СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости


Варианты заданий

Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Без метода (128 шт.)
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 5 № 39

Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.

 

1) летающими насекомыми

2) рыбой

3) сочными плодами

4) мелкими млекопитающими


Аналоги к заданию № 39: 6541 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1301.

2
Задание 16 № 52

Какое животное ведёт паразитический образ жизни?

 

1) дождевой червь

2) малый прудовик

3) малярийный плазмодий

4) ланцетник


Аналоги к заданию № 52: 6424 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1301.

3
Задание 5 № 167

Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.

 

1) бесхвостыми земноводными

2) мелкими млекопитающими

3) летающими насекомыми

4) молодыми побегами


Аналоги к заданию № 167: 3514 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1302.

4
Задание 16 № 180

Между какими организмами складываются взаимовыгодные отношения в природе?

 

1) паук–клещ

2) рак отшельник–актиния

3) лиса–заяц

4) ласка–горностай


Аналоги к заданию № 180: 6941 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1302.

5
Задание 24 № 187

Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) отделение черешка листа от побега

2) пожелтение листьев

3) образование пробкового слоя у основания черешка листа

4) уменьшение длины светового дня

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1302.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

6
Задание 5 № 199

Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.

 

1) мелкими земноводными

2) мелкими млекопитающими

3) семенами

4) летающими насекомыми


Аналоги к заданию № 199: 5534 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1303.

7
Задание 16 № 212

Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?

 

1) хищник — жертва

2) конкурентные

3) взаимовыгодные

4) паразит — хозяин


Аналоги к заданию № 212: 4672 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1303.

8
Задание 5 № 231

Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.

 

1) мелкими земноводными

2) летающими насекомыми

3) насекомыми и их личинками

4) мелкими млекопитающими


Аналоги к заданию № 231: 4815 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.

9
Задание 16 № 244

Конкуренция в искусственных сообществах возникает между

 

1) паразитами и хозяевами

2) видами со сходными потребностями

3) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

4) хищниками и жертвами


Аналоги к заданию № 244: 6004 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.

10
Задание 29 № 256

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26°C, а запас воды у путника — 10 л?

2) Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?


Аналоги к заданию № 256: 4527 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

11
Задание 16 № 276

Какой характер имеют взаимоотношения божьей коровки и тли?

 

1) симбиоз

2) конкуренция

3) паразит — хозяин

4) хищник — жертва


Аналоги к заданию № 276: 7340 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.

12
Задание 5 № 295

При низких температурах воздуха птицы распушают перья. Как такое поведение помогает пернатым?

 

1) Это уменьшает потери тепла.

2) Это защищает перья от повреждения.

3) Это увеличивает выработку тепла.

4) Это предохраняет их кожу от высыхания.


Аналоги к заданию № 295: 6454 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1306.

13
Задание 16 № 308

К какому типу относят взаимоотношения гриба и водоросли в составе лишайника?

 

1) паразитизм

2) симбиоз

3) нейтрализм

4) конкуренция


Аналоги к заданию № 308: 4531 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1306.

14
Задания Д  № 320

Орнитологи исследовали зависимость выживаемости птенцов скворцов от числа отложенных самкой яиц. После вылупления птенцов метили и через несколько месяцев отлавливали. Учитывались только птенцы, прожившие больше трёх месяцев. Изучите таблицу «Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке» и ответьте на следующие вопросы.

 

Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц

в гнезде

Число меченых

птенцов

Число отловленных птенцов

старше трёх месяцев (в среднем на

100 помеченных)

1650
23281
312782
439563
561753
6280

 

1) Птенцы из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему?

2) Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1306.

15
Задание 16 № 340

Для медведя абиотическим фактором является

 

1) высота снежного покрова

2) наличие в лесу старых деревьев с дуплами

3) урожай семян ели

4) численность лосей


Аналоги к заданию № 340: 7716 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1307.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

16
Задание 16 № 372

Какой фактор оказывал наибольшее влияние на формирование кроны сосен, изображённых на рисунке?

 

1) освещённость

2) температура воздуха

3) влажность воздуха

4) влажность почвы

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1308.

17
Задание 23 № 378

Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ОРГАНИЗМ                       СРЕДА
A) личинка майского жука1) водная
Б) личинка комара2) почвенная
В) дождевой червь   
Г) крот
Д) дельфин
Е) гидра

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Аналоги к заданию № 378: 6988 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1308.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

18
Задание 3 № 387

В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

 

1) Их отношения взаимовыгодны.

2) Водоросль паразитирует на грибе.

3) Они конкурируют за свет и воду.

4) Их отношения нейтральны.


Аналоги к заданию № 387: 4397 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1309.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

19
Задание 16 № 404

Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит

 

1) повышение температуры воздуха

2) сокращение длины светового дня

3) увеличение влажности среды

4) понижение температуры воздуха


Аналоги к заданию № 404: 3245 8032 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1309.

20
Задание 3 № 419

Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой

 

1) лишайник

2) плесень

3) микоризу

4) спору


Аналоги к заданию № 419: 7891 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1310.

21
Задание 16 № 436

Инфракрасные лучи обеспечивают

 

1) синтез органических веществ из неорганических

2) фотолиз воды в клетках растений

3) яркую окраску цветков, привлекающих внимание опылителей

4) повышение температуры растений


Аналоги к заданию № 436: 4391 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1310.

22
Задание 23 № 442

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                       ГРУППА
A) вирус гепатита1) абиотический фактор
Б) химический состав почвы2) биотический фактор
В) длина светового дня   
Г) пыльца растений
Д) смерч

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1310., ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

23
Задание 16 № 468

С каким из перечисленных организмов у дуба могут сложиться симбиотические отношения?

 

1) кабан

2) белый гриб

3) дубовый долгоносик

4) бабочка дубовый шелкопряд


Аналоги к заданию № 468: 8204 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1311.

24
Задание 23 № 474

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ОРГАНИЗМЫ                       ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) жук-плавунец и малёк рыбы1) паразит — хозяин
Б) щука и карась2) хищник — жертва
В) человек и чесоточный зудень   
Г) лисица и мышь
Д) свинья и свиной цепень
Е) бактерия и бактериофаг

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Аналоги к заданию № 474: 5954 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1311.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

25
Задание 3 № 483

Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

 

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

4) нет грибов


Аналоги к заданию № 483: 5029 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.

26
Задание 16 № 500

Для форели биотическим фактором будет являться

 

1) наличие планктона

2) температура воды

3) понижение уровня воды в водоёме

4) концентрация кислорода в воде


Аналоги к заданию № 500: 5190 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.

27
Задание 16 № 532

Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором

 

1) экологическим

2) антропогенным

3) ограничивающим

4) сезонным


Аналоги к заданию № 532: 6033 8277 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.

28
Задание 17 № 533

В озере, расположенном вблизи животноводческой фермы, неожиданно начали разрастаться водоросли. Что, вероятнее всего, является причиной этого разрастания?

 

1) понижение уровня воды в озере

2) снижение температуры воздуха

3) выброс газов из расположенного на ферме оборудования

4) попадание с фермы в озеро органических веществ


Аналоги к заданию № 533: 7440 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.

29
Задания Д  № 544

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.


Аналоги к заданию № 544: 8188 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.

30
Задание 16 № 564

Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает ни вреда, ни пользы, наблюдаются при

 

1) квартиранстве

2) хищничестве

3) паразитизме

4) симбиозе

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1314.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

31
Задания Д  № 576

Пользуясь таблицей «Роль температуры в развитии культурных растений» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Роль температуры в развитии культурных растений

 

* Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.

 

1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать при низких температурах?

2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?

3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800°С?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1314.

32
Задание 16 № 596

Обязательными внутриклеточными паразитами являются

 

1) вирусы

2) простейшие

3) бактерии

4) дрожжи

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1315.

33
Задание 28 № 607

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?

2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?

3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

1
Задание 28 № 863

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?

2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?

3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и манёвренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.


Аналоги к заданию № 863: 7680 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1322.
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1315.

34
Задания Д  № 608

Пользуясь таблицей «Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих

от высоты над уровнем моря

 

ВидВысота над

уровнем моря,

км

Количество

эритроцитов

в 1 мм3 крови,

млн

Содержание

гемоглобина,

%

Горный баран-архар4–51417,1
Овца домашняя в горах2,61011,6
Овца домашняя на

равнине

0910,3
Винторогий козел2–3,52617,1
Дагестанский тур2–41412,4
Коза домашняя в горах2–32012,5
Коза домашняя на

равнине

0159,9
Собака домашняя в горах4,5820,6
Собака домашняя на

равнине

0614.3

 

1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются на высоту более 3,5 км?

2) Какая зависимость существует между высотой, на которой может обитать животное, и количеством эритроцитов в 1 мм3?

3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организмах млекопитающих?


Аналоги к заданию № 608: 3134 4004 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1315.

35
Задание 16 № 628

Какой фактор является сигналом к отлёту перелётных птиц?

 

1) короткий световой день

2) длительные дожди

3) низкие температуры

4) отсутствие листьев на деревьях

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1316.

36
Задание 29 № 640

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

СортГлазокМякоть

клубня

ЯгодаЛистьяСтебель
Детскосельский40,27,54,59
Синеглазка50,1967
Чугунка40,28,55,59,5
Скала10,46,84,811,2
Золушка30,387,58
Ранняя роза30,144,68,9

 

1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1316.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

37
Задание 16 № 660

В связи с приспособлением к водному образу жизни у дельфинов

 

1) имеется плавательный пузырь

2) развилось жаберное дыхание

3) появилась обтекаемая форма тела

4) имеются млечные железы


Аналоги к заданию № 660: 4090 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1317.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

38
Задание 29 № 672

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Размножение рыб

 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная302,73–45
Норвежская сельдь2001,32–78
Треска балтийская100015–93
Сазан150015–68
Колюшка

трёхиглая

0,1–11,812

 

1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?

2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?

3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?


Аналоги к заданию № 672: 4795 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1317.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

39
Задание 16 № 724

Примером действия какого фактора является обгрызание зайцами коры молодых лиственных деревьев в лесу?

 

1) биотического

2) суточного

3) антропогенного

4) абиотического


Аналоги к заданию № 724: 7432 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1318.

40
Задания Д  № 768

Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

 

*Прочерк – это отсутствие данных.

 

1) Для каких растений из числа приведённых характерна наименьшая листовая пластинка?

2) Какая особенность расположения устьиц на листе характерна для двудольных растений, представленных в таблице?

3) Каково назначение устьиц в регуляции температуры тела растений?


Аналоги к заданию № 768: 6813 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1319.

41
Задание 16 № 788

Факторы среды, воздействующие на организм, называют

 

1) биологическими

2) социальными

3) ограничивающими

4) экологическими


Аналоги к заданию № 788: 7253 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1320.

42
Задания Д  № 800

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

 

Размножение рыб

 

Вид рыбыКоличество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок,

мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука быкновенная302,73–45
Норвежская сельдь2001,32–78
Треска балтийская10 00015–93
Сазан150015–68
Колюшка трёхиглая0,1–11,812

 

1) У каких видов рыб наименьший диаметр икринок?

2) С чем у рыб связана высокая плодовитость?

3) Как Вы считаете, у какой из представленных в таблице рыб развита забота о потомстве? Объясните свой ответ с помощью данных таблицы.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1320.

43
Задание 17 № 821

Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?

 

1) отпугивает хищников

2) привлекает особей другого пола

3) делает животных незаметными в окружающей среде

4) обостряет внутривидовую борьбу за существование


Аналоги к заданию № 821: 7204 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.

44
Задание 29 № 832

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

 

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

СтволХвояВетви
10058,913,28,9
18563,714,27,7
40066,410,06,3
50064,913,45,0
70072,88,74,9

 

1) В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2) Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3) Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?


Аналоги к заданию № 832: 5065 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

45
Задание 16 № 852

В какой среде обитания живут майские жуки на взрослой стадии развития?

 

1) почвенной

2) организменной

3) водной

4) наземно-воздушной


Аналоги к заданию № 852: 7918 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1322.

46
Задание 28 № 863

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?

2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?

3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и манёвренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

1
Задание 28 № 607

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?

2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?

3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1315.

Аналоги к заданию № 863: 7680 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1322.

47
Задания Д  № 864

Пользуясь таблицей «Характеристика деревьев сосны с диаметром ствола 7 см в сосновых лесах» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Характеристика деревьев сосны с диаметром ствола 7 см

в сосновых лесах

 

Густота насаждений

(в штуках на гектар)

Высота

дерева (м)

Начало кроны

(см от поверхности почвы)

Длина

кроны (м)

2404,3403,9
4304,5304,2
8404,9504,4
21105,31403,9
34805,82203,6

 

1) Какая существует зависимость между густотой насаждений и длиной кроны?

2) Как Вы считаете, почему изучались деревья с одинаковой толщиной ствола (7 см)?

3) В какой форме борьба за существование в сосновом лесу протекает наиболее остро?


Аналоги к заданию № 864: 4938 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1322.

48
Задание 16 № 884

При выращивании растений в теплицах недостаток света в осенне-зимний период можно компенсировать

 

1) поддерживанием высокой влажности почвы

2) биологической борьбой с вредителями

3) повышением в воздухе содержания углекислого газа

4) регулярной подкормкой растворами азотных и калийных солей


Аналоги к заданию № 884: 5102 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

49
Задание 16 № 916

К биотическим факторам среды относят влияние

 

1) состава воздуха на рост и развитие корней растений

2) органических веществ почвы на жизнедеятельность растений

3) структуры почвы на сохранение в ней влаги

4) личинок колорадских жуков на рост и развитие паслёновых растений


Аналоги к заданию № 916: 7717 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

50
Задание 16 № 948

Факторы, выходящие за границы выносливости максимума или минимума, называют

 

1) оптимальными

2) нормой реакции

3) зонами угнетения

4) ограничивающими


Аналоги к заданию № 948: 7113 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1325.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

51
Задание 18 № 951

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое Часть
ЦветокПестик
Вид...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) популяция

2) род

3) ареал

4) сообщество

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1325.

52
Задание 5 № 967

Перелёты птиц связаны с

 

1) частыми осенними дождями

2) сокращением мест гнездования

3) минусовой температурой воздуха в зимний период

4) недостатком или отсутствием пищи в осенне-зимний период


Аналоги к заданию № 967: 4128 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1326.

53
Задание 16 № 980

Обилие пищи увеличивает устойчивость птиц к низкой температуре — это пример

 

1) предела выносливости

2) нормы реакции признаков

3) действия антропогенного фактора

4) взаимодействия факторов


Аналоги к заданию № 980: 5127 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1326.

54
Задания Д  № 990

Почему жители севера отдают предпочтение мясной пище (особенно жирной), а южных регионов – больше употребляют растительную пищу?

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1326.

55
Задание 29 № 992

→Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб% белков% жировКалорий в 100 г
Вобла182,895
Окунь170,673
Карась170,574
Шпрот177,6136
Лосось2412200
Стерлядь176116
Карп201,594

 

1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?


Аналоги к заданию № 992: 5048 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1326.

56
Задание 16 № 1044

Примером отношений паразит — хозяин служат отношения между

 

1) лишайником и берёзой

2) раком-отшельником и актинией

3) аскаридой и человеком

4) лягушкой и комаром

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1327.

57
Задание 29 № 1056

Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период активности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Название
животного
Пульс в минутуТемпература тела, °С% потери
в весе
в период
активности
во время
спячки
в период
активности
во время
спячки
Ёж752535,53,131,2
Летучая мышь4201637,52,633,5
Хомяк1751338,54,535
Жёлтый суслик2251237,01,443

 

1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки?

2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?

3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?


Аналоги к заданию № 1056: 4561 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1327.

58
Задание 16 № 1076

Ультрафиолетовые лучи обеспечивают

 

1) нагревание тел живой и неживой природы

2) восприятие цвета глазом человека

3) синтез органических веществ из неорганических

4) синтез пигмента в клетках эпидермиса человека

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1328.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

59
Задание 16 № 1108

Как называют факторы неживой природы, влияющие на организмы?

 

1) ограничивающие

2) антропогенные

3) абиотические

4) биотические


Аналоги к заданию № 1108: 6385 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1329.

60
Задания Д  № 1152

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

 

1) Сколько километров может пройти человек в пустыне, если температура воздуха составляет 32 °С, а запас воды у путника — 4 л?

2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?


Аналоги к заданию № 1152: 3070 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1330.

61
Задание 16 № 1172

К каким факторам относят деятельность человека в природе?

 

1) антропогенным

2) ограничивающим

3) абиотическим

4) биотическим


Аналоги к заданию № 1172: 8282 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1331.

62
Задание 17 № 1173

Доказательство действия биологических факторов эволюции в современном человеческом обществе — это

 

1) изменения в лексике, развитие науки и культуры у народов

2) увеличение частоты наследственных заболеваний у человека

3) рождение в популяциях человека метисов и мулатов

4) расселение людей по всей планете

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1331.

63
Задание 16 № 1204

Интенсивность какого процесса у животных зависит от изменения длины светового дня?

 

1) выделение пота потовыми железами

2) частота дыхания

3) образование ферментов слюны

4) функционирование половых желёз


Аналоги к заданию № 1204: 5388 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1332.

64
Задание 16 № 1236

Взаимоотношения личинок божьих коровок и тлей относят к

 

1) нахлебничеству

2) симбиозу

3) хищничеству

4) паразитизму


Аналоги к заданию № 1236: 4573 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1333.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

65
Задание 5 № 1254

Разорение муравейников приносит вред лесам, так как муравьи

 

1) опыляют древесные растения леса

2) питаются разнообразными насекомыми

3) служат кормом для насекомых-опылителей

4) питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений


Аналоги к заданию № 1254: 4652 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.

66
Задание 16 № 1268

Взаимоотношения жуков-плавунцов и мальков рыб относят к

 

1) симбиозу

2) паразитизму

3) хищничеству

4) нахлебничеству


Аналоги к заданию № 1268: 6531 Все

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.

67
Задание 5 № 1287

Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде.

 

1) летающими насекомыми

2) мышевидными грызунами

3) твёрдыми плодами

4) зелёными побегами


Аналоги к заданию № 1287: 6524 Все

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2018 по биологии., Демонстрационная версия ГИА—2014 по биологии.

68
Задание 29 № 1378

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.

 

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность

основных сельскохозяйственных культур центральной

 

Наименование

культуры

2005 год2006 год
площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

Озимая пшеница515277754545374969
Клещевина27171016138
Подсолнечник1582171415632521
Лён масличный157135912220217

 

1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?

2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.


69
Задание 29 № 1410

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.

 

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.

 

Наименование

культуры

2005 год2006 год
площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, турожай-
ность,

ц/га

Горчица16614599612113
Озимый рапс5098177518425
Соя3285591723268830
Яровой рапс30458506713

 

1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?

2. Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

70
Задание 16 № 1495

Между какими организмами устанавливаются симбиотические отношения?

 

1) лев и косуля

2) рак отшельник и актиния

3) человек и бычий цепень

4) амёба и эвглена зелёная


71
Задание 22 № 1501

Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) температура воздуха

2) загрязнение парниковыми газами

3) наличие неперерабатываемого мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

72
Задание 29 № 1507

Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.

 

Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1. Какой вес имело большинство детей при рождении?

2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?

3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.

 

Вес детей при рождении и детская смертность

 

Диапазон веса младенцев, кг 0–0,5 0,5–1 1–1,5 1,5–2 2–2,5 2,5–3 3–3,5 3,5–4 4–4,5 4,5–5больше 5
Количество детей21762813169961411645177485
Процент умерших детей100887315964571020

 


73
Задание 16 № 1527

Между какими организмами устанавливаются симбиотические отношения?

 

1) человек и кишечная палочка

2) кит и мелкие ракообразные

3) человек и лямблии

4) виноград и улитка


74
Задание 22 № 1533

Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) освещённость

2) влажность

3) наличие парниковых газов

4) температура воздуха

5) поедание животными друг друга

6) наличие дороги


75
Задание 29 № 1539

Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.

 

Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1. При какой концентрации СO2 фотосинтез идёт наиболее эффективно?

2. Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти?

3. Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?

Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!

 

 

 

 

Таблица 1

Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации


76
Задание 4 № 1565

Приспособлением к какому из условий среды является мозаичное расположение листьев?

 

1) к лучшему минеральному питанию растения

2) к максимальному испарению воды

3) к лучшей освещённости листьев

4) к подъёму воды на бóльшую высоту


77
Задание 16 № 1579

К антропогенным экологическими факторам относится

 

1) ультрафиолетовое излучение

2) разлив нефти в океане

3) заражение глистами

4) заболевание гриппом


78
Задание 21 № 1584

Из перечисленного списка выберите паразитические организмы. Выберите три верных организма из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) дрожжи

2) бледная спирохета

3) цианобактерия

4) палочка Коха

5) трутовик

6) мукор


79
Задание 29 № 1591

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:

 

Виды рыбМасса, гДыхательная

поверхность жабр,

см2

серебряный карась10,016,96
камбала135,0889,00
окунь73,01173,8

 

1) Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?

2) У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?

3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

80
Задание 16 № 1611

К биотическим экологическим факторам относится

 

1) парниковый эффект

2) кислотный дождь

3) полёт в космос

4) смена сообщества


81
Задание 17 № 1612

Организмы, как правило, приспосабливаются

 

1) к нескольким наиболее важным экологическим факторам

2) к одному наиболее существенному фактору

3) в основном к абиотическим факторам

4) в основном к биотическим факторам


82
Задание 29 № 1623

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

 

Название
растения
Поверхность
верхняя

нижняя
число устьиц
кувшинка белая4060
овёс4027
пшеница

47

32
маслина0625

дуб0346

репа0716
слива0253
яблоня0246

 

1) Для чего нужны устьица растениям?

2) У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно объяснить?

3) На какой стороне листа расположены устьица у кувшинки и почему?


83
Задание 29 № 1628

В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых(в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине. Эти же данные отражены на графике. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1. С какими процессами связаны колебания численности насекомых?

2. На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?

3. Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.

 

ИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
1,30,81,71,60,71,2
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюнь
0,30,40,530,51,0

 

Источник/автор: Алиса Арефьева
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

84
Задание 29 № 1631

Учёные исследовали массу пчёл из разных районов. Их интересовали различия в массе летнего и осеннего поколения пчёл, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчёл говорит о степени физиологической подготовки пчёл к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчёл в улье и т. д.

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1) Как изменяется масса пчёл от лета к осени?

2) На сколько процентов изменилась сырая масса пчёл Уссурийска?

Пример расчёта сырой массы для пчёл Рязанской области: 78,6:69,6 ≈ 1,1293... Ответ: 12,9%.

3) Какая масса пчёл Уссурийска накапливается больше — сухая или сырая (в %)?

4) У каких пчёл сухая масса тела осенью больше — у северных или южных?

 

Происхождение пчёлПоколение пчёлСырая масса пчёл (в мг)Сухая масса пчёл (в мг)
Рязанская областьЛетнее
Осеннее
69,6
78,6
21,6
25,8
Ташкент

Летнее
Осеннее
62,1
71,6
19,5
23,8
МолдавияЛетнее
Осеннее
61,9
72,9

20,2
23,4

Уссурийск

Летнее
Осеннее
66,1
78,3

20,9
26,6

Латвия

Летнее
Осеннее
70,8
84,1
23,1
27,9
Источник/автор: Алиса Арефьева
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

85
Задание 16 № 1672

Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени ограничивает рост численности зайцев зимой?

 

1) большое количество хищников

2) малое количество еды

3) низкая температура

4) чистота воздуха


86
Задание 29 № 1684

Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1. При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?

2. Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.

3. Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.


87
Задание 16 № 1704

Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени ограничивает рост численности степных опоссумов засушливым летом?

 

1) малое количество еды

2) высокая температура

3) большое количество хищников

4) чистота воздуха


88
Задание 29 № 1716

Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество потомков тлей в процентах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1. При каком свете тли лучше всего размножаются?

2. Опишите динамику размножения тлей по неделям.

3. Опишите влияние синего света на размножение тлей.


89
Задание 29 № 1892

Ученица одной из московских школ изучала зависимость активности фотосинтеза от степени освещённости. Она отрезала корень у элодеи и поместила её вверх ногами в раствор. Стакан с элодеей освещался лампочкой, которую ученица отодвигала на разное расстояние. Измерялось количество пузырьков, поднимающихся от среза стебля к поверхности стакана, за 3 минуты. Результаты своих измерений ученица занесла в таблицу.

 

Расстояние от

лампочки до растения, см

Число пузырьков за 3 минутыСреднее число пузырьков

в минуту

повтор 1

повтор 2

повтор 3

средее
10010394648729
70811011049532
40101103939933

 

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

 

1. Каково влияние освещённости на активность протекания фотосинтеза?

2. На каком расстоянии от источника света фотосинтез идёт наиболее активно?

3. Как Вы думаете, как можно было бы достичь большей точности эксперимента?


90
Задание 16 № 1944

Фактор, который ограничивает распространение земноводных, — это

 

1) освещённость

2) концентрация кислорода в воздухе

3) атмосферное давление

4) влажность воздуха


91
Задание 18 № 1947

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

ОбъектПроцесс
акула — рыба-прилипаланахлебничество
бычий цепень — человек...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) хищничество

2) паразитизм

3) квартиранство

4) симбиоз


92
Задание 4 № 1962

Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна?

 

1) насекомыми

2) ветром

3) водой

4) млекопитающими


Аналоги к заданию № 1962: 7453 Все


93
Задание 16 № 1976

В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки. Значение этого факта заключается в том, что эти цветки

 

1) тенелюбивы

2) лучше заметны для людей

3) лучше заметны для насекомых

4) влаголюбивы


Аналоги к заданию № 1976: 7047 Все


94
Задание 28 № 1987

Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения?

2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов?

3) Как животные организмы используют видимые лучи?


СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.

Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра

выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.

Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.


95
Задание 29 № 1988

Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растении

 

ВидПлощадь поверхности листа, см2

Число устьиц в 1 см2
верхняя сторона

листа

нижняя сторона

листа

Капуста14 10022 600
Кукуруза600–135052006800
Овёс12–1525002300
Картофель510016 100
Яблоня1829 400
Фасоль49400028 100
Пшеница13–1533001400
Подсолнечник38175325

 

*Прочерк означает отсутствие данных.

 

1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?

3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?


Аналоги к заданию № 1988: 7160 Все


96
Задание 16 № 2009

Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу?

 

1) абиотического

2) антропогенного

3) сезонного

4) биотического


Аналоги к заданию № 2009: 7669 Все


97
Задание 16 № 2041

Примером действия какого фактора является вылов рыбы, идущей на нерест?

 

1) абиотического

2) антропогенного

3) сезонного

4) биотического


Аналоги к заданию № 2041: 4952 Все

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

98
Задание 17 № 2042

К какому виду эволюционных приспособлений относят сезонные миграции птиц?

 

1) морфологическому

2) биохимическому

3) поведенческому

4) физиологическому


99
Задание 16 № 2117

Конкуренция в природных сообществах возникает между

 

1) хищниками и жертвами

2) паразитами и хозяевами

3) видами со сходными потребностями в ресурсах среды

4) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом


Аналоги к заданию № 2117: 6006 Все


100
Задание 29 № 2129

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.

 

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб% белков% жировКалорий в 100 г
Вобла182,895
Окунь170,673
Карась170,574
Шпрот177,6136
Лосось2412200
Стерлядь176116
Карп201,594

 

1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?


101
Задание 28 № 2246

Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)


ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем — прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства — бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки — пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл — пчеловодство.

1
Задание 28 № 2260

Используя содержание текста «Пчеловодство», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью?

2) Какое устройство имел улей типа «борти»?

3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?


Аналоги к заданию № 2246: 6976 Все


102
Задание 29 № 2248

Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Интенсивность света (в свечах)Объем поглощенного углекислого газа за 1 мин. (в см3)
Серия 1Серия 2Серия 3В среднем
10015171616
20034363836
30052494950
40067696868
50088858586
600101101101101

 

1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?

2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?

3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?


Аналоги к заданию № 2248: 5116 Все


103
Задание 28 № 2260

Используя содержание текста «Пчеловодство», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью?

2) Какое устройство имел улей типа «борти»?

3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?


ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем — прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства — бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки — пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл — пчеловодство.

1
Задание 28 № 2246

Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)


Аналоги к заданию № 2246: 6976 Все


104
Задание 29 № 2261

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

 

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

Возраст, годыКоличество особейСмертность, %Доля самок в популяции
живых к началу возрастапогибших в данном возрасте
01000850850,50
211231280,46
45718320,32
6269350,23
8114350,27
1052350,20
1221500
13111000

 

1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.


105
Задание 29 № 2311

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», ответьте на вопросы и выполните задание.

 

Максимальная продолжительность жизни у разных видов позвоночных

 

Класс животныхВидМаксимальная продолжительность жизни (годы)
МлекопитающиеАфриканский слон
Белка
Домовая мышь
Собака
Человек
Шимпанзе
86
16
4
34
122
75
ПтицыГолубь
Колибри
Ласточка
Лебедь
23
4
9
70
Рыбы Гуппи
Карась
Осетр
Сом
3
15
160
60
ПресмыкающиесяГалапагосская черепаха
Нильский крокодил
Прыткая ящерица
177
68
8–10

 

1. Какое из представленных в таблице млекопитающих имеет наибольшую продолжительность жизни?

2. Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?

3. Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

106
Задание 29 № 2326

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

 

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

Класс животныхВидМаксимальная продолжительность жизни (годы)
МлекопитающиеАфриканский слон
Белка
Домовая мышь
Собака
Человек
Шимпанзе
86
16
4
34
122
75
ПтицыГолубь
Колибри
Ласточка
Лебедь
23
4
9
70
Рыбы Гуппи
Карась
Осетр
Сом
3
15
160
60
ПресмыкающиесяГалапагосская черепаха
Нильский крокодил
Прыткая ящерица
177
68
8–10

 

1) Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2) Какая рыба живет дольше всего?

3) Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?


107
Задание 21 № 2374

Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) влажность и температура

2) количество хищников

3) количество видов конкурентов

4) количество паразитов

5) распашка земель

6) посадка кустарников и деревьев


108
Задание 29 № 2432

Пользуясь таблицей 1 «Содержание свинца в почвах городов Ростовской области», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Почвы какого города наиболее загрязнены свинцом?

2) Что необходимо предпринять для предотвращения дальнейшего загрязнения почв свинцом?

3) Что можно предпринять для снижения содержания свинца в городских почвах?

 

Содержание свинца в почвах городов Ростовской области

 

ГородКоличество проб почвы, в которых содержание свинца превышает ПДК1
Ростов-на-Дону53
Шахты23
Таганрог33
Новочеркасск45
Батайск12
Азов4

109
Задание 29 № 2645

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °CРасстояние, км, при запасе воды
0 л4 л10 л
2670110160
32306080
49102030

 

1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 4 л?

2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

110
Задание 16 № 2936

У хвойных растений листья имеют немного устьиц и покрыты плотной кожицей. Это эволюционное приспособление к

   1) 

быстрому транспорту веществ внутри растения

   2) 

ускоренному фотосинтезу

   3) 

экономному расходованию влаги

   4) 

увеличению продолжительности жизни

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

111
Задание 22 № 2939

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   1) 

росянка

   2) 

божья коровка

   3) 

майский жук

   4) 

клещ

   5) 

бычий цепень

   6) 

малярийный плазмодий


112
Задание 16 № 2940

Симбиотическим организмом является

   1) 

гриб

   2) 

бактерия

   3) 

лишайник

   4) 

папоротник


113
Задание 17 № 3018

Известно, что семена некоторых растений (чистотел, фиалка, копытень) распространяются с помощью муравьёв. Как называют такой вид связи между организмами?

   1) 

симбиоз

   2) 

хищничество

   3) 

паразитизм

   4) 

конкуренция


114
Задание 5 № 3021

У животных-паразитов, в отличие от свободноживущих, в процессе эволюции произошло

   1) 

усложнение строения

   2) 

исчезновение ряда органов

   3) 

повышение уровня обмена веществ

   4) 

ускорение процессов жизнедеятельности


115
Задание 16 № 8390

Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит
в том, что у них

   1) 

прекращаются все процессы жизнедеятельности

   2) 

корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

   3) 

в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду

   4) 

устьица расположены на нижней части листа


Аналоги к заданию № 8390: 7396 Все

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

116
Задание 17 № 8398

Какой характер имеют взаимоотношения клеща и волка в лесу?

   1) 

симбиоз

   2) 

хищник − жертва

   3) 

паразит − хозяин

   4) 

конкуренция

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

117
Задание 1 № 12109

Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?


118
Задание 1 № 12115

В засушливых условиях листья многих растений видоизменяются в колючки. Как называется данное свойство живых организмов?


119
Задание 1 № 12116

Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?


120
Задание 1 № 12118

Какое явление изображено на рисунке?


121
Задание 1 № 12121

Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?


122
Задание 1 № 12158

Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?


123
Задание 1 № 12167

На графиках продемонстрированы изменения численности зайцев и рысей за 100 лет наблюдений.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?


124
Задание 16 № 14770

Конкурентные отношения в природе возникают между

 

1) хищниками и жертвами

2) паразитами и хозяевами

3) симбионтами

4) видами со сходными потребностями


125
Задание 21 № 14775

Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) свет

2) осушение болот

3) вечная мерзлота

4) состав растительности

5) ловля рыбы

6) атмосферное давление


126
Задание 16 № 14886

Какой характер носят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в водоёме?

 

1) хищник — жертва

2) паразит — хозяин

3) симбиоз

4) конкуренция


127
Задание 16 № 14916

Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

 

1) симбиозом

2) паразитизмом

3) нахлебничеством

4) хищничеством


128
Задание 16 № 16321

Среди перечисленных примеров укажите биотический фактор.

 

1) освещённость растений

2) осушение болот

3) внесение удобрений в почву

4) заражение мучнистой росой крыжовника


Пройти тестирование по этим заданиям