
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 17 № 53

Перед вами пищевая цепь: пшеница → саранча → ящерица → сова → орёл. Какой из этих организмов является основным конкурентом за пищу людей?

 

1) саранча

2) орёл

3) сова

4) ящерица


Аналоги к заданию № 53: 5828 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1301.

2
Задание 17 № 181

Выберите правильно составленную пищевую цепь.

 

1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб

2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб

3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж

4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1302.

3
Задание 17 № 213

В пищевой цепи: одноклеточные водоросли → дафнии → ...?... → орлан белохвост — под знаком «?» находится

 

1) обыкновенный перепел

2) утка-кряква

3) обыкновенный скворец

4) ястреб перепелятник


Аналоги к заданию № 213: 5965 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1303.

4
Задание 17 № 245

Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:

 

хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай

 

1) горностай

2) хлебные злаки

3) паук

4) шведская муха


Аналоги к заданию № 245: 7323 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.

5
Задание 28 № 255

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Почему отношения печёночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?

2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?


КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей- паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.

6
Задание 17 № 277

Как получают энергию редуценты (разрушители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они питаются растущими растениями.

3) Они используют энергию солнца.

4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.


Аналоги к заданию № 277: 5737 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.

7
Задание 18 № 279

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:

 

Группа 1Группа 2
КроликЛягушка
ЖирафПаук
СлонЛев

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

 

1) источник питания

2) способ размножения

3) характер передвижения

4) органы кровообращения


Аналоги к заданию № 279: 5148 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.

8
Задание 19 № 280

Верны ли следующие суждения о значении птиц в природе?

 

А. Насекомоядные птицы распространяют плоды и семена растений в природе.

Б. Хищные птицы в природе регулируют численность мелких птиц.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Аналоги к заданию № 280: 3982 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.

9
Задание 17 № 309

Как получают энергию продуценты (производители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они питаются мёртвыми организмами.


Аналоги к заданию № 309: 6757 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1306.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

10
Задание 24 № 315

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вредная черепашка

4) степной орёл

5) обыкновенный перепел


Аналоги к заданию № 315: 6852 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1306.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

11
Задание 17 № 341

Как получают энергию консументы (потребители)?

 

1) Они используют энергию солнца.

2) Они потребляют воду из почвы.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они минерализуют органические вещества.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1307.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

12
Задание 17 № 373

Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов — производителей органических веществ)?

 

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.

3) Они используют энергию организма-хозяина.

4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1308.

13
Задание 17 № 405

Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?

 

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они получают энергию из веществ организма-хозяина.


Аналоги к заданию № 405: 8317 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1309.

14
Задание 28 № 415

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2) Как паразит влияет на организм хозяина?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?


КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

1
Задание 28 № 831

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?

2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

Аналоги к заданию № 415: 7103 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1309.

15
Задание 17 № 437

Какое из следующих утверждений справедливо для редуцентов (разрушителей)?

 

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они используют энергию организма-хозяина.


Аналоги к заданию № 437: 7457 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1310.

16
Задание 17 № 469

Какое из следующих утверждений справедливо для консументов (потребителей)?

 

1) Они разлагают органические вещества до неорганических.

2) Они извлекают энергию из неорганических веществ.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они извлекают энергию из поедаемых ими растений и животных.


Аналоги к заданию № 469: 6766 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1311.

17
Задание 17 № 501

В пищевой цепи: листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел — под знаком «?» находится

 

1) полевая мышь

2) обыкновенный стриж

3) обыкновенный ёж

4) ястреб перепелятник

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

18
Задание 24 № 507

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) паук

2) сова

3) цветущее растение

4) муха

5) жаба


Аналоги к заданию № 507: 7664 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

19
Задание 28 № 543

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкийхарактер, чем внутривидовая?

2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?


КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

1
Задание 28 № 927

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2) Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3) Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.

20
Задание 17 № 629

Участок территории или акватории, в пределах которого в целях обеспечения охраны определённых видов постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности, — это

 

1) заповедник

2) заказник

3) ботанический сад

4) зоопарк


Аналоги к заданию № 629: 7221 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1316.

21
Задание 28 № 735

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?


ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.


Аналоги к заданию № 735: 3371 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1318.

22
Задание 28 № 767

Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что один организм-нахлебник извлекает (получает) от другого?

2) Каков характер отношений между организмами в квартирантстве?

3) Какое преимущество получает актиния в кооперации с раком отшельником?


НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ

 

Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более

тонкие взаимоотношения.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.

 

При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.

 

Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменныхконтактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

1
Задание 28 № 1279

Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какую пользу извлекает организм-квартирант от хозяина?

2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве?

3) Какое преимущество получает рак-отшельник в кооперации с актинией?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1319.

23
Задание 28 № 831

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?

2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?


КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

1
Задание 28 № 415

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2) Как паразит влияет на организм хозяина?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?


Аналоги к заданию № 415: 7103 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1309.
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

24
Задание 21 № 921

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

25
Задание 28 № 927

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2) Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3) Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?


КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

1
Задание 28 № 543

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкийхарактер, чем внутривидовая?

2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

26
Задание 21 № 985

Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) почвенные зелёные водоросли

2) гадюка обыкновенная

3) мох сфагнум

4) подрост сосны

5) тетерев

6) лесная мышь

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1326.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

27
Задание 18 № 1047

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
ЛистЧерешок
...Биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) почва

2) животные

3) ареал

4) биосфера

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1327.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

28
Задание 24 № 1051

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) липа

2) ястреб перепелятник

3) жук пахучий красотел

4) обыкновенный скворец

5) гусеница непарного шелкопряда


Аналоги к заданию № 1051: 8192 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1327.

29
Задание 18 № 1079

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
Кровеносная системаСердце
...Биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) биосфера

2) растения

3) ареал

4) почва

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1328.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

30
Задание 23 № 1082

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ХАРАКТЕРИСТИКА                       ГРУППА
A) образуют органические вещества из неорганических1) производители
Б) потребляют готовые органические вещества2) потребители
В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ
Г) принадлежит к растительноядным животным
Д) являются первым звеном цепи питания

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Аналоги к заданию № 1082: 5694 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1328.

31
Задание 28 № 1119

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Почему внутривидовая конкуренция имеет более ожесточённый характер?

2) Что партнёры извлекают (получают) из взаимовыгодных отношений? Объясните на конкретном примере.

3) К чему приводит вытеснение одних особей другими в результате конкуренции?


КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

1
Задание 28 № 543

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкийхарактер, чем внутривидовая?

2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.

Аналоги к заданию № 1119: 5133 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1329.

32
Задание 18 № 1239

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

ЦелоеЧасть
Тонкий кишечник...
БиоценозГрибы

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) ворсинки

2) печёночная доля

3) слюнная железа

4) альвеолы

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1333.

33
Задание 18 № 1271

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

ЦелоеЧасть
Пищеварительный канал человекаПищевод
Биоценоз...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) воздух

2) биосфера

3) почва

4) бактерии

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.

34
Задание 28 № 1279

Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какую пользу извлекает организм-квартирант от хозяина?

2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве?

3) Какое преимущество получает рак-отшельник в кооперации с актинией?


НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ

 

Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более

тонкие взаимоотношения.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.

 

При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.

 

Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменныхконтактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

1
Задание 28 № 767

Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что один организм-нахлебник извлекает (получает) от другого?

2) Каков характер отношений между организмами в квартирантстве?

3) Какое преимущество получает актиния в кооперации с раком отшельником?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1319.
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.

35
Задание 16 № 1298

Какова роль разрушителей (редуцентов) в экологических сообществах?

 

1) обеспечивают производителей минеральным питанием

2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ

3) поедают растительные организмы

4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов


Аналоги к заданию № 1298: 5500 Все

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2018 по биологии., Демонстрационная версия ГИА—2014 по биологии., Демонстрационная версия ОГЭ по биологии 2020.

36
Задание 19 № 1302

Верны ли следующие суждения о цепях питания?

 

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Аналоги к заданию № 1302: 4522 4699 Все

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2018 по биологии., Демонстрационная версия ГИА—2014 по биологии., Демонстрационная версия ОГЭ по биологии 2020.

37
Задание 16 № 1367

Какое из приведённых растений составляет основу карельских лесов?

 

1) сосна

2) берёза

3) дуб

4) клён


38
Задание 16 № 1431

Природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, — это

 

1) пищевая цепь

2) экосистема

3) круговорот веществ

4) продуцент


Аналоги к заданию № 1431: 4467 Все


39
Задание 19 № 1435

Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?

 

А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.

Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны


40
Задание 16 № 1463

Взаимоотношения между организмами, при которых группы особей (бактерии, грибы, растения, животные) связаны друг с другом отношениями пища — потребитель, — это

 

1) круговорот веществ

2) продуцент

3) экосистема

4) пищевая цепь


Аналоги к заданию № 1463: 6238 Все


41
Задание 19 № 1467

Верны ли следующие утверждения?

 

А. Энергия переходит с одного трофического уровня на другой без потерь.

Б. Агроценозы не способны существовать без участия человека.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны


42
Задание 16 № 1880

Какой цифрой на рисунке обозначен консумент второго порядка?


43
Задание 16 № 1912

Какой цифрой на рисунке обозначен продуцент?


44
Задание 25 № 1985

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) биосфера

2) производитель

3) разрушитель

4) потребитель

5) агроценоз

6) биогеоценоз

7) популяция

8) хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Аналоги к заданию № 1985: 6935 Все


45
Задание 21 № 2046

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию


46
Задание 16 № 2085

Волки в биогеоценозе регулируют численность

 

1) белок

2) сов

3) зайцев

4) медведей


Аналоги к заданию № 2085: 7556 Все


47
Задание 18 № 2120

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

ЦелоеЧасть
кровеносная системасердце
...биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) почва

2) растения

3) ареал

4) биосфера


48
Задание 24 № 2125

Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) лишайники

2) травы

3) мхи

4) кустарники

5) деревья


49
Задание 28 № 2930

Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы.

 

1) Что входит в состав биоценоза?

2) Что из объектов природы служит примером биоценоза?

3) Какое преимущество для растений имеет их распределение в пространстве?


Биоценоз и биогеоценоз

 

Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоёма, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворёнными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.


50
Задание 16 № 2937

Какую роль в пищевых цепях экосистем играют зелёные растения?

   1) 

производителей

   2) 

потребителей первого порядка

   3) 

потребителей второго порядка

   4) 

разрушителей

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

51
Задание 17 № 2945

Определите правильно составленную пищевую цепь

   1) 

полярная сова  мелкие певчие птицы  насекомые  растения

   2) 

растения  насекомые  мелкие певчие птицы  полярная сова

   3) 

растения  полярная сова  мелкие певчие птицы  насекомые

   4) 

насекомые  мелкие певчие птицы  растения  полярная сова

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

52
Задание 18 № 2955

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

Биосфера

Биоценоз

Вид


Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

   1) 

популяция

   2) 

ареал

   3) 

животные

   4) 

растения


53
Задание 17 № 2994

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

   1) 

листовой опад → дождевой червь → крот → лисица

   2) 

дождевой червь → листовой опад → крот → лисица

   3) 

листовой опад → крот → лисица → дождевой червь

   4) 

лисица → крот → дождевой червь → листовой опад


Аналоги к заданию № 2994: 4749 Все

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

54
Задание 16 № 8379

Какова роль редуцентов в сообществах?

   1) 

поедают растительные организмы

   2) 

синтезируют органические вещества из неорганических

   3) 

обеспечивают производителей минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов

   4) 

поставляют в экосистему органическое вещество и энергию


55
Задание 1 № 12127

Какой уровень организации живого изображен на фотографии?


56
Задание 1 № 12130

Как называется оболочка Земли, изображенная на рисунке?


57
Задание 17 № 14917

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

 

1) опавшая листва → дождевой червь → ёж → лиса

2) ёж → дождевой червь → лиса → опавшая листва

3) дождевой червь → опавшая листва → ёж → лиса

4) лиса → ёж → дождевой червь → опавшая листва


58
Задание 1 № 16390

На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?


59
Задание 16 № 16405

Симбиотические отношения формируются у

 

1) трутовика и берёзы

2) подберёзовика и ели

3) росянки и мухи

4) птицы и насекомого


60
Задание 19 № 16408

Какое утверждение о цепях питания верно?

 

А. Стрелками в цепях питания демонстрируют переход энергии с одного уровня на другой.

Б. Цепи питания начинаются с растений или органических остатков.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Пройти тестирование по этим заданиям